Ученые из Университета штата Пенсильвания утверждают, что проблемы с исполнительными функциями в детсадовском возрасте говорят о том, что у ребёнка будут трудности по ряду предметов и в школе.
К исполнительным функциям относятся способности детей планировать, контролировать свои побуждения и решать возникающие проблемы. В число таких функций, в частности, входят самоорганизация, способность правильно расставлять приоритеты и доводить дело до конца, умение контролировать проявление эмоций, подстраиваться под меняющуюся ситуацию и использовать рабочую память.
В общей сложности ученые проанализировали результаты наблюдений за 20 тысячами детей, которые участвовали в проекте с детского сада по второй-третий класс школы. Оказалось, что дети, которые в детском саду демонстрировали хорошо развитые исполнительные функции, в школе лучше успевали по чтению, математике и природоведению.
Верно и обратное: дети с дефицитом исполнительных функций в начальной школе сталкивались с постоянными проблемами в обучении. Особенно сильно это было выражено в отношении рабочей памяти и манипулировании новой информацией. Дети, у которых еще в детском саду наблюдался дефицит рабочей памяти, учились в 3-5 раз хуже, чем дети с нормальными показателями. И эта зависимость не была связана с экономическим статусом семьи или социально-демографическими характеристиками.
Ученые подчеркивают, что трудности с обучением в школе могут быть результатом изначальных нарушений когнитивных функций, а не результатом отсутствия базовых навыков к обучению. И таким детям помощь должна оказываться, начиная с первых классов.