На горшок сходить вовремя, одеться самостоятельно, поесть из холодильника — обучили. Дальше в абсолютном большинстве случаев все усилия родителей в воспитании детей концентрируются на школьной успеваемости и выполнении немудреных домашних дел (чаще всего после напоминания, и не одного). Гиперпротекция и установка на выполнение требований образовательных учреждений в последние десятилетия привели к возникновению целых поколений совершенно неприспособленных к жизни подростков. Пока они находятся рядом с родителями — вроде бы все в рамках нормы, не считая инфантилизма и возрастающей нагрузки (и недовольства) старших. Но если вчерашний школьник должен покинуть родное гнездо и начать жить в другом городе, можно ожидать массы проблем. И совсем не потому, что дома он разбрасывал носки. Хотя носки — тоже часть целой картины.
Основы саморегуляции детей и взрослых
Предполагается, что родители, как взрослые люди, умеют отличать плохое самочувствие, возникающее из-за простуды, от подавленного настроения из-за выговора на работе. Дети, и в том числе подростки — нет, без научения практически не способны. Важно ли это?
Еще как важно. Это определяет нашу способность понимать, что внезапное лихорадочное веселье и стремление прямо сейчас совершить массу дел может быть признаком повышенной температуры при ОРВИ, а слабость и подавленность в период восстановления после болезни — совсем не грусть, которую надо попытаться развеять пикником с алкогольными напитками или походом на дискотеку.
Отличать эмоции от физиологических симптомов, уметь определять эти эмоции помогает осознать, что и почему происходит. Словарь подростков в отношении своего состояния обычно небогат и ограничивается понятиями, выражающими на сленге состояния «нормально» и «плохо». Никто не ожидает умения отличать 50 промежуточных оттенков настроения, но умение осознать и сформулировать «мне грустно», «страшно», «я тоскую по дому», «мне весело», «я счастлив/несчастлив» помогают не путать предтестовый мандраж и приступ гастрита, а девушкам — не тонуть ежемесячно в слезах из-за личных драм на фоне предменструального синдрома.
Физиологические признаки также надо обучать выделять. Многие ли родители вспомнят, в каком возрасте они впервые осознали, что заболевают? Не по тому, что начались боли в горле или диарея, а действительно выделили первые, предварительные симптомы начинающегося недомогания? А когда научились основам самопомощи при наступившей простуде?
Подростки, отправляющиеся из дома на длительное обучение или в поездку, должны иметь общее представление о том, какие заболевания они перенесли (и откуда этот шрам у пупка), к каким болезням склонны, как их обычно лечат и как избегают. Не стоит ожидать многого, даже часто болеющие дети, которые, казалось бы, без запинки могут произнести все необходимые медикаменты (их родители точно могут), оказавшись вне дома, не могут ни понять, что происходит, ни вспомнить, как оно обычно бывало. «ОРВИ и гриппом ты обычно болеешь в течение 3-4 дней, сначала — с высокой температурой, помогает ибупрофен. Потом — со слабостью и головной болью», — такая информация поможет адекватнее реагировать на сезонные вирусные заболевания.
Логические связи «причина — следствие» также требуют предварительной тренировки. Множество первых «шишек» набивается из-за того, что тинейджеры не всегда способны с первого раза осознать, что головная боль поутру и красные глаза — это следствие посиделок до 5 утра, а тошнота и частые позывы в туалет возникают из-за посещения чебуречной.
Родители как обслуживающий механизм в любом возрасте?
Многие ли подростки в старших (про среднюю школу умолчим) просыпаются утром сами и вовремя, готовят себе завтрак и успешно меняют кеды на зимние ботинки при наступлении холодов? В битве за результатами ЕГЭ родители нередко стараются обеспечить более-менее комфортный быт ребёнку, оберегая его время и силы на выполнение заданий и занятия у репетитора и ограничиваясь немудреными «вымой посуду, вынеси мусор, не разбрасывай вещи по квартире и пропылесось в субботу. Пропылесось, я три раза уже просила». Что на получается в итоге?
Формируется такая эклектичная картина бытовых навыков, при отсутствии базовых. Откуда берутся продукты — даже дети знают, из магазина. Более-менее могут как-то выделить финансы из общей кучки на их закупку. А дальше? Сколько надо купить еды, чтобы не бегать в ларек за перекусом? Нормальной еды, а не булок и газировки? Как ее готовить, если это не пельмени с сосисками, и сколько времени на это выделять? Как не потратить половину месячного бюджета на три брендовые палетки, потому что на них была скидка? Когда надо стирать джинсы и свитер, чтобы окружающие не шарахались, где и как их стирать, и куда все время деваются носки?
Все эти аспекты самообслуживания должны формироваться дома, если, конечно, нет стремления «наказать» подростка за лень и отсутствие помощи родителям. Умение заботиться о себе своими силами надо осваивать заранее, как навыки держаться на воде. Бросать ребёнка на глубину для обучения плаванию можно, но рискованно. То же и с отправкой из дома подростка, не понимающего, как и на каких усилиях этот дом держится.
Самопознание подростка как инструмент самопомощи
Самостоятельная жизнь — уже повод для стресса. Новый коллектив, новые требования к студентам, новые правила общежития его только усугубляют. Это общая ситуация для всех. А вот способы справляться с ней у всех разные.
Как правило, взрослые что-то знают про себя и про супруга: кому помогает «выдохнуть» вечер с романтическим фильмом и эклерами, кто сбрасывает напряжение в вечерней пробежке или походе на стадион. Знает ли это про себя подросток? Кто он — интроверт, экстраверт, набирается ли он сил после похода на вечеринку или прогулки в одиночку по парку? Или ему необходимо позвонить друзьям и подробно обсудить все происходящее? Что ему помогает справляться с проблемами?
Девочки-подростки более-менее успешно справляются с такой задачей: наш социум спокойно смотрит на женские слабости. Мальчикам сложнее: розовые рубашки носить уже можно, жаловаться на самочувствие или настроение — еще нет. Из «мужских» видов самоутешения распространены только вербальная агрессия по отношению к причинам проблемы, физическая активность, ну и алкоголь. Подходит это далеко не всем, поэтому хорошо бы заранее понять, что помогает ребёнку, и донести это до него самого.
Все эти навыки обеспечивают довольно высокую вероятность успешного отдельного существования подростков: вчерашние дети могут заботиться о себе (о здоровье, внешнем виде, своем месте жительства), умеют управляться с деньгами и не совершать странных поступков, для компенсации душевных травм. Вот только подобным знаниям и умениям не учат в рамках программы подготовки к ЕГЭ.