Человек — существо социальное. Часть его жизни, которая отвечает за взаимодействие с другими людьми, может иметь самые разные особенности. Кто-то стремится к общению, словно к свежему воздуху и не представляет жизни без него, для кого-то оно — необязательное условие существования и благополучия. Однако, как бы то ни было, общение для людей, неважно в каком количестве оно присутствует в жизни, является особенной сферой.
Общаясь друг с другом, люди выражают мысли, предположения и чувства, приобретают новый опыт, отказываются от старых привычек и знакомятся с новыми.
Общение помогает искать и находить друзей и приятелей по интересам, «видеть» картину мира другого человека, что способствует сравнению с собой и самоанализу, а значит, развитию личности.
Общение — это сила, которая помогает достигать поставленных целей. Где это может пригодиться? Например, желая продвинуться по карьерной лестнице, разрешить конфликтную ситуацию с близким человеком, завязать дружбу или знакомство со значимыми или интересными людьми. Правильно пользуясь его силой, человек приобретает возможности для роста и развития. Как это правильно делать, можно узнать из данной статьи.
Важность общения в жизни человека
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что люди избегают общения. Причинами для этого могут быть стресс или депрессия, которые вызывают желание остаться наедине с собой, побыть со своими чувствами и ни с кем ими не делиться. Иногда это может быть полезно для человека, а в других случаях — нет. В каких? Когда он начинает замыкаться в себе так сильно, что перестает чувствовать радость к жизни, привыкает к апатии и одиночеству.
Общение дает людям способность к самовыражению, когда они нуждаются в том, чтобы их таланты, способности или особенности заметили. Оно позволяет «разгрузить» психику от ненужных мыслей, опасений и тревог. Дарит приятные и положительные эмоции в том случае, когда происходит с важными, интересными или любимыми людьми. Также общение помогает достигать поставленных целей, изменить жизнь в лучшую сторону, перейти на ее новый уровень.
Однако добиться этого человеку не всегда удается. Часто ему мешают вредные или негативные привычки поведения. Например, перебивать собеседника, осуждать его, смеяться, проявлять неуважение другими способами.
Также общение может быть неэффективным, если люди не умеют управлять своими эмоциями, склонны проявлять агрессию, не способны становиться на место собеседника, понимать его.
Выражайте свое отношение
Иногда достичь эффективности в важной беседе мешает неумение человека правильно вести ее. Общаться — это не только обмениваться словами и общими фразами, но еще и выражать свое отношение к предмету или теме разговора. Если человек это делает, то он производит впечатление осведомленности и понимания темы разговора.
Выражать отношение — это значит уметь правильно и грамотно говорить оппоненту, что вы лично думаете по этому поводу, вместо того чтобы пользоваться размытыми характеристиками чужих мнений. Также это означает рассказывать о собственном опыте. Выражение отношения должно подтверждаться выводами — понятными и логичными.
Слушайте собеседника до конца
Иногда особенность людей перебивать друг друга может сильно испортить предмет беседы, ее цель и, кроме того, оставит оппоненту неприятное чувство того, что его не поняли, или что он потратил время и ресурсы зря. К этому приводит привычка не слушать до конца, перебивать — выражая свои мысли, показывая отношение или вовсе обесценивая слова другого, осуждая или высмеивая его.
Слушать до конца партнера по общению — это значит, не «вставлять» слова и комментарии, даже когда это кажется необходимым и тем более не прерывать его речь словами «а у меня было»… или «я по этому поводу считаю, что…» и так далее.
Однако молчаливое и отстраненное слушание может дать понять другому, что вас вовсе не интересует предмет разговора, и вы скучаете. Поэтому, чтобы поддерживать беседу, и не перебивать собеседника одновременно, можно использовать паузы в разговоре, во время которых ненавязчиво озвучивать свое мнение или давать комментарий. Беседа или разговор, чтобы он был эффективным, должен протекать неспешно и демонстрировать уважение к оппоненту с любых сторон.
Полезная привычка давать «отражение»
Эта техника во время общения способна вызывать в партнере чувство, что его очень хорошо понимают, соответственно, разговор будет носить теплый и дружелюбный характер.
Технику отражения можно использовать также, если есть цель наладить отношения с другим человеком — начальником, близким родственником, другом.
Отражать другого — это значит, после того, как он закончит говорить, повторить сказанное, своими словами, как можно лучше передавая при этом смысл и чувства партнера. Например, можно начать со слов: «я правильно тебя понял, что ты…» — далее следует передача смысла сказанных другим слов. Или: «я понимаю, как тебе было больно, что ты чувствовал себя ненужным (нелюбимым, обманутым)» и так далее.
Общение — это не только слова
Сделать общение эффективным помогут полезные привычки поведения во время разговора. Среди них способность использовать жесты и мимику, смотреть в глаза собеседнику. Если этого не делать, общение может показаться неполным, партнеру может не хватить эмоциональности. Как правило, это не приводит к доверию во время разговора.
Привычка прятать глаза во время беседы или смотреть в сторону, а не на партнера, не делает общение эффективным. Слишком пристальный взгляд — тоже не очень приятен, он может произвести впечатление, что человека «сверлят» глазами, «сканируют».
Поэтому, чтобы разговор состоялся так, как нужно человеку, следует обращать внимание на все: свой внешний вид, жесты и мимику, тембр голоса, способность отражать другого, внимательно слушать.
Привычка быть эмпатичным
Эмпатия — это способность к сопереживанию. Если это качество недостаточно развито в личности, возможно, во время общения он будет производить впечатление того, кто не способен понимать и чувствовать состояние, мысли и чувства другого человека.
Развить эмпатию можно, если как можно чаще представлять себя на месте другого, проникаться его историей, стараться чувствовать так, как он. Отношения и общение, в которых есть эмпатия, располагают к себе с первых минут разговора, дают понять, что человек, который умеет искренне сопереживать и чувствует чужую боль как свою, обладает такими качествами характера как милосердие и понимание, спокойствие и умение контролировать себя. Как правило, с такими людьми хочется общаться, завязывать дружеские отношения, открываться им и доверять.