Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе опровергли теорию о том, что высшее образование делает мозг более устойчивым к болезни Альцгеймера и иным видам деменции.
В исследовании приняли участие более тысячи человек, отслуживших в армии США в период с 1965 по 1975 год. 80% из них не принимали участия в военных конфликтах. Все они прошли стандартные тесты оценки IQ. В возрасте 62 лет испытуемые прошли повторное обследование и тестирование. При этом учитывался жизненный и образовательный опыт бывших новобранцев.
Ученых интересовало, как на возрастные нарушения когнитивных функций влияют следующие факторы: интеллектуальная сложность карьеры после армии, получение дополнительного образования, другие занятия, требующие приложения интеллекта. Оказалось, что эти три фактора в совокупности давали не более 1% разницы при оценке работы мозга человека в возрасте 62 лет.
А общий уровень когнитивных функций в зрелом возрасте, как оказалось, в значительной степени зависит от уровня интеллекта (от показателя IQ) в 20 лет. По расчетам ученых, он определяет до 40% изменений когнитивных функций, происходящих до 62 лет. Причем в 7 областях, включая беглость речи, абстрактное мышление и скорость обработки данных уровень интеллекта, достигнутый к 20 годам, играл ключевую роль.
Наконец, ученые доказали, что чем выше результаты IQ в 20 лет, тем больше площадь поверхности мозга в 62 года, а работа после 20 лет и прочие интеллектуальные достижения никак на ее увеличение не влияют.
Таким образом, исследователи приходят к следующему выводу: образование в позднем подростковом возрасте улучшает когнитивные способности человека. А ассоциации между уровнем развития когнитивных функций в зрелом возрасте и полученным позднее образованием отражают обратную причинно-следственную связь: 20-летние люди с более высоким IQ просто чаще получают высшее образование.
Все это лишний раз подчеркивает важность развития мозга человека на ранних этапах жизни, так как это отражается на рисках развития болезни Альцгеймера в пожилом возрасте.