Израильские ученые из Tel Aviv University сообщают, что мамы, занятые смартфоном или чтением журналов, в 4 раза меньше взаимодействуют со своими детьми, и это замедляет развитие малышей.
В исследовании участвовали 33 мамы из Израиля со средним и высоким социально-экономическим статусом и их дети в возрасте от 24 до 36 месяцев (16 детей были мальчиками, а 17 – девочками).
Всего испытуемые должны были участвовать в 3 экспериментах: во время первого у матерей на руках был смартфон, во время второго – печатный журнал, а во время третьего женщины отдавали журнал и смартфон экспериментаторам и могли только играть со своими детьми. Женщины не знали о целях эксперимента, поэтому вели себя естественно, деля внимание между детьми, смартфоном или журналом.
Ученых интересовала лингвистическая компонента общения матерей с детьми (какую информацию мать транслирует ребёнку), степень интерактивности мам с детьми и реакция матери на то, что говорит ребёнок. Оценка этих показателей позволяет прогнозировать разные аспекты развития ребёнка: языковое, социальное, эмоциональное и когнитивное.
Оказалось, что все три компоненты взаимодействия в 2-4 раза уменьшались, если у мамы в руках был смартфон или печатный журнал по сравнению со временем свободной игры с собственным ребёнком. То есть, мамы в 4 раза реже обращались к своим детям, реже вступали с ними в диалог, давали меньше ответов, и в том числе содержательных ответов, на задаваемые детьми вопросы и чаще игнорировали явные предложения ребёнка.
Интересно, что по степени отвлечения внимания от общения с ребёнком смартфон и печатный журнал были одинаковы. Но, уточняют ученые, мы в целом используем смартфоны чаще, чем любые СМИ, поэтому именно они представляют собой угрозу для развития детей.