У многих пап может возникнуть соблазн полежать на диване вместо того, чтобы играть с ребёнком после тяжёлого рабочего дня.
Но отцы, которые проводят время, занимаясь веселыми и интерактивными занятиями со своим детьми, дают им преимущество в учёбе в школе, как показывает новое исследование.
Данные почти 5000 семей показали, что чтение, игры, рисование и даже пение детям помогли улучшить их успеваемость. И хотя мамы также могут улучшить академические навыки своего ребёнка, в целом они оказывают большее влияние на эмоциональное и социальное поведение маленьких детей. А вот отцы могут оказывать «уникальное влияние» на развитие своих детей, говорят исследователи, но часто они чувствуют себя менее способными сделать это из-за требований своей работы.
Новое исследование возглавила доктор Хелен Норман, научный сотрудник Школы бизнеса Университета Лидса. «Матери по-прежнему склонны брать на себя основную роль по уходу и, следовательно, чаще всего заботиться о детях», — сказала она. — «Но если отцы активно занимаются уходом за детьми, это значительно увеличивает вероятность того, что дети получат более высокие оценки в начальной школе».
Результаты команды обусловлены не только тем, что в воспитании ребёнка «две головы лучше, чем одна». В исследовании утверждается, что «отцы привносят нечто иное» в развитие ребёнка, поскольку они склонны взаимодействовать со своими детьми иначе, чем матери. Например, отцы с большей вероятностью будут проявлять больше физической активности и активности, что помогает развивать у детей поведение, связанное с принятием риска и решением проблем. Это может быть постройка крепости из мебели, игра в футбол на улице или драка подушками.
В целом, команда обнаружила, что участие отца в дошкольном возрасте (когда ребенку исполняется три года) помогло улучшить его успеваемость в начальной школе в таких областях, как математика, грамотность и двигательные навыки. Участие пап в пятилетнем возрасте также помогло улучшить результаты семилетних детей на ключевых этапах школьных тестов успеваемости. «Не было никаких конкретных отцовских действий, которые в любом случае имели бы серьезный эффект», — сказали учёные. — «Самое важное — это не просто участие одним способом, а, скорее, выполнение множества различных, регулярных видов деятельности».
По мнению команды, для занятых, работающих отцов всего 10 минут игр с ребёнком в день могут принести пользу в обучении, но в идеале надо играть дольше. Исследователи рекомендуют отцам уделять как можно больше времени интерактивным занятиям со своими детьми.
Тем временем, роль мамы проявилась в небольшой закономерности улучшения навыков чтения у ребёнка, а также тесно связана с уменьшением проблем с поведением у детей и улучшением просоциального поведения, например, с хорошими социальными навыками и способностью делиться.