Возраст
Что такое возраст человека? Какие кризисы возраста выделяют специалисты? Как определяют биологический возраст, зачем нужен юридический возраст и, наконец, как называется тот возраст, который мы подразумеваем, когда говорим: «Мне столько-то лет», рассказывает MedAboutMe.
Возраст человека
Обычно под понятием «возраст» подразумевают период существования живого организма от момента рождения (для растений – от появления проростка из семени или споры) до исчисляемого периода.
Такой период называют календарным, хронологическим или паспортным, если речь идет о человеке, возрастом. Особенности развития тела, соответствие биологическим, физиологическим показателям в таком показателе не учитываются.
Принимая во внимание индивидуальные особенности живых организмов, факторы развития, специалистами было введено понятие «биологический возраст» (синоним – «возраст развития»), описывающий соответствие состояния и функций субъекта среднестатистической норме среди конкретного вида живых существ.
Юридический возраст – еще одно понятие, относящееся к правовой сфере жизни человека. Разделяют по возрастам периоды дееспособности, правоспособности, возрастные цензы покупки и употребления алкоголя, табака, наступление криминальной ответственности за правонарушения и т. п. К этой же категории относят и возраст вступления в брак в семейном праве, возраст сексуального согласия.
Понятие возраста в различных аспектах
Календарный или паспортный возраст – показатель отрезка времени от появления человека на свет до исчисляемого момента. Он отражается в документах, служит основой для сравнения с нормами по возрасту.
Однако физическое развитие человека и его психоэмоциональные аспекты, этапы формирования не всегда совпадают с показателями календарного возраста. Такое явление позволяет выделять биологический возраст человека, оценивающий его физиологическую зрелость, а также стадии развития и соответствия нормам психического и умственного развития.
Наиболее яркий пример несоответствия календарного и биологического возрастов представляют дети, родившиеся раньше окончания среднего гестационного периода. Нормативы доношенных детей базируются не только на сроках вынашивания (более 38 недель беременности), но и физических показателях роста и массы тела: от 45 см и от 2,5 кг. Младенцы, появившиеся на свет до 38 недели с массой и длиной тела, не соответствующими вышеприведенным данным, считаются недоношенными. Их биологический возраст не совпадает с календарным, начинающимся в момент рождения, и нормы возраста для таких детей, как по физиологическим, так и по иным показателям, отличны от среднестатистических в среднем на количество недель, которые плод должен был провести внутриутробно, достигнув состояния доношенности, зрелости организма, необходимой для внеутробной жизни.
Помимо разделения понятия «возраст человека» по типу исчисления и влияния на него факторов существуют различия в подсчете возрастных показателей в различных культурах мира.
Так, для восточноазиатских традиций до прошлого века официально, а с внедрением григорианского календаря неофициально, но все еще достаточно широко распространено исчисление возраста в соответствии с устоявшимися культурными правилами. Так, многие страны Восточной Азии придерживаются обычая, когда при рождении младенцу начисляется 1 год.
Во второй день рождения, когда европейским младенцам исполняется один год, азиатским, таким образом, насчитывают два.
Альтернативная традиция – считать точкой увеличения возраста и датой отсчета не день рождения, а Новый Год. Причем Новый Год не по григорианскому календарю, а по лунному. В этот день младенцу, не достигшему по традиционному для европейских стран, одного года, может в соответствии с восточноазиатскими традициями исполняться два года.
В некоторых странах и общинах, как, например, в восточных областях Монголии, возраст считается в соответствии с фазами луны, прошедшими с момента зачатия ребёнка. При этом для девочек имеет значение количество полнолуний, а для мальчиков отчетным моментом считается явление новой луны, новолуние.
Для дней рождения по разным календарям в восточноазиатских странах существуют отдельные термины. На данное время традиционное летоисчисление в основном используется старшим поколением населения стран, а также имеет значение для церемоний, обрядов, гаданий и астрологических предсказаний. В обыденной жизни люди чаще всего используют показатели возраста в соответствии с григорианским календарем, соответствующие паспортному или календарному возрасту субъекта.
Использование норм по возрастам в медицине
Индивидуальные особенности роста, физического и психического развития варьируются в достаточно широких рамках. Нормы по возрастам устанавливаются на основании общих показателей для календарного возраста человека, однако эти данные могут отличаться от биологического возраста.
Для определения биологического возраста или возраста развития ребёнка опираются на следующие критерии физиологической зрелости:
- ядра окостенения или зрелость костей скелета, их порядок изменения и сроки;
- характеристики зубов: данные о прорезывании молочных и постоянных зубов, так называемая зубная зрелость;
- развитие вторичных половых признаков человека: сроки, порядок, степень сформированности к конкретному периоду.
Биологическая зрелость, возрастной период, оцениваемый в детском возрасте как начало пубертата, базируется на дате менархе (первой менструации) у девочек и поллюции у мальчиков.
Шкалы для оценки и нормативные таблицы зрелости для каждого критерия способствуют определению совпадения или расхождений календарного и биологического возраста человека.
Об умственном развитии детей разного возраста судят на основании соответствия показателям умений и навыков, достигнутых ребёнком к определенному периоду. При отклонениях в развитии могут фиксироваться данные «психоэмоциональное развитие по возрасту на уровне 2-3х летнего ребёнка», «отклонения в умственном развитии», «несоответствие речевого развития нормам возраста» и т. п.
Основные возрастные периоды
Научно обоснованные данные о возрастной периодизации человека позволяют изучать развитие индивида, его индивидуальные и возрастные особенности, соответствие или расхождение в биологическом и паспортном возрасте. Развитие индивида происходит в течение всей жизни, от этапа зачатия до летального исхода.
Деление на возрастные периоды базируется на анатомических, физиологических и социальных факторах, влияющих на организм и психику. В разное время многие ученые: социологи, физиологи, анатомы, педагоги, психологи и т. д. работали над выделением различных периодов в развитии человека, основываясь на физиологических, психологических показателях зрелости, вовлеченности в воспитательный и образовательный процесс (Л. С. Выготский), порядок прорезывания и смены зубов (П. П. Блонский), развитие сексуальности (З. Фрейд) и так далее.
С 1965 года, после решения на симпозиуме Академии педагогических наук, выделяют 12 основных возрастных периодов. В целом эта система охватывает основные возрастные ступени развития человека и сочетает биологические, физиологические показатели этапов и психическое развитие субъекта в течение всей жизни.
Несмотря на давность утверждения возрастной периодизации она до сих пор является базовой для России и стран бывшего СССР. Данные периоды и их границы незначительно меняются под влиянием климатических, социально-культурных, правовых факторов, однако базовые значения в целом неизменны.
В жизни человека определяют следующие возрастные периоды:
- период внутриутробного развития, в котором выделяются эмбриональное развитие (0-8 недель) и возраст плода (9 недель – 9 месяцев), за ним следует постнатальный период, соответствующий внеутробному развитию человека;
- новорожденный: 0-10 дней после рождения;
- грудной возраст детей: 10 дней – 1 год;
- период раннего детства: 1-3 года;
- возраст первого детства или дошкольный: 4-7 лет;
- второе детство или младший школьный возраст ребёнка: 8-11 лет для девочек, 8-12 лет для мальчиков;
- подростковый возраст или пубертатный период развития: 12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики);
- юношеский возраст: 16-20 лет (девушки), 17-21 год (юноши);
- зрелый возраст человека, разделяемый на два подпериода: первый зрелый возраст: 21-35 лет (женщины), 22-35 лет (мужчины), в некоторых системах стратификации данный период носит название «молодость»; второй период зрелого возраста: 36-55 лет (женщины), 36-60 лет (мужчины);
- пожилой возраст: 56-74 года (женщины), 61-74 года (мужчины);
- старческий возраст: 75-90 лет для обоих полов;
- возраст долгожителей: от 91 года.
Возрастные периоды в различных системах могут не совпадать. Так, в медицине выделяют возраст новорожденности не по стадии зрелости грудного молока, а по степени приспособляемости организма ребёнка к условиям окружающей среды. Таким образом, период новорожденности согласно медицинским специалистам длится от рождения до 1 месяца. Подростковый возраст, по медицинским факторам оценки, заканчивается в 17-18 лет, начинаясь при этом для девочек в 10 лет, для мальчиков – в 12. Это основано на оценке внутренних изменения организма, являющихся подготовительным этапом для развития вторичных половых признаков и оказывающих воздействие на физиологию детского организма.
Вне зависимости от выбранных критериев и систем периодизации показатели конкретного субъекта могут не совпадать со среднестатистическими нормативами на одном или нескольких этапах развития. Развитие индивидуума зависит от влияния на него наследуемых факторов, генотипа человека, и воздействия внешней среды, в том числе и социума (фенотипа). В течение жизни, роста и развития влияние генотипа снижается, и начинают превалировать приобретенные особенности субъекта.
Детский возраст
Детский возраст – календарная продолжительность периода, длящегося от появления на свет до 12 лет, начала подросткового этапа. Возраст детей разделяется на несколько подпериодов, в научных и публицистических источниках могут указываться разные временные градации. В зависимости от норм возраста полового созревания, изменяющихся при проживании в различных типах климатических условий, а также базирующихся на генетических особенностях популяций, пубертатный, подростковый возраст детей может начинаться как ранее 12 лет, так и позднее.
Для России средние показатели начала полового созревания, означающие завершение детского возраста и начало подросткового, находятся в промежутке от 12 до 13 лет, хотя в последние десятилетия тенденция к акселерации, раннему физиологическому развитию, позволяет предполагать снижение общих возрастных границ периода в ближайшем будущем.
В детском возрасте в период постнатального онтогенеза выделяют следующие этапы, ориентируясь на физиологические и психические показатели формирования организма и высших функций деятельности:
- Новорожденность, время приспособления организма к условиям жизни вне тела матери.
Базисом для отделения данного этапа от остальных служит вскармливание молозивом, жидкости, вырабатываемой грудными железами перед началом продуцирования грудного молока;
- Грудной, грудничковый возраст детей, период младенчества, грудничков.
Начинается при переходе организма матери к производству зрелого грудного молока при установлении лактации (в среднем в возрасте 10 дней) и продолжается до одного года. Это время наиболее интенсивного развития, физического роста, сопровождающегося неравномерностью и скачкообразностью. Самый интенсивный рост организма по сравнении со всей жизнью субъекта отмечается в первое полугодие. Каждый месяц сопровождается новоприобретениями в психомоторном развитии;
- Раннее детство – от 1 до 3-4 лет;
- Дошкольный возраст или первое детство – от 4 до 6-7 лет.
Как правило, окончание дошкольного периода совпадает с поступлением в среднее общеобразовательное учреждение или аналогичные организации. В данном периоде психологи и педагоги выделяют также три дополнительных возрастных этапа: младший, средний и старший дошкольный возраст с границами в 1 год, соответственно 3-4, 4-5, 5-7 лет;
- Школьный возраст
Во время школьного периода развития дети проходят этапы младших школьников и подростков. Это так называемый возраст второго детства, причем его периодизация может зависеть от половой принадлежности: для девочек этот период протекает в возрасте от 8 до 11 лет, для мальчиков – от 8 до 12. Это связано с разной скоростью процессов начала полового созревания.
Детский возраст заканчивается пубертатным периодом, далее следуют пубертатный, подростковый возраст и юношеский период развития.
Дети раннего возраста
Ранний возраст, от 1 до 7 лет, называют также периодом нейтрального детства, когда половые различия не влияют на размеры и форму тела: тела девочек и мальчиков различаются по габаритам и массе весьма незначительно, темпы роста одинаковы.
Ранний возраст подразделяют на этапы раннего детства (1-3 года) и дошкольный возраст. Дети раннего возраста, в соответствии с различными концепциями развития, характеризуются активным физиологическим ростом, в том числе увеличением длины конечностей, углублением рельефа лицевых черт, завершением формирования молочных зубов, началом смены их на постоянные. К психическим новообразованиям детей раннего возраста относят смену сенсомоторного типа интеллекта на наглядный интуитивный, характеризующийся дооперационной стадией (Ж. Пиаже).
Дети раннего возраста проходят через стадию такой ведущей деятельности, как сюжетно-ролевая игра. На данном этапе игры в представителей различных специальностей, внедрение в игровые схемы ролей родителей, сказочных или вымышленных персонажей ориентированы на формирование у ребёнка модели социальных отношений, осознании системы смыслов и мотивов различных людей через принятие роли.
Дети раннего возраста проходят через основной кризис данного периода в 3 года, являющийся следствием возросшей самостоятельности, отделения от родителей, формирования Я-концепции и новой системы социальных связей и взаимоотношений с окружающими.
Завершением периода раннего детства в социальном отношении считают начало учебной деятельности. С точки зрения психологов дети раннего возраста переходят на следующий этап взросления через кризис семи лет, проявляющимся в стремлении к социально значимой для ребёнка позиции («я – ученик»), к большей степени самостоятельности. Характер взаимоотношений с окружающими ребёнка людьми во много определяет его отношение к миру, это также одно из новоприобретений кризиса семи лет.
Дети школьного возраста
Школьный возраст – продолжительность периода в жизни ребёнка и подростка, которая определяется посредством законодательно определенного минимального объёма образования, гарантированного каждому гражданину Конституцией Российской Федерации.
Понятие школьного возраста в России появилось в середине 19 столетия, во время возникновения потребности во введении обучения для всех детей. На основе опыта европейских стран на тот момент дети школьного возраста составляли группу населения от 7 до 14 лет. Сами рамки возраста обучения необходимы для статистического контроля за численностью детей, требующих обеспечения образовательных нужд.
Впоследствии педагог В. П. Вахтеров настоял на изменении возрастных рамок. Ввиду длительности образовательного процесса, на тот момент продолжительностью 3 года в церковно-приходских школах, дети должны были находиться на обучении и не покидать место жительства в течение этого отрезка времени. Оптимальным периодом школьного возраста, в зависимости от губернии, был установлен промежуток между 8 и 11 годами (для Московской губернии – от 9 до 12 лет).
На данный момент дети школьного возраста – это группа населения от 6-7 до 17-18 лет. Таким образом, термин «дети школьного возраста» базируется на возрастной периодизации, ориентирующейся на социальную деятельность ребёнка, получение определенного на государственном уровне минимума образования в соответствии с законами страны.
Школьный возраст подразделяется на младший и старший, в соответствии с обучением в начальной и средней школе. Данное разделение обусловлено созреванием психических процессов, способностью к саморегуляции ребёнка, развитием уровня мышления.
Ведущая деятельность детей школьного возраста на начальной стадии образования – учебная с частью игровой, далее игровая деятельность сменяется более ярко выраженной социальной функцией: общением со сверстниками, осознанием своего места в иерархии учеников, друзей, учебного заведения.
К старшим классам ведущая деятельность дополняется необходимостью самоопределения, профессионального, социального, поиска места в жизни, ориентиров для будущего, жизненных ориентиров и нравственных ценностей.
С физиологической точки зрения дети школьного возраста переживают основные изменения организма в период пубертата, который, в зависимости от типа возрастной периодизации, начинается для девочек в 10 (11) лет, для мальчиков в 12.
Изменение функций эндокринных желез провоцирует начало периода полового созревания. Данные изменения могут повлечь за собой заболевания и недомогания, характерные для пубертата: нарушение тонуса сосудов головного мозга (вегетососудистая дистония), проявляющееся в общем недомогании, головокружениях, головных болях, кардионеврозах и утомляемости. Нередки заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с нарушением режима питания и диеты: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. Специфика психического развития детей в этот период может также влиять на возникновения невротических состояний, нарушениях пищевого поведения, вызывающих ожирение или приводящих к истощению.
Костная система детей школьного возраста к завершению данного этапа приближается по размерам и характеристикам окостенения к взрослым параметрам. Это означает, что неверно сросшиеся в предыдущие периоды кости, сколиозные изменения позвоночного столба, деформации, связанные с ранним рахитом, намного сложнее поддаются исправлению. При этом возраст прекращения роста скелета для девочек в среднем составляет 16-18 лет, для мальчиков 17-21 год.
У мальчиков не только процесс роста скелетных костей длится дольше, но и перестройка эндокринной системы завершается в среднем к 20 годам. Длительность этого процесса, финальный этап которого приходится на возраст 18-20 лет, привел к формированию мнения, что служба в Вооруженных Силах способствует взрослению («Армия сделала из него мужчину»). Феномен внешнего изменения: увеличения ширины плеч, грудной клетки, изменение рельефа лица, выраженное оволосения лицевой части головы, груди, конечностей, приходящееся на период 18-20 лет, происходит вне зависимости от службы в армии, однако контраст между мальчиком и мужчиной сильнее выражен при возвращении юноши домой.
За время обучения в школе частота сердечных сокращений снижается от 85-90 ударов в минуту у младших школьников и 80 уд./мин. у двенадцатилетних до 60-70 у выпускников старших классов.
Артериальное давление у подростков 15-16 лет должно соответствовать взрослой норме: 110 на 70 миллиметров ртутного столба.
В течение школьной деятельности происходит совершенствование интеллекта, переход от наглядно-образного интуитивного мышления дошкольника к абстрактному и логическому мышлению взрослого человека.
В зависимости от продолжительности обучения дети школьного возраста завершают среднее образование в подростковом или юношеском периоде.
Средний возраст
Средний возраст – понятие достаточно условное. В соответствии с классификацией возрастных периодов, его начало приходится на второй этап зрелого возраста, 35 лет. Однако “middle age”, средний возраст субъективно людьми воспринимается, как середина жизни, сопровождающаяся ухудшением самочувствия, проблемами со здоровьем, характерными для пожилых людей, снижением активности и соответствующими изменениями во внешности.
В различных группах и культурах средний возраст определяется в разных временных рамках, и отличаются градации внутри этого периода. Так, в трудах Пифагора на зрелый или средний возраст приходились «сезоны человеческой жизни» весна и лето, соответственно, от 20 до 40 и от 40 до 60 лет. В древнекитайских исследованиях зрелый возраст охватывал период от 20 до 60 лет, включая десятилетия времени для заключения брака и создания семьи (20-30), службы обществу (30-40), постижения своих ошибок и заблуждений (40-50) и завершения творческой деятельности (50-60 лет).
В зависимости от национального самосознания, уровня медицины в разных странах мнение населения о периоде начала среднего возраста может значительно колебаться. Так, исследования, проведенные специалистами в Великобритании, показали, что почти половина опрошенных респондентов, достигших 50 лет, не считают себя частью группы «средневозрастных граждан». Более того, 80% респондентов затруднялись определить возрастные рамки среднего возраста, и 75% отметили расплывчатость собственных субъективных границ возрастных групп.
Для Великобритании данные исследования послужили поводом для начала работ по изменению границ среднего возраста до 53 лет (с установленных ранее 42).
Данный феномен является следствием явления, отмеченного этнографом и социологом Маргарет Мид: при переходе общества на более развитый уровень границы детства расширяются, у ребёнка появляется более продолжительный период для игр. Таким же образом смещаются возрастные рамки юности, молодости. Продление сроков активного долголетия, сдвиг и распределение возрастных привычек и особенностей, вызванные научным и техническим прогрессом, улучшением питания населения, способны влиять на увеличение возраста активной деятельности.
Согласно определениям Всемирной Организации Здравоохранения, возраст зрелости наступает в 45 лет и длится до 60.
На физиологическом уровне средний возраст проявляется изменениями в эластичности кожных покровов, появлением депигментированных (седых) волос, увеличением количества жировых тканей и снижением объёма мышц, изменениями фертильности. Интеллектуальный уровень стабилен, незначительно снижаясь во время кризиса среднего возраста и достигая второго на протяжении человеческой жизни оптимума по окончании кризисного периода. Очевидно, что данные показатели в значительной степени зависят от фенотипа и активного физического и интеллектуального образа жизни человека.
Таким образом, говоря о среднем возрасте в общем понимании, необходимо учитывать среднестатистическое мнение населения и состояние здоровья граждан. Для зарубежных стран период среднего возраста начинается в конце третьего десятилетия – начала четвертого и завершается в начале шестого десятка.
С точки зрения установленной в России возрастной периодизации первый период зрелого возраста, или среднего возраста, молодость, начинается в 21-22 года и завершается в 35 лет. Для России с учетом начала законодательно определенных сроков выхода на пенсию, базирующихся на физиологических особенностях мужского и женского организма, средний возраст второго этапа, начинающийся в 35 лет, заканчивается для женщин в 55, для мужчин – в 60 лет.
Общая продолжительность среднего возраста в соответствии с рамками, установленными Академией Наук в нашей стране, составляет от 21 до 55 лет для женщин и от 22 до 60 лет для мужчин.
Пожилой возраст
Пожилой (от русского «пожил», «жизнь») человек – проживший большую часть жизни, накопивший определенный опыт. Субъективно пожилым чаще всего считают человека с определенными изменениями во внешности, сопровождающимися характерным снижением активности, поведенческими особенностями.
Однако есть определенные возрастные границы, отмечающие начало пожилого возраста: в среднем это 60 лет (рекомендации ВОЗ и градации АН СССР). В России начало пожилого возраста для женщин коррелируется со средним возрастом выхода на пенсию и определяется как рубеж в 55 лет.
При этом всероссийские опросы отмечают как несоответствие общественного мнения с тем, какой возраст можно определять в качестве пожилого, так и значительные различия в начале периода пожилого возраста для женщин и мужчин.
Называть пожилым человека, достигшего 60-летнего возраста, готовы 37 % россиян, отмечать начало этого периода только с 70 лет – 40% респондентов. 11% опрошенных считают, что пожилой человек – тот, кто не «пожил» не меньше 80 лет. При этом 12% россиян в возрасте до 24 лет готовы назвать пожилой женщину, отметившую свое пятидесятилетие.
К критериям начала периода пожилого возраста у женщин нередко также относят появление внуков и неспособность к деторождению.
Старший возраст
В общее понятие «старший возраст» входят пожилой, старческий периоды и возраст долгожителей. Начинаясь с 55-60 лет, старший возраст ограничен лишь возможностями человека.
Понятие «долгожитель» начинается с возраста в 90 лет. Существует список полностью верифицированных долгожителей, как уже закончивших существование, так и живущих. Верификация, подтверждение статуса необходимо в связи с особенностями документооборота конца 19 – начала 20 столетия. Именно тогда ныне живущие долгожители получали первые документы и свидетельства о рождении.
Если нет полного подтверждения документов, долгожителей считают людьми со спорным возрастом, как, например, Мбаха Гото, жителя Индонезии, которому, в соответствии с его данными, 31 декабря 2016 года исполнилось 146 лет.
На данный момент подтверждено, что француженка Жанна Кальман, прожившая 122 с половиной года с 1875 по 1997 год, официально считается самым долго прожившим человеком на Земле.
Из ныне существующих верифицированных долгожителей лидером является итальянка Эмма Морано, родившаяся в 1899 году.
Пенсионный возраст – юридический и социальный аспект
Понятие об ответственности государства перед пожилыми нетрудоспособными людьми зародилось в самом начале 17 века в Англии. Однако первые пенсионные выплаты на законодательной основе были введены почти три века спустя, в 1880 году в Германии канцлером Отто фон Бисмарком.
С этого момента в государствах Европы, а позднее и практически во всех странах мира стали создаваться пенсионные программы для пожилых людей.
Изначально пенсионные выплаты были гарантированы только нетрудоспособным гражданам, в дальнейшем пенсия стала гарантированной субсидией от государства для граждан, достигших определенного возрастного рубежа, отличающегося в зависимости от типа профессиональной деятельности и заслуг.
Для России средний пенсионный возраст зависит от половой принадлежности: для женщин этот возрастной порог определен в 55 лет, для мужчин пенсионный возраст – 60 лет.
Социально-психологические аспекты выхода на пенсию – часть заботы государства. В связи с улучшением условий жизни и медицинского обслуживания часть населения, желающая продолжать активно трудиться по достижении пенсионного возраста, не всегда имеет такую возможность. Подобное явление как часть «эйджизма» (англ. аge – возраст), негативного отношения к людям пожилого возраста в социальной или профессиональной сфере препятствует эффективному использованию ресурсов населения и является причиной ухудшения психического и физического здоровья той части вынужденных пенсионеров, которые теряют возможность трудиться.
Так, в некоторых государствах законодательно определен возрастной ценз, в связи с которым люди, достигшие определенного пенсионного возраста, не могут занимать некоторые (в основном руководящие) должности.
Демографическая политика развитых государств направлена на возможности адаптации общества и контролем за старением населения. Различные программы государственных, муниципальных учреждений и частные инициативы способствуют изменению отношения общества, а также призваны помогать людям пожилого возраста осваивать новые навыки, находить альтернативные варианты деятельности и задействовать вынужденных пенсионеров в новых профессиональных сферах. Медицинские аспекты государственной политики ориентированы на стимулирование людей среднего возраста к продолжительности активного периода жизни.
Кризисы возраста в различных периодах
Личностные кризисы – следствие изменений в отношении субъекта к действительности. Возрастная периодизация позволяет говорить о нескольких личностных кризисах возраста, свойственных практически для людей всех национальностей и популяций.
Кризис возраста, как правило, выражается в формате негативных проявлений, объект негативизации зависит от возрастного периода человека. Благодаря исследованиям Л. С. Выготского возрастные кризисы как детей, так и взрослых не считаются патологиями и проявлениями болезненных состояний психики, хотя при определенных ситуациях и индивидуальных особенностях могут требовать врачебного внимания.
Кризисы возраста у детей соответствуют периодам формирования таких психических новообразований, которые требуют переоценки своей социальной роли. Нормально протекающий кризис детского возраста при адекватном отношении окружающих способствует становлению характера, оформленности личностных качеств, помогает ребёнку учиться противостоять негативным воздействиям окружающих.
Выделяют несколько критических периодов развития детей и взрослых, которые сопровождаются проявлениями возрастных кризисов:
- новорожденность: кризис возраста, провоцируемый резким изменением окружающей среды и необходимостью адаптации к новым условиям жизни. Этот кризисный период до сих пор является спорным: несмотря на очевидные проявления негативизма со стороны младенцев довольно сложно оценить психическую компоненту кризиса. Тем не менее некоторые ученые считают успешное преодоление данного периода базовым для становления личности человека, оценивая кризис новорожденности как самый тяжелый;
- начало второго года жизни характеризуется становлением вербальной и знаковой системы и сопровождается кризисом несовпадения аффективных признаков и поведенческих сигналов и вербальной компоненты общения;
- кризис трех лет базируется на отделении своего «Я» от родителей и/или значимых взрослых, проявляясь в стремлении к самостоятельности, негативизме и росте горизонтальных социальных связей ребёнка со сверстниками;
- кризис 7 лет возникает на фоне необходимости формирования собственной самооценки, зависящей от мнения сверстников и взрослых (чаще всего – педагогов);
- подростковый кризис возраста полового созревания может проявляться в период с 11 до 15 лет. Переходный возраст способствует появлению новых возможностей и новых психологических зависимостей, преобладающих над уже сформированным мнением и стереотипами поведения. Осознание себя, своей личности, стремление к взрослому образу жизни и отношение старших вызывают противоречие и провоцируют бурные внутренние и внешние конфликты;
- кризис начала «взрослой жизни», средний возраст – 17 лет, может проявляться от 15 до 18 лет. Данный этап связан с необходимостью профессионального определения, ожиданием возможных брачных, семейных связей у девушек, призыва в армию у юношей. При продолжении образования в высших или средних профессиональных учебных заведениях кризисный период может смещаться к окончанию учебы;
- кризис среднего возраста, 33-38 лет. В этот период происходит оценка достижений предыдущей части жизни, поиски смысла, переоценка ценностей;
- кризис предпенсионного и пенсионного возраста, как правило, совпадает с выходом на пенсию. В это время чувство собственной профессиональной невостребованности на фоне накопленного опыта и возможной активности вызывают значительный дискомфорт. По оценке специалистов, кризис возраста выхода на пенсию сопровождается такими же стрессами, как и период новорожденности, однако усугубляется возможностью осознавать и осмысленно переживать происходящее. Данный кризисный период нередко усугубляется проявлениями биологического старения, наличием хронических заболеваний, ранней смертью или серьезными болезнями супругов, потерей родителей, осознанием условно скорого завершения жизни.
Мужские кризисные периоды
Мужские кризисные периоды в целом совпадают со средними кризисами возраста на различных жизненных этапах. Их проявления в зрелом возрасте нередко бывают ярче, чем у женщин, что связано с большей ценностью профессиональной значимости для мужчин. Так, кризис среднего возраста может привести к разрыву отношений в семье, смене карьеры. Осознание прожитых лет, уходящей молодости нередко способствует возникновению попыток наверстать упущенное. Особенно данная реакция свойственна мужчинам, не реализовавшим себя во время подросткового кризиса, негативизм и попытки отторгнуть окружающих проявляются значительно активнее.
При кризисе пенсионного возраста мужчины склонны чаще переживать депрессивные состояния вследствие завершения карьеры. Женская способность к самовыражению в семье, в детях и внуках у мужчин выражена слабее и требует времени для появления или адаптации к ситуации.
Для этого возраста нередки попытки начать новую семью, сформировать новую шкалу ценностей за свет строительства иного типа взаимоотношений.
Кризисы женщин в различном возрасте
Кризисы женщин до подросткового периода совпадают по срокам и проявлениям с мужскими. Кризис подросткового возраста у девочек нередко наступает раньше, что связано с более ранним началом изменений функционирования эндокринной системы.
Кризис половины жизни у женщины в возрасте 35-38 лет сопровождается не только оценкой профессиональной деятельности, но и переосмыслением семейных отношений, успехов в воспитании детей, а также в значительной мере связан со страхом потери внешней привлекательности.
Женщины в возрасте старше 30 лет, благодаря сформированному общественному мнению и влиянию массовых средств информации, оценивают свой возраст и достижения с точки зрения сохранения стройной фигуры и привлекательного внешнего вида. Стремление продлить молодость, выражающееся у мужчин чаще всего в потребности вести соответствующий молодым людям образ жизни и/или следить за здоровьем, у женщин в возрасте нередко искажается в сторону сохранения исключительно внешних признаков молодого возраста.
Возраст детей: активное развитие
Детство – период активного роста и развития, в течение первых нескольких лет жизни ребёнок достигает размеров и сформированности организма, почти совпадающего по функциональности со взрослым. Бурное психическое развитие в это время становится основой личностных характерологических черт, базовых особенностей мышления, направленности интеллекта.
Пока ребёнок еще мал, родители нередко интересуются только физическими или физиологическими показателями нормы возраста, однако дети развиваются лучше всего при обеспечении им заданий, занятий и игр, соответствующих зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), стимулированию тех процессов, умений и навыков, к овладению которыми ребёнок уже готов.
Нормы развития по возрасту
Выделяют три направления развития детей раннего возраста:
- физическое, навыки крупной и мелкой моторики;
- познавательное или сенсорное;
- речевое.
Физическое развитие по возрасту – это не только и не столько соответствие параметров веса, роста, норм по возрасту, сколько умение малыша управлять своим телом: ползать, ходить, подпрыгивать, перешагивать через ступеньки и надевать бусинки на ниточку. Все эти навыки важны не только для пространственного перемещения и умения самостоятельно донести ложку до рта или переодеться, моторные навыки напрямую связаны с развитием речи и мышления.
Так, процесс обучения чтению специалисты рекомендуют начинать только тогда, когда ребёнок уверенно ориентируется в понятиях право-лево, верх-низ и способен отбивать ритм мелодии или стиха. А без освоения моторных навыков ни то, ни другое человеку практически не доступно.
Сенсорное развитие способствует формированию мыслительной деятельности, провоцирует переход от интуитивного наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Возможность взять в руки, оценить на ощупь размер и свойства поверхности предмета, увидеть цвет, форму и сравнить с другим объектом развивает способность к логическим операциям и готовить ребёнка к новым достижениям.
Речевое развитие нередко, по мнению родителей, начинается с момента, когда ребёнок произносит первые слова и фразы. Однако при соблюдении норм по возрасту необходимо отметить такие моменты становления речи, как гуление, вокализации, повторение открытых слогов, интонирование младенческой «речи».
Эти этапы – предшественники формирования активной речи ребёнка. Помимо активной речи необходимо обращать внимание и на пассивную ее сторону: детям необходимо слышать разговоры, причем желательно, чтобы обращенная к ребёнку речь имела те особенности, которым молодые мамы следуют на интуитивном уровне. При речевом общении с детьми тон голоса повышается, гласные в словах растягиваются, что способствует усвоению детьми в грудничковом и раннем возрасте особенностей произношения и накоплению пассивного словарного запаса.
Таблицы возраста детей
При пользовании таблицами возраста детей, указывающих нормативы по росту и весу, необходимо обращать внимание на дату сбора данных для таблицы. Так, предыдущие показатели, до сих пор используемые в некоторых источниках, базировались на измерениях детей, находившихся на вскармливании искусственными заменителями грудного молока. При этом прибавки в весе и росте детей на грудном вскармливании отличались и отличаются.
В связи с этим ВОЗ в течение 6 лет проводила многоцентровое исследование, позволившее сформировать оптимальные нормативы и создать таблицы возраста и соответствия роста и веса для здоровых детей с новыми показателями, ориентированными на изменения в питании, экологической обстановке, темпе жизни. Таблицы возраста, роста и веса, предшествовавшие новым данным Всемирной Организации Здравоохранения, были созданы на базе антропометрических исследований 70-х годов прошлого века.
Особенности детей дошкольного возраста
К физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, так называемого периода «нейтрального детства», относят активный рост, углубление рельефа лица, адаптацию и нормализацию основных функций организма, переход на «взрослый» стол, адаптированный рацион питания, сопровождающий совершенствование функций желудочно-кишечного тракта и внутренних органов, становление режима сна и бодрствования (от 19-21 часа в период новорожденности до 11-12 часов сна для детей дошкольного возраста и младших школьников в сутки).
Младший возраст: ясельный период
К младшему возрасту или младшему дошкольному периоду относят так называемый ранее ясельный этап 1-2 лет, сопровождающийся посещением самых младших групп детского сада.
Младший возраст характеризуется первыми попытками отделения от родителей, кризисом одного года и началом активной речи у детей. Развивается наглядно-действенное мышление, формируется условность игры, память к концу периода способна удерживать 3-4 слова и 5-6 названий предметов в течение 30 секунд.
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Психическое развитие детей дошкольного возраста проходит несколько этапов. Тип мышления переходит от наглядно-действенному к наглядно-образному, в старшем дошкольном возрасте формируется образный тип, при правильном развитии детей дошкольного возраста ребёнок способен оперировать понятиями о предметах и сравнивать их по одному-двум признакам, формировать группы и классы предметов, объектов и явлений, что является началом логических операций.
Внимание как психический процесс проходит стадию перехода от непроизвольному к произвольному. Совершенствуются такие его параметры, как устойчивость, переключаемость, распределение.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста проходит от стадии манипуляции с предметами через условное назначение предметов к сюжетно-ролевым играм у старших дошкольников. Социальное взаимодействие со сверстниками как фактор, влияющий на изменение игровой деятельности, начинает проявляться в среднем дошкольном возрасте, когда дети дошкольного возраста после игр рядом со сверстниками переходят к совместной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста отражают сложные жизненные ситуации: брак, рождение и воспитание ребёнка, профессиональные трудности, тем самым влияя на создание самооценки у детей.
Дошкольный возраст характеризуется также становлением и развитием у детей дошкольного возраста речевой функции – от начальных слов и простых предложений у малышей до образной речи у старших дошкольников.
Дети старшего возраста: школьники
Дети старшего возраста, обучающиеся в школе, при переходе к системному обучению становятся зависимы от социума, что способствует формированию самооценки, определению своего места и типа взаимоотношений с окружающими.
К новообразованиям детей старшего возраста относят такие, как:
- произвольная регуляция внимания, поведения, деятельной активности;
- способность к рефлексии, самоанализу, созданию внутреннего плана деятельности;
- познавательный интерес к окружающей действительности;
- ориентация в поведении и формировании мнения на сверстников.