31 августа родилась женщина, изменившая историю воспитания и развития детей, Мария Монтессори. Во многом ее поступки и достижения были новаторскими для своего времени. В Италии она стала первой женщиной доктором, для этого ей приходилось посещать университет со своим отцом. Позднее для достижения компромисса между научной деятельностью и общественной моралью ей пришлось вступить в отношения, которые сейчас бы назывались гостевым браком. После рождения малыша, какое-то время он воспитывался в «принимающей» семье, а по выходным дням много играл и общался с матерью.
Все это было настолько ново и непривычно, что созданная в итоге упорного труда уникальная педагогическая система в течение долгого времени не получала широкого распространения. С сыном, кстати, Мария сохранила прекрасные отношения, впоследствии он стал ее верным помощником и педагогом. Сейчас в России и в мире повсеместно открывают игровые Монтессори-клубы и детские сады. Какими главными принципами они руководствуются?
Философия родительства определяет цель педагогики
Любой родитель хотя бы раз слышал имя Монтессори. В чем «соль» ее педагогической программы? Система Монтессори помогает построить базу, на которую с успехом будет ложиться традиционное образование. Любые материалы, которые предлагают родители, должны быть использованы в соответствии с личными интересами малыша при условии его спонтанной активности — тогда он приобретет необходимые для взрослой жизни навыки и умения.
Педагоги лондонского филиала Центра Монтессори утверждают: «Дальнейшее обучение ребёнка зависит от того, что он знал до этого и насколько хорошо он это понял». При этом родителю или воспитателю отводится роль не руководителя, а скорее, внимательного наблюдателя, который в нужный момент заметит пробуждающийся талант и поможет его развить.
С другой стороны, эта система не поможет тем родителям, кто непременно хочет добиться невероятных успехов своих детей в какой-то заданной области, поскольку она не является средством достижения непременных академических результатов. Философия педагогики Монтессори исключает соревновательный момент. Элизабет Хейнсток подчеркивает: «Вы учите ребёнка отнюдь не для того, чтобы произвести впечатление на родственников или друзей».
10 заповедей родителям от Марии Монтессори
Истинным «открытием» доктора стал тот факт, что с малышом нужно говорить как с разумным человеком и относиться к нему соответствующе. Ребёнок вырастет более развитой и гармоничной личностью, если держать в голове простые, но такие важные педагогические ориентиры.
1. Будьте готовым оказать ребёнку помощь, когда он в ней нуждается
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, одна из главных психологов современности, дополняет и развивает эту мысль — будьте рядом с ребёнком, но оставляйте ваше наблюдение незаметным для ребёнка; когда же ребёнок обратится к родителям в поиске — проделайте сложную для него работу вместе и уже завтра он справится с ней самостоятельно. Стоит отметить, что это «правило» работает не только для деток раннего возраста или школьников, но даже для подростков — но маме и папе нужно будет суметь «прочитать» эти призывы о помощи за возможной бравадой.
2. Прислушивайтесь к лепету (и более осознанной речи) малыша
Вечный закон, призывающий никогда не отмахиваться от вопросов ребёнка. При затруднении с ответом, не бойтесь сообщить об этом — так ребёнок на практике увидит, как вы справляетесь со сложной задачей: обращаетесь за помощью к справочнику или за ответом к специалисту.
3. Помогите ребенку осваивать еще не освоенное
Для каждой ступени развития характерна определенная способность воспринимать информацию и усваивать навыки.
Так называемые «сенситивные» периоды по Марии Монтессори включают следующие:
- С полутора до трех лет важно развивать язык малыша
- С полутора до четырех поддерживайте интерес к манипуляциям с мелкими предметами, а также увлеките ребёнка упражнениями на развитие мышц и координации. Современные ученые и нейропсихологи подчеркивают роль крупной моторики в стимуляции функционирования головного мозга.
- В два — четыре года у ребёнка просыпается интерес к понятиям «правды», реальности и активно развивается воображение. Приходит понимание течения времени и расположения в пространстве. Весьма повышается точность движений, которую надо тренировать.
- С трех до шести у ребёнка вырабатывается устойчивость к влиянию взрослых. Появляется знаменитое «я сам», отражающее психологический процесс отделения от мамы и окружающих родных.
- С трех с половиной лет до четырех с половиной ребёнок, по мнению Марии Монтессори, наиболее чувствителен к освоению начальных навыков письма. Японские и американские педагоги с ней солидарны и своим малышам предлагают красочные тетради с предложениями рисовать линии, круги, завитки и зигзаги.
- В четыре — четыре с половиной особо развивается тактильная чувствительность. Для ребёнка данного возраста крайне важно собирать пазлы, лепить и выполнять прочие рукодельные работы, требующие точности движений.
- Четыре с половиной года — пять с половиной лет — отличный возраст для начального чтения. Ребёнок уже способен научиться данной премудрости и ему как раз это интересно. А значит, не только мама будет читать ему перед сном, но и они будут осуществлять этот процесс вместе. Разумеется, показывать, как пишутся отдельные слова, можно и раньше. Но, как считают педагоги и неврологи — всему свое время.
Предлагайте ребёнку новые для него действия, но при этом позаботьтесь, чтобы ребёнка окружала забота, спокойствие, сдержанность взрослых и, конечно, их любовь.
4. В обращении придерживайтесь лучших манер
Разговаривайте четко, чистым литературным языком. Если разговариваете с ребёнком — не скупитесь на выражение разнообразных эмоций и эмоциональный интеллект вашего ребёнка возрастет. Предложите ему игру на угадывание разнообразных загаданных вами эмоций. Откажитесь от вредных привычек и не пренебрегайте основами этикета — являйте собой идеальный пример. Дети, как обезьянки, копируют в основном то, что видят — подарите возможность впитывать лучшее.
5. Детей учит все то, что их окружает
Социализация очень важна, и если по каким-то причинам ребёнок обучается дома и не ходит в детский сад, важно, чтобы он как можно чаще участвовал в играх или ином роде группового общения. Дошкольник должен узнать, что в жизни приходится не только брать, но и давать. Берите ребёнка в походы и гости, не отдавайте его на время бабушкам — пусть он видит, чем живут взрослые, познакомится с новыми людьми и получит ворох новых впечатлений, в которых так нуждается.
6. Уважайте ребенка, даже если он ошибся
Старайтесь не ругать его самого, а осуждать именно его действия, если они требуют реакции. Так он непременно сможет исправить ошибку, неверный поступок. Используйте «Я-посыл»: «Меня огорчило, как ты повел себя с другом...»
7. Подчеркивайте «зеленым маркером» хорошие поступки
Оставьте «красную ручку», которая подчеркивает недостатки, школьной учительнице — сконцентрируйте внимание на позитивных качествах и умениях вашего ребёнка. Вполне возможно, что для плохого просто не останется места. С помощью удовольствия от похвалы законченного действия вы будете закреплять успех и мотивировать на его повторение.
8. Не говорите плохо о ребенке: если его позорить, он научится быть вечно виноватым
Тем более, удержите себя от использования преувеличенно пренебрежительных выражений. Причем придерживаться этого правила стоит как при ребёнке, так и без (казалось бы) него. Если ребёнку в глаза «льется мед», а подруге или соседке мама излагает нелицеприятную правду, сгущая краски (даже если хочет посоветоваться), это может восприниматься маленьким человечком как предательство, и в дальнейшем ваши педагогические маневры могут потерпеть фиаско. Не стоит провоцировать недоверие к вашим словам — они много значат для малыша.
9. Чувство безопасности в семье порождает в сердце ребёнка веру
Гармоничное развитие не в последнюю очередь зависит от окружающей обстановки. Одобрение родителей учит ребёнка правильно к себе относиться — уважать и любить себя (скольким взрослым этого не хватает?). Подбадривая ребёнка незамысловатыми фразами, родители насаждают ребёнку уверенность в своих силах. Пожалуй, это даже важнее многих развивающих курсов — ведь обладая верой в себя, ребёнок во взрослой жизни добьется всего, чего захочет.
10. Дайте ребёнку необходимое — а он выберет из этого то, что ему пригодится
Со стороны кажется, что в классах Монтессори ребёнок делает что хочет. Действительно, детям предоставлена определенная свобода: они могут выбирать занятия из предложенного. Однако границы все же имеются — дети должны доделать свое действие, они должны убрать за собой игровой материал, чтобы следующий ребёнок нашел их в положенном месте и т. п. Кроме того, ребёнку предлагается именно то, что в соответствии с его возрастом, поможет в развитии, поэтому ему наверняка будет интересно.
История донесла любопытный эпизод, когда в класс к великому педагогу заглянули гости и посетительница в шутку спросила первого попавшегося ребёнка
— И это комната, в которой делают, что хочется?
— Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, — последовал серьезный ответ.
Свобода стать собой не имеет ничего общего со вседозволенностью.