Для родителей школьные годы — это прошлое, о котором можно вспоминать с улыбкой и легкой грустью. А для большинства детей школа — настоящее, отрывающее их от беззаботного детства и заставляющее тратить массу сил и энергии. От правильного отношения ребёнка к школе и учебе во многом зависит его успеваемость. С помощью нехитрых способов и доверительного общения родители могут помочь своему чаду.
Разные местоположения для занятий
Многие думают, что лучшее место для обучения детей — это рабочий стол дома или в библиотеке. Но на самом деле это не так! Исследования показывают, что ребёнок намного лучше усваивают информацию, если учится в разных местах. Дети проводят слишком много времени в одних и тех же помещениях: в классе или в своей комнате. В идеале местоположения для занятий должны быть разными: музеи, парки, лаборатории, зоопарки, библиотеки и пр. Каждое пространство предлагает новые возможности для получения знаний, опыта, незабываемых впечатлений. Все это формирует положительные отношения к учебе в целом.
Регулярные перерывы детей на отдых
Далеко не каждый ребёнок может спокойно просидеть за уроками в течение часа или двух. Особенно тяжело это дается ученикам младших классов. Но виноваты в этом не только возрастные особенности. По словам психологов, слишком долго усваивать важную информацию мозгу сложно, тем более детскому. В зависимости от возраста ребёнка нужно подобрать ему оптимальную схему. Например, школьникам первых классов желательно после 15-20 минут обязательно устраивать 5-10-минутные перерывы, чтобы дети могли подвигаться и расслабиться. Если в школе учитель устраивает для них разминку, то во время занятий дома ребёнок может просто поиграть и отдохнуть. Некоторые дети и 15 минут сидят с трудом. Не нужно расстраиваться. Стоит понаблюдать за возможностями малыша и найти для него удобные интервалы для отдыха.
Родители в роли слушателей
Если родители хотят, чтобы их ребёнок лучше запомнил свой урок, они могут выступить в роли учеников, а малыш пусть будет преподавателем, объясняющим новую тему. Человек помнит около 10% того, что он прочел, 20% того, что он увидел, но 90% того, что он проговорил или объяснил кому-либо. Импровизированные уроки или беседы на тему занятий могут проходить за столом, в транспорте или в гостиной. Пусть ребёнок время от времени рассказывает своим близким, чему он научился в школе. Это отличный способ помочь ему учиться лучше. В процессе повествования дети будут отвечать на уточняющие вопросы родителей, чтобы понять, какие моменты темы они упустили или запомнили не до конца.
Здоровый сон и питание
Многим хорошо известно, что здоровое питание и сон — необходимые условия для развития ребёнка. Но важно помнить, почему? Большая часть энергии поступает в организм человека из пищи. Наш мозг потребляет много энергии, особенно во время обучения. Поэтому для детей, как и для взрослых, важно питаться разнообразно и сбалансировано. Чем больше продукт обрабатывался и готовился, тем менее он полезен. Если сложно совсем исключить из рациона ребёнка полуфабрикаты, фаст-фуд, консервы, то следует употреблять их не чаще одного раза в 1-2 недели, а лучше раз в месяц.
К овощам и фруктам желательно приучать с раннего детства. Хорошо, если в ежедневном рационе малыша будет 4-5 порций фруктов и овощей. Но из-за нехватки времени и других обстоятельств не все родители готовы обеспечить ребёнка едой из натуральных экологически чистых продуктов. В любом случае перед покупкой стоит внимательно читать этикетки и избегать тех изделий, в которых есть рафинированный сахар, ГМО и пестициды.
Режим сна, как и питание должен быть хорошо налажен. Но иногда дети могут нуждаться и в дополнительном отдыхе. Некоторые фазы сна тесно связаны с запоминанием и регулированием эмоций. Если ребёнок чрезмерно раздражен или у него проблемы с обучением, то возможно, он просто устал. Необязательно его заставлять спать днем — он может просто полежать в постели около 30 минут.
Приучение ребёнка к порядку
Когда ребёнок готовится к занятиям дома, необходимо убрать отвлекающие факторы, которые сильно мешают сосредоточиться и запоминать материал. Исследования показали, что чем больше перегружена среда (например, плохо обустроенная комната или в ней постоянный беспорядок), тем труднее учиться и концентрироваться. Поэтому детская комната и школьный класс должны быть максимально комфортными для обучения и всегда содержаться в чистоте. Гаджеты и электронные устройства на уроках нужно использовать только в образовательных целях, а не для развлечения.
Использование ментальных образов
Воображение позволяет учиться лучше. В Японии распространен так называемый «метод Сузуки», позволяющий изучать скрипку или другие дисциплины в рекордно короткие сроки. Идея проста: детально копировать движения мастера, не используя инструмент или объект, когда, к примеру, ребёнок точно повторяет движения скрипача без скрипки, либо играет в баскетбол без мяча. Интерес этого метода в том, чтобы сосредоточиться только на движениях и практике, не отвлекаясь на остальное. Дети — отличные фантазеры. Поэтому подход, основанный на воображении, может стать эффективным.
Повторение — мать учения
Существует широко распространенная метафора, которая описывает мозг как компьютер. Но на самом деле это не совсем так. Компьютер будет хранить информацию в первозданной форме, а мозгу свойственно утрачивать детали. Чтобы что-то хорошо запомнить, человеку нужно это несколько раз повторить. Для долгосрочного обучения информация должна оставаться как можно дольше в кратковременной памяти.
Мозг состоит из сети взаимосвязанных нейронов. Стимуляция создаст электрический ток, который будет следовать по определенному пути. Чем больше человек повторяет, тем больше он активирует сеть соответствующих нейронов. А чем активнее они будут, тем проще им будет найти «путь» к нужному участку мозга и восстановить необходимую информацию. Если ребёнку сложно и скучно сидеть и заучивать материал, можно разместить его в форме схемы, рисунков или таблицы на видные места в доме: на холодильник, в ванной комнате или туалете, в коридоре перед зеркалом и пр. Ребёнок намного лучше запомнит то, что будет видеть регулярно.