Ученые из Institute of Psychiatry, Psychology & Neuroscience (IoPPN) считают, что «летние» дети, которые оказались самыми младшими в первых классах, более склонны в будущем к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии и злоупотреблению психоактивными веществами.
Речь идет о детях, чей день рождения приходится на лето. Если родители решают отдать их в школу сразу по достижении разрешенного законом возраста, такие дети оказываются самыми младшими в классе. Иногда разница между ними и старшими учениками достигает года. Ученые говорят о проблеме относительно раннего возраста (young relative age) у таких детей.
В исследовании были использованы данные 300 тысяч шведов, родившихся с 1990 по 1997 год. За участниками проекта вели наблюдения с 15 лет до их дня рождения в 2013 году. На этот момент им было от 16 до 23 лет.
Согласно полученным данным, относительно ранний возраст у людей без СДВГ был связан с 14%-ным повышением риска депрессии, с 14%-ным увеличением риска употребления наркотиков и 17%-ным ростом риска низкой успеваемости в школе. На преступные наклонности раннее начало обучения в школе не влияло.
У людей с СДВГ относительно ранний возраст был связан с 23%-ным увеличением риска злоупотребления психоактивных веществ и с 12%-ным риском низкой успеваемости. Ни депрессия, ни склонность к преступной деятельности при этом не увеличивались.
В целом СДВГ чаще выявлялась именно у детей относительно раннего возраста: 2,8% против 1,7% у более старших детей.
Ученые подчеркивают, что в странах, где родители имеют возможность выбора – отдавать «летнего» ребёнка рано в школу или нет – такие негативные зависимости выявляются гораздо реже.
«Ситуация, когда ребёнок младше всех в классе, может плохо влиять на его развитие и поставить его в невыгодное положение на самых ранних этапах обучения», считают исследователи.