Ученые из University of Warwick и Queen's University Belfast сообщают, что применение CPAP-терапии для лечения пациентов с COVID-19 с острой дыхательной недостаточностью снижает риск их перевода на аппарат ИВЛ.
CPAP-терапия используется для лечения апноэ во сне. Суть метода заключается в вентиляции легких при положительном давлении, это предотвращает спадение дыхательных путей и возникновение апноэ – остановки дыхания. При этом человек спит в лицевой маске.
В исследовании RECOVERY-RS с апреля 2020 года по май 2021 года, приняли участие более 1,2 тысячи пациентов старше 18 лет с острой дыхательной недостаточностью из 48 клиник Великобритании. Ученые сравнивали эффект от CPAP-терапии, от высокопоточной назальной оксигенотерапии (HFNO) и от стандартной кислородной терапии. При HFNO кислород под высоким давлением подается через нос. При стандартной кислородной терапии человек дышит при помощи кислородного концентратора и полнолицевой маски.
Все три вида вмешательства в процессе исследования использовались для лечения пациентов с COVID-19, до того как возникала необходимость подключения их к аппарату ИВЛ. Из указанного числа 380 (29,9%) испытуемых получили CPAP-терапию, 417 (32,8%) – HFNO-терапию и 475 (37,3%) больных получали обычную кислородную терапию.
Согласно полученным данным, вероятность перевода пациента на ИВЛ или его смерти в течение 30 дней после лечения была значительно ниже при назначении CPAP-терапии по сравнению с теми, кто получал стандартную кислородную терапию. В группе CPAP 137 из 377 участников (36,3%) либо нуждались в ИВЛ, либо умерли в течение 30 дней, по сравнению со 158 из 356 участников (44,4%) в группе традиционной кислородной терапии. Данные для групп HFNO и традиционной оксигенотерапии практически не различались.
Расчеты показали, что 1 пациент сможет избежать ИВЛ в реанимации на каждые 12 человек, которые получали СРАР вместе стандартной кислородной терапии. То есть, использование CPAP позволяет реально снизить потребность в ИВЛ и нагрузку на койки в реанимации в целом.