В Институте трансляционных исследований мозга Гектора лекарство от эпилепсии впервые излечило симптомы аутизма у мышей — и это может стать прорывом в терапии РАС.
Действующее вещество препарата ламотриджин помогает корректировать поведенческие и социальные проблемы, связанные с расстройством аутистического спектра (РАС). Оно действует на натриевые каналы в тканях головного мозга, уменьшая выделения медиаторов, в первую очередь глутамата, в синаптическую щель. Это применяется для уменьшения риска эпилептических припадков.
Считается, что препарат работает при аутизме, обращая изменения в клетках мозга, вызванные генетической мутацией. Учёные до сих пор не совсем уверены, в чем причина аутизма, и скорее всего, это сочетание генетических и негенетических факторов. Предыдущие исследования показали, что РАС чаще встречается у людей с мутациями, «выключающими» ген MYT1L, это белок, ответственный за защиту молекулярной идентичности нервных клеток и решающий, какие гены активны в клетках, а какие — нет.
Для последнего исследования исследователи отключили MYT1L у мышей и нервных клеток человека в лаборатории. Они обнаружили, что у мышей, лишенных белка, были аномалии головного мозга, в том числе более тонкая кора головного мозга. У мышей также были обнаружены множественные признаки аутизма, включая социальные дефициты и гиперактивность.
Терапия противоэпилептическим препаратом показала успешное изменение поведения мышей в сторону нейротипичности, том числе у взрослых особей. Считается, что при аутизме препарат частично блокирует натриевые каналы, пропуская только нужное количество натрия. Результаты исследования применимы только к мышам, а это означает, что препарат не обязательно будет работать так же у людей при аутизме, уточняют учёные. Однако результаты крайне интересны и перспективны.