Хотя может потребоваться около года (или больше), чтобы услышать от малыша первые полноценные слова, знайте, что он оттачивает свои навыки общения с самого начала. Ещё до рождения ребёнок впитывает все звуки, тон и слова вокруг себя, обрабатывая их в мозге, чтобы, наконец, начать общаться с вами. Но не обманывайтесь!
Ваш малыш — не пассивная губка, ожидающая, чтобы впитать все слова. Детям нужна ваша помощь, чтобы улучшить языковые навыки, понимание и способность говорить. Вот 11 научно доказанных способов сделать именно это. Спойлер: оказывается, всё просто, а часть вы уже делаете совершенно неосознанно!
Детский язык работает!
Хотя во взрослом мире сюсюканье раздражает, лепетная речь — именно то, что нужно детям! Чем чаще вы используете так называемый детский лепет при общении с младенцем, тем быстрее он схватывает язык, отмечается в отчёте в журнале Cognitive Science.
Исследователи обнаружили, что выбор уменьшительно-ласкательных форм слов (животик, киска, собачка, папочка) и звукоподражательных, которые повторяют звуки (чух-чух, ав-ав), являются наиболее эффективными.
Более ранние научные исследования также доказали, что преувеличение гласных звуков и повышение тональности голоса являются исключительно эффективными стратегиями в развитии речи. И учёные говорят, что мозг младенцев показывает повышенную нейронную активность, когда они слышат напевный детский лепет и «сюсюканье» по сравнению со скучной речью взрослых.
Беседуйте с младенцем
Примерно с 4 месяцев дети начинают гулить — хаотично повторять слоги. Но это не просто так. Малыш общается с вами, так что отвечайте! Ответ на лепет ребёнка словами и предложениями приводит к более обширному словарному запасу в будущем, согласно исследованию в журнале PLOS One.
Продолжайте общение по мере роста малыша. Разговоры между малышами и родителями на самом деле меняют детский мозг, помогая развитию языка, включая словарный запас, грамматику и вербальное мышление, как доказали учёные из Гарварда.
«Читайте» иллюстрированные книги
Родителям не нужно читать слова из книги, чтобы передать языковые навыки своим детям. Независимо от того, делитесь ли вы книгой с историей или книгой только с картинками, ваш ребенок пожинает плоды развития языка, согласно исследованию в журнале Frontiers in Psychology.
Исследователи обнаружили, что малыши получают столько же сложного языка и информации, когда родители читают им книги с картинками, сколько и когда они читают «образовательные» книги. Причина такой эффективности детских книжек? Благодаря им родители склонны задавать вопросы (Куда же пошла собачка?) и делать соответствующие замечания (Сегодня утром мы видели собаку на улице!), когда показывают картинки.
Читайте детям книги
Чтение сказок ребёнку до года может показаться бессмысленным занятием, но будьте уверены: это не так!
- По словам учёных из Медицинской школы Нью-Йоркского университета, совместное чтение книг с раннего младенчества увеличивает словарный запас (и навыки чтения) четыре года спустя.
- Но не останавливайтесь на этом! Всего один год ежедневного чтения вслух дома для 4-летнего ребенка дает ему на 75 000 слов больше, чем если бы ему вообще не читали. Все эти слова пополняют словарный запас и способствуют развитию ранней грамотности.
- Более того, дети, которые живут в семьях с высоким уровнем грамотности, уже к школе могут иметь в пассивном словаре примерно на 1,4 миллиона слов больше, чем малыши, которым никогда не читали вслух.
Перечитывайте книги
Итак, у вас есть гигантская книжная полка, забитая тоннами замечательных историй, а ваш юный консерватор всегда выбирает одну и ту же книгу. Но прежде чем вы начнете настаивать выбрать другую историю, знайте: исследование в журнале Frontiers in Psychology показало, что дети узнают больше новых слов, если им читают одну и ту же историю несколько раз, чем если им читают несколько историй только один раз.
Называйте всё вокруг
Вы знаете, как это происходит: вы идете с малышом и замечаете собаку. «Собачка! Побежала белая собачка!». Чуть дальше по дороге проезжает пожарная машина. «Пожарная машина!». Потом вам попадаются дерево (большое!), кошка (мяу!) и соседка (тётя Нина!). И вы всё автоматически называете и даже разносите по категориям цвета, размера, форм, действия...
Этот родительский инстинкт называть всё, что попадается на глаза, — совсем не глупость. Как и использование «сюсюкающего» младенческого языка, он полностью эволюционно оправдан.
Исследования показывают: когда взрослый называет различные предметы, которые он видит вместе с ребёнком, ребёнок быстрее выучит название.
Высокие интонации, растянутые гласные, уменьшительно-ласкательные формы автоматически появляются в нашей речи при виде младенцев. Это инстинктивное поведение помогает детям изучать речь.
Но при виде маленьких животных мы тоже нередко сюсюскаем, не так ли? Так, но не вполне. Пронаблюдайте за собой. Ваш голос при общении с питомцами повышается, произношение слов может меняться. Но вот гласные звуки люди в таких случаях не тянут, неосознанно помня, что речи котёнок не научится.
Поиграйте в притворство
Опуститься на пол и поиграть с малышом всегда хорошо. А если вы и ваш малыш участвуете в так называемой символической игре, то это ещё лучше! Символическая игра — это когда вы, скажем, представляете, что банан — это телефон, кубик — это машина, а картонная коробка — самолёт.
Исследования показали, что когда родители участвуют в таком типе ролевых игр, дети с большей вероятностью задают вопросы, что приводит к гораздо большему количеству разговоров, что приводит к лучшему развитию речи.
Используйте иностранные языки
Если вы знаете больше одного языка, говорите на всех! Вы не только не запутаете своего начинающего лингвиста, но и фактически улучшите коммуникативные навыки ребёнка.
Исследования в журнале Psychological Science показали, что дети, растущие в многоязычных семьях, лучше понимают, что пытаются сказать люди, чем дети, которые сталкиваются только с одним языком. В чём причина? Ребёнку не обязательно быть билингвом, чтобы получить это преимущество. Просто воздействие более чем одного языка формирует более эффективные коммуникативные навыки.
Физические упражнения развивают речь
Упражнения могут помочь улучшить словарный запас ребёнка, согласно отчету в журнале Journal of Speech Language and Hearing Research. В нём учёные обнаружили, что дети, которые плавали после того, как их научили нескольким новым словам, были на 13% точнее в последующих тестах на словарный запас, чем дети, которые раскрашивали картинки.
Считается, что движение тела повышает уровень нейротрофического фактора мозга (BDFN), который, по сути, является «удобрением» для мозга, помогая малышам кодировать новые слова.
Считайте всё!
Изучение азов арифметики может привести к знанию алфавита! Дети, с которыми занимаются математикой, улучшают свои математические навыки, а также свой словарный запас, согласно исследованию Университета Пердью.
Вам не нужна алгебра. Вместо этого все занятия сводятся к включению математических концепций в повседневную жизнь, например, сказать «вот три кусочка яблока», посчитать вслух ступеньки и облака, сказать, сколько кукол на кровати.
Исследователи полагают, что разговоры о математике стимулируют диалог между детьми и родителями, что улучшает навыки устной речи.
Наслаждайтесь тишиной
Для некоторых низкий гул телевизора на заднем плане — это как взрослый белый шум: он успокаивает. Но для малышей этот тип звука вреден для развития речи, согласно исследованию в Journal of Children and Media. Учёные обнаружили: когда телевизор работает на заднем плане, родители говорят меньше, чем когда он выключен. Это важно, поскольку разговоры родителей неразрывно связаны с развитием речи ребёнка.
Ну и, конечно, не забывайте о мелкой моторике. Развивать её в любой ситуации (а также удержать малыша от плача, например, в коридоре поликлиники) вам поможет статья «Пальчиковые игры от нуля до 7 лет: как делать гимнастику для пальцев?».
Использованы фотоматериалы Unsplash