Индийские ученые из Indian Institute of Management в Удайпуре обнаружили, что при нехватке времени люди начинают выбирать более калорийную пищу.
В первом своем эксперименте исследователи просили испытуемых вычеркнуть все буквы «е» в заданном отрывке текста. Задание надо было сделать на скорость – в течение 1 минуты. Но половина группы видела секундомер, на которым отсчет велся от 1 до 60 секунд, а половина – от 60 к 1 секунде. После выполнения задания участникам предложили выбрать кусок шоколадного торта или фруктовый салат. Оказалось, что люди, которые наблюдали обратный ход секундомера (от 60 к 1) предпочитали высококалорийный шоколадный торт.
В другом эксперименте участников просили найти нужное слово в заданном тексте. Опять половина группы видела количество оставшихся секунд, а другая половина – количество прошедших секунд. После этого половину участников из каждой группы попросили вспомнить ситуации из жизни, когда у них всего было в избытке, а другую просили вспомнить просто разные повседневные события. В конце эксперимента всем предложили взять столько конфет, сколько захочется. Больше всех конфет взяли люди, которые наблюдали, как заканчиваются отведенные им секунды, но только из той подгруппы, которую просили вспомнить обычные повседневные ситуации. У людей, думавших об изобилии, случавшемся в их жизни, эффект «убегающего времени» был нивелирован – они взяли столько же конфет, сколько группа, которая наблюдала за ходом секунд от 1 до 60.
Ученые приходят к выводу, что обратный отсчет секунд вызывает ощущение нехватки времени, и на фоне этого дефицита люди начинают компенсировать его высококалорийными продуктами. По этой же причине люди в состоянии цейтнота не готовы делиться своими ресурсами, выступая в роли волонтеров или благотворителей.
Возможно, что не только тающее на глазах время, но и заканчивающиеся деньги на заранее оплаченных счетах и даже индикатор зарядки на смартфоне тоже будут вызывать сходный эффект экономии и, как результат, желание восполнить ресурсы за счет чего-то другого – например, пищи с высоким показателем калорийности.