Как учить ребенка говорить: сроки и советы с рождения малыша

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Когда пора начинать учить ребёнка говорить? Как только он начнет воспринимать звуки речи – а происходит это еще до рождения. На восьмом месяце беременности дети уже различают разные языки по ритмическому рисунку! Разумеется, не надо проговаривать слоги над большим животом, но и ждать до трех лет (потому что «мальчики начинают разговаривать позднее») нельзя. MedAboutMe рассказывает, что можно делать с самого первого месяца, а если малыш уже родился, то что можно начинать делать прямо сейчас.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Самый важный период – до двух лет

Различные эксперты говорят, что «после трех уже поздно» начинать развивать множество навыков. Но на самом деле исследованиями подтвержден основной навык, которому надо учить – и который страдает, если им не заниматься. Это речь.

По данным ученых, дети, с которыми родители мало общаются, уже к двум годам начинают отставать в общем развитии на 6 месяцев (то есть поздно уже после двух лет!). А те, кто в первые три года слышал много живой и обращенной к нему речи, показывают лучшие результаты в школе и имеют более высокий коэффициент интеллекта (IQ).

Все это значит, что с ребёнком надо разговаривать как можно больше, даже если он пока не только не отвечает, но и, кажется, не реагирует. Это – активное языковое воспитание.

Важно!

Аудиосказки, видеофайлы и даже научные программы и «развивающие мультики» живую речь не заменяют, и это доказанный факт.

С рождения до года: начинаем развивать речь

С рождения до года: начинаем развивать речь

Если дома уже есть младенец (или только ожидается его появление), то вот понятные советы, на которые надо ориентироваться.

От нуля до трех месяцев

Чему учим?

  • Распознаванию звуков и – важно – пониманию, как они связаны с артикуляцией. То есть ребёнку важно не только слышать голос, но и видеть при этом лицо.
  • Гулить, агукать, издавать тот самый первый младенческий лепет: протяжные ааа, ууу, ыыы, ммм – все, что не плач, крик и покряхтывание, засчитывается за речевые упражнения. Как правило, такое можно услышать, когда младенец сыт и всем доволен. Кроме умения издавать звуки гуление полезно для развития артикуляционных мышц (а еще этому помогает грудное вскармливание – для добывания молока приходится прикладывать больше усилий).

Как помочь ребёнку?

  • Петь, разговаривать, рассказывать потешки можно начинать еще на этапе беременности. Ну а после появления на свет уж точно пора. Можно читать и «взрослые» книги и стихи, главное – делать это особенным голосом.
  • Голос и интонации важны! Можно смеяться над тем, как женщины (хотя вовлеченные папы тоже это делают) при виде младенцев начинают «сюсюкать», говорить более высоким голосом, растягивая гласные. Это – инстинкт. А еще это – самый подходящий вариант для общения с грудничками: исследования доказывают: именно так дети лучше усваивают основы языка.
  • Кстати, у представительниц женского пола подобный тон голоса «включается» и при обращении к животным, особенно к котятам и щенкам. Вот только, что интересно, гласные они не растягивают – инстинкт «знает», что учить животных речи смысла нет.
  • Меньше отвлекающих звуков: ребёнку нужна тишина, чтобы отчетливо слышать другие голоса и вдоволь наиграться в произношение звуков. Так что фоновые телевизор, радио и т. д. надо отключать.

Что должно насторожить?

Если три месяца уже настало, а гуления еще нет, стоит обратиться с этим вопросом к педиатру, неврологу и лор-врачу.

От трех до шести месяцев

Чему учим?

  • Узнавать и реагировать на свое имя. К полугоду почти все младенцы знают, как их зовут, и выделяют в речи знакомые слова – мама, папа, ам.
  • Понимать интонацию: ребёнку пора распознавать «повод» для беседы, улыбаться на ласковый голос, прислушиваться к новым ритмам или строгому тону.
  • Звукоподражанию. Лепет становится намного богаче не только в звуках и слогах (в нем появляется «свирель», переливы цепочек фонем), но и в тоне, ритме, темпе. Он меняется, если взрослые говорят по-разному.

Как помочь ребёнку?

  • Играть в «кто это?»: кто это пришел? Папа! Кто это в зеркале? Аня! Ничего сложного, но очень эффективно.
  • Осваивать baby talk (даже если до рождения вы клялись себе не сюсюкать). Это сюсюканье важно! Оно доказано помогает быстрее усваивать основы речи, а также чувствовать себя комфортно и безопасно.

Основы baby talk:

  • Подражать детской речи, не выговаривая некоторые звуки.
  • Заменять местоимения именем: «Аня хочет пить?» вместо «Ты хочешь пить?»
  • Упрощать слова и конструкции: киса, ам-ам, кач-кач и даже кака.
  • Не забывать растягивать гласные и использовать уменьшительные суффиксы: собачка, машинка, мячик.

Что должно насторожить?

Если к полугоду ребёнок лепечет также, как в три месяца, нет новых звуков, конструкций, не обращает внимание на интонации речи, нужна консультация специалистов.

От шести до 9 месяцев

Чему учим?

  • Жестовому контексту коротких фраз: самым первым осваивается обычно махание ручкой при словах «пока-пока».
  • Еще более сложному лепету – с множественными слогами. Дети сами упорно повторяют слоги, все, что «попадется на язык», от «дадада» и «бабаба» до «какака». Это пока не осознанная речь, но если выловить «мама» или «папа» и подкрепить это радостными эмоциями, вполне возможно, в лепете появится первое слово.
  • Еще одно интересное речевое достижение – лепет начинает отражать эмоции ребёнка. Он может быть радостным, расстроенным и даже гневным.

Как помочь ребёнку?

  • Включайтесь в лепет – повторяйте за малышом и предлагайте ему новые сочетания звуков.
  • Демонстрируйте, как двигаются губы и язык, преувеличивайте артикуляцию. Полезно также при новых звуках прикладывать ладошку ребёнка к губам, чтобы он мог прочувствовать движения.

Что должно насторожить?

Если нет повторения интонаций взрослых, реакции на имя или другие частые слова, лепет редкий и однообразный, монотонный – к врачу.

От 9 месяцев до года

Чему учим?

  • Начинается тот умилительный период, когда оказывается, что «ребёнок понимает!». Малыши действительно накапливают словарный запас и начинают соотносить слова и предметы. Помогает в этом называние всего вокруг, комментарии действий ребёнка и своих – только короткими фразами, без слов-паразитов и расплывчатых формулировочек.
  • Первые слова – не лепетные, а настоящие. К году дети, как правило, осваивают самые важные слова – мама, папа, дай. В запасе у почти годовасиков появляется от пары до 20 основных слов, и почти все они – существительные (80%).

Как помочь ребёнку?

  • Становиться «говорящей головой». Постоянно комментировать, кто что делает, куда идет, что ест. «Мама работает», «папа моется», «баба пьет чай».
  • Называйте все, что окружает ребёнка – от качелей на улице до частей тела, начинайте рассматривать картинки в книжках и просите показать, где чашка, а где зайка.
  • Начинайте усложнять фразы. От «Это кошка» к «Это серая кошка. Кошка лежит» и т. д.  
  • Не переходите с «сюсюканья» на взрослую речь. Исследования показывают, что baby talk – протяжные интонации, а также ляли, кисы и авы – актуальны еще до 1 года 9 месяцев.
  • Корчите рожицы вместе: это помогает развивать артикуляционные мышцы и избежать претензий от логопедов.
  • Начинайте отучать от пустышки. Эксперты говорят, что дети, которые после 12 месяцев не расстаются с соской, чаще имеют проблемы с звуками п, б, т, д, с.

Что должно насторожить?

Если с 12 до 15 месяцев ребёнок не освоил набор из «мама-папа-дай», не распознает привычные предметы на картинках, нужно идти к врачам.

Как учить говорить ребёнка от года до двух?

Как учить говорить ребёнка от года до двух?

Чему учим?

  • Сначала словам «да» и «нет» в сочетании с жестами (хотя «нет» обычно дети осваивают сами).
  • Складывать слова в предложения. Не требуйте развернутых фраз, «Дай пи» («Дай пить») или «Де папа» вполне считаются за первые фразы.
  • Новым словам. С года до двух у большинства детей происходит «лексический взрыв», что ни день – новое слово. Причем одно слоговое слово «ба» или «ка» может иметь до сорока значений – и все они считаются отдельно. Кроме них появляется больше глаголов, прилагательных и т. д. К двум годам в словаре у детей несколько сотен таких слов (не забывайте считать слоговые обозначения!).

Как помочь ребёнку?

  • Учите искусству диалога – так осваиваются новые слова и конструкции. Исследователи доказали (Pediatrics), что чем больше общения у ребёнка с родителями с 1,5 лет до двух, тем выше будет IQ и лучше развита речь, когда он станет подростком. Обязательно стимулируйте малыша отвечать на вопросы – хоть жестом, хоть звуком.
  • Кстати о жестах: порой помогает не понимать настойчивое тыканье пальцем. Можно попросить сказать словами (но это может вызвать всплеск упрямства), а лучше задавать вопросы с выбором: «Ты хочешь яблоко или грушу? Они рядом лежат. Красное яблоко или желтое? Правда, вкусные яблоки?».
  • Поддерживайте все попытки общения – даже нечленораздельные. Старайтесь угадывать, переспрашивать, уточнять, и при этом не раздражаться.
  • Давайте простые инструкции: просите помочь, принести подгузник, позвать маму, положить на стол яблоко.

Что должно насторожить?

  • Если у ребёнка нет интереса к разговорам, реакции на вопросы, понимания простых просьб, осознанных слов к полутора годам – нужен врач.
  • Если в два года ребёнок не может повторить слово за взрослым, ответить на простые вопросы, нет простых фраз, общение только жестовое (или в основном жестовое) – повод к списку специалистов (педиатра, невролога, лора) добавить логопеда.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Питание для очищения организма

Злоупотребление лекарствами, нервные срывы, перекусы налету — все это не дает нашему организму работать в полную силу и самоочищаться. Что делать?

Профилактика инсульта: что нужно знать и выполнять?

Инсульт – тяжелое состояние, поражающее и молодых. Профилактика недуга имеет первостепенное значение.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Девайсы для домашнего ухода за кожей: дома как в салоне красоты

Хотите самостоятельно поддерживать молодость и красоту? Есть домашние девайсы, которые помогут в этом.

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?

Как подтянуть овал лица?

Хотите, чтобы овал лица был подтянутым? Мы подскажем, как добиться упругости и свежести лица, как подтянуть дряблую кожу.

Как правильно выбирать гели для микротоков

Специальный гель для микротоков делает лифтинг-процедуру ещё более эффективной. Как правильно выбрать проводящий гель для микротоков?

На ночь глядя: лучшие средства для ухода перед сном

Регулярно ухаживаете за собой? Узнайте, какую косметику рекомендуется использовать перед сном.

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.
Опубликовано 18.02.2021 11:22
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии 2017 №1
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста / Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. // Гаудеамус. 2015 №1 (25).
Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood / Jill Gilkerson, Jeffrey A. Richards, Steven F. Warren, et al. // Pediatrics October 2018 142 (4)

Читайте также

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Развитие недоношенного ребенка
Как развиваются недоношенные дети? К какому возрасту они догоняют своих сверстников? Нормы для малышей до года.
Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца
Гид по кризисным этапам в развитии детей до полутора лет: что они делают с ребенком (и с родителями).
Как и когда дети начинают ползать: стили, сроки и советы родителям
В 6 месяцев, после года или совсем никогда: почему все это считают нормой и что именно называют «ползать»?
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.