От профессионализма и ответственности врача во многом зависит успех лечения и профилактики болезней. По российским законам, по крайней мере, раз в год человек вправе выбирать участкового терапевта или педиатра, не говоря уже о докторах в платных медицинских центрах. Сразу распознать хорошего детского врача довольно сложно. Но по некоторые отличительные черты поведения могут помочь.
1. Врач вызывает доверие
Иногда родительский инстинкт помогает принимать важные решения, когда дело касается собственных детей. Ведь никто не знает о ребёнке так хорошо, как его мама и папа. Немало историй о том, как родители спасали своих детей, руководствуясь внутренними инстинктами. Полезно прислушиваться к себе и к ощущениям малыша. Если где-то в глубине души детский врач кажется родителю искренним, надежным и подходящим для его ребёнка, то возможно так оно и есть.
После первого посещения педиатра стоит для себя ответить на вопросы: насколько заботливо и тщательно был осмотрен ребёнок? Приемлемы ли методы врача в выборе лечения? Все ли устраивает в действиях и словах доктора? Если подходы родителей и врача в области здоровья малыша совпали, и врач понятно излагает свою позицию, не назначает препараты «на всякий случай», то взаимодействие с таким доктором можно продолжить.
2. Располагает к общению
Очень важно, чтобы врач располагал к общению. У родителей, как правило, бывает миллион вопросов по поводу ухода за их малышом и его здоровья. Хороший педиатр умеет терпеливо выслушать пациентов и дать им дельные советы. Если уже на протяжении нескольких посещений общение с доктором не складывается, то лучше по возможности отправиться к другому специалисту.
Ответственный педиатр не должен отказывать родителям ребёнка в подробной консультации по вопросам питания, ухода, гигиены и здоровья детей. Хороший врач понимает, что родители, особенно молодые, из-за отсутствия опыта и знаний часто сталкиваются с трудностями в уходе за малышом. Первым другом и советчиком в этом вопросе должен стать педиатр, а не загадочные просторы Интернета. Хорошо, когда доктору можно задать любые, даже, на первый взгляд, глупые вопросы, касающиеся здоровья ребёнка. Ведь каждая мелочь может быть важной. Опытный врач умеет не только слушать, но и слышать. Не стоит задерживаться у педиатра, который разговоры с родителями доверяет медсестре или своему помощнику.
3. Говорит правду о здоровье ребёнка
Если родители уверены, что педиатр всегда говорит им правду о состоянии ребёнка, то это большое преимущество врача. Иногда доктора по разным причинам не договаривают некоторые нюансы, касающиеся здоровья малыша. Но скрывать такое от родителей не стоит. Однако это не значит, что плохие новости нужно объявлять сухим и безучастным тоном. Хороший врач всегда сумеет найти подход и правильно донести любую информацию, стараясь находить оптимальные решения возникающих проблем.
Педиатр при желании родителей должен предложить любую информацию о диагнозе ребёнка и быть готов предоставить дополнительные пути и рекомендации по вопросам лечения: подсказать нужные лечебные учреждения, медикаменты, информационные ресурсы и пр.
4. Оперативно отвечает на звонки родителей
Не каждая болезнь требует визита к врачу. Иногда родители хотят получить короткую консультацию по одному или нескольким беспокоящим их вопросам. Поэтому хорошо, если педиатру можно позвонить по телефону или пообщаться через Интернет. Если детский врач оперативно реагирует на запросы родителей, то это во многом улучшает взаимодействие с ним и упрощает уход за малышом. Идеальный вариант, когда домашний педиатр может выйти на связь в любой день и любое время суток. Но так бывает далеко не всегда. Хорошо, если врач сможет отвечать на звонки в дневное буднее время.
5. Помнит историю болезней малыша
Один из отличительных признаков хорошего педиатра — знание истории болезни ребёнка. Осведомленность об особенностях развития и проблемах со здоровьем малыша с самого его рождения дает врачу массу преимуществ для качественной работы. Понятно, что доктору сложно запомнить нюансы из истории болезни всех своих пациентов. Однако приятно, когда педиатр в курсе основных моментов развития ребёнка, что помогает ему более эффективно осматривать и лечить малыша. Еще одно хорошее качество педиатра — отношение к ребёнку не только как к пациенту, но и как к личности — с уважением и пониманием.
6. Не навязывает свое мнение
Некоторые врачи очень консервативны в вопросах лечения и ухода за ребёнком, стараясь навязать родителям малыша свое личное мнение. Но хороший врач всегда умеет как следует выслушать пациентов и постараться понять их точку зрения и отнестись к ней с уважением. К примеру, настоящий профессионал не будет отговаривать или резко настаивать на прекращении грудного вскармливания после определенного времени.
Пока пожелания родителей не вредят здоровью малыша, врач не должен отговаривать их или заставлять поменять их мнение из-за своих личных взглядов на жизнь. Он должен лишь объяснить родителям все «за» и «против», предоставив им возможность самостоятельно сделать выбор.
7. Уважает время пациентов
Часто в коридоре у двери педиатра собирается много людей и проводят там долгие минуты, а то и часы в ожидании своей очереди. Чтобы избежать такой участи, желательно заранее записываться к врачу. Хороший доктор всегда ценит свое и чужое время. Без серьезной причины он не станет опаздывать на встречу и надолго задерживать своих пациентов. Педиатр должен понимать, что не только родители, но и ребёнок тяжело воспринимает процесс ожидания. К тому же длительное нахождение малыша в очереди, где он может контактировать с больными детьми, чревато усугублением его состояния здоровья.
8. Находит взаимопонимание с ребёнком
Педиатру мало наладить общение с родителями. Гораздо важнее — найти подход к ребёнку. Детский врач должен хорошо знать особенности психологии детей и стараться построить доверительные отношения с малышом. Многие дети не в восторге от медицинских осмотров и прививок.
Задача педиатра провести эти процедуры с минимальным дискомфортом для ребёнка. После первого визита к детскому врачу важно задать вопрос своему чаду о том, насколько понравился ему доктор. Если ребёнок вспоминает о посещении педиатра с улыбкой, без чувств беспокойства или страха, то значит, врач сумел найти подход к малышу.
9. Общается с уважением
Хороший педиатр, даже если он имеет множество профессиональных регалий, никогда не станет разговаривать со своими пациентами надменным, саркастическим или менторским тоном. Он должен уважать каждого из своих клиентов и знать основы как профессиональной этики, так и бытового общения. Нежелательно, чтобы родители или ребёнок чувствовали себя на приеме у врача подобно ученикам на уроке строгого педагога. Важно чувствовать, что доктор уважает мнение пациента и не старается давить на него, а лишь поясняет ему необходимые нюансы для принятия верного решения.