Психология
Личностный тренинг: развиваем внимательность
4.4
10.06.2017
2420

Личностный тренинг: развиваем внимательность

Содержание

Внимание — это важный познавательный процесс в жизни человека. Без его хорошего развития бывает очень трудно строить и осуществлять планы, держать в голове нужную информацию, не упускать важные детали. Не обладая хорошей внимательностью, человек снижает свои шансы на успех. Процесс внимания формируется в детстве и зависит от многих факторов развития. Если человек не обладает хорошим уровнем сосредоточенности и распределения внимания, ему могут помочь специальные упражнения. Личностный тренинг на развитие этого психологического процесса обычно проводится под руководством психолога.

Для того чтобы процесс обучения был успешным, важно не только иметь желание работать над процессами личности, но также развивать формирование мотивации. О том, как это правильно делать, пойдет речь в данной статье.

Психология человека и познавательные процессы

Психология человека и познавательные процессы

Личность человека отражает характер и сознательные процессы, протекающие в ней. Познавательная деятельность в психологии индивида — это то, с помощью чего люди познают мир. Сюда относятся такие процессы как память, мышление, воображение, внимание и другие. Каждый из них играет важную роль для всестороннего развития личности.

Следует разграничить понятия внимания и внимательности. Первое — это способность психики замечать процессы, которые происходят в окружающем и внутреннем мире, и отражать их. Отражение может быть выражено в реакции поведения, способах действия и мышления. Внимательность в данном случае составляет степень сосредоточенности.

Личностный тренинг для развития познавательных процессов помогает видеть сильные и слабые стороны своих способностей и дает возможность стремиться к их усовершенствованию. От того, насколько точно и верно человек познает окружающий мир, зависят качество его жизни, профессиональная деятельность, отношения с людьми.

Личностный тренинг, направленный на развитие внимания и повышения уровня внимательности будет полезен в тех ситуациях, когда существует потребность в развитии этих процессов. Как узнать свой уровень внимания? Для этой цели существует множество способов и заданий. Однако о невнимательности, скорее всего, известно каждому человеку, которому она присуща. Отметьте те пункты, которые вам подходят:

  • окружающие часто напоминают вам о ваших делах и обязанностях;
  • вы замечаете, что часто совершаете ошибки по невнимательности, которых легко можно было избежать;
  • окружающие часто указывают вам на невнимательность;
  • часто по невнимательности вы попадали в ситуации, опасные для жизни и здоровья;
  • вы постоянно забываете, куда положили или где оставили вещи;
  • вы не замечаете очевидных фактов, и поэтому часто оказываетесь обманутым;
  • вам трудно сосредоточиться на работе, требующей концентрации внимания и сосредоточенности;
  • вам сложно увидеть закономерность в числах или словах.

Если вы ответили «да» более чем на 6 значений, то ваш уровень внимательности нуждается в развитии.

Формирование мотивации для работы над собой

Прежде чем приниматься за важное дело по саморазвитию и самосовершенствованию, необходимо наличие мотива. Формирование мотивации — это сознательный процесс когда «могу», «хочу» и «должен» человека имеют одну и ту же направленность. Например: «я хочу развивать внимательность, потому что желаю повысить свои познавательные способности», «я должен развивать внимательность, потому что моя работа требует сосредоточения и концентрации» и «я могу развивать внимательность — для этого у меня есть необходимые упражнения личностного тренинга». Опираясь на такой подход, можно сказать, что мотивация для индивидуального развития достаточно высока и процесс обучения будет успешен.

Личностный тренинг и внимательность

Личностный тренинг и внимательность

Опираясь на формирование мотивации для развития познавательных процессов, следует отметить функции и качества, которые будут тренироваться во время работы. Прежде всего, это объем. В него входит расширенная способность замечать как окружающие вещи и события, так и внутренние процессы — чувства, ощущения. Распределение — способность контролировать несколько процессов сразу. Устойчивость внимания — умение не отвлекаться от предмета, повышая тем самым эффективность деятельности. И, наконец, переключаемость — способность быстро реагировать на несколько объектов сразу.

Упражнения для развития внимания

Чтобы стать более внимательным, можно использовать упражнения, направленные на поиск и рассматривание предметов, контроль собственной сосредоточенности, воспроизведение в памяти мелких деталей и событий.

Упражнение №1. Подберите картинки для развития внимания, на которых нужно будете найти лишний предмет.

Упражнение № 2. Рассматривайте внимательно дорогу на работу и обратно — как выглядят дома, деревья, вывески, как часто встречаются один и те же люди? Сравнивайте каждый день с предыдущим, мысленно фиксируйте, что изменилось.

Упражнение №3. Контролируйте свое сознание во время выполнения работы. Ставьте галочку в блокноте каждый раз, когда отвлеклись на лишние мысли. Каждый раз сравнивайте свои результаты друг с другом, чтобы видеть динамику.

Упражнение №4. Несколько раз в день выбирайте 5-10 минут, чтобы воспроизводить в памяти какую-либо ситуацию, вспоминая самые незначительные моменты.

Привычки, способствующие развитию внимательности

Привычки, способствующие развитию внимательности

Для того чтобы уровень внимательности становился выше, заведите привычку «фотографировать» обстановку в новом месте, в которое попадаете. Отметьте мысленно расположение предметов и вещей, затем воспроизведите в памяти.

Личностный тренинг познавательных процессов полезен не только в рамках одного процесса познания, но и других, в комплексе. Практикуйте умение замечать необычные предметы вокруг и составлять из них целостную картину. Такой способ действия будет формировать не только устойчивость внимания, но и развивать память.

Развивать внимание к мелочам можно с помощью разложенных предметов. Изучите их, избегая отвлечения, а затем опишите подробно все качества, которыми они обладают.