Эксперты Гарвардской медицинской школы на примере Анджелины Джоли указали на то, как публичные действия звезд влияют на принятие медицинских решений обычными людьми.
У популярной актрисы, как известно, умерла мать из-за рака яичников и рака молочной железы, а также бабушка и тетя — тоже из-за рака груди. В 2013 году Джоли подробно рассказала об этом в своей статьи, опубликованной в The New York Times. В частности, актриса объяснила свое решение пройти генетическое тестирование на рак молочной железы, а также сделать в профилактических целях двойную мастэктомию (удаление молочных желез) по итогам тестирования.
Результатом публикации стал неслыханный всплеск популярности методов тестирования на мутацию гена BRCA1, которая значительно повышает вероятность заболевания. Анализ данных 9 миллионов женщин в возрасте от 18 до 64 лет показал 64%-ный рост обращения представительниц женского пола для прохождения этого анализа в течение буквально двух недель после публикации статьи Джоли. Учитывая, что анализ недешевый (в США его стоимость составляет 3000 долл.), интерес к нему принес клиникам порядка 13,5 млн долларов.
Что интересно, эффект Анджелины Джоли – так окрестили врачи явление массового интереса к методу, вызванное публикацией знаменитости – не привел к росту числа диагнозов рака молочной железы. Более того, количество мастэктомий даже снизилось на 3%. Ученые объясняют это тем, что на тест пришло много людей с низким риском наличия опасной мутации, то есть тестирование было бесполезным для их здоровья.
«Полученные нами результаты очередной раз демонстрируют, как действия знаменитостей могут влиять на поведение населения, но они также показывают, что подобные заявления далеко не всегда оказываются ориентированы на тех, кому это действительно нужно», считает один из исследователей Сунита Десаи (Sunita Desai).