Учитель — одна из самых благородных профессий. Ее цель — давать подрастающему поколению правильные представление об окружающем мире и жизни. Положительными качествами педагогов всегда считались внимательность, терпимость, человечность. Но так же, как и представители других профессий, направленных на работу с детьми, учитель подвержен профессиональному выгоранию, которое может выражаться, в том числе и в агрессии по отношению к ученикам.
Проблемы отношений учителя и учеников
В искусстве и массовой культуре существуют как положительные, так и отрицательные образы учителей. Они могут быть мудрыми и добрыми, молодыми и неопытными, карьеристами и манипуляторами. Главным положительным качеством педагога считается любовь к детям. Но далеко не всегда в школу идут по призванию. Некоторых учителей отличает слишком формальный подход к обучению или отсутствие уважения к ученикам.
Существуют разные причины, препятствующие развитию доверительных отношений между учителем и классом. Это и чрезмерная заорганизованность преподавательской работы, заключающаяся в большом количестве отчетности по педагогической деятельности и успеваемости учеников, и программы, которые не всегда составляются грамотно, и необходимость работать дополнительно. В результате у учителя не возникает любви к своему предмету или не хватает времени на повышение квалификации и профессиональное развитие.
Педагоги — тоже люди. И у них могут быть собственные нерешенные психологические проблемы, травмы детства или комплексы. Некоторые из них стремятся «отыграться» на учениках или их родителях за обиды, которые им нанесли в детстве. Они могут делить учеников на любимых и нелюбимых или предвзято относиться к конкретному ребёнку. Это может быть не самый уверенный в себе ученик, имеющий низкую успеваемость по предмету или не любящий его.
В первую очередь, от словесной или физической агрессии педагога страдают дети. У некоторых из них может развиться неприязнь к предмету или страх перед конкретным преподавателем. Ни то, ни другое не будет способствовать улучшению успеваемости, а вместо этого приведет к серьезным психологическим проблемам.
Почему учитель может проявлять агрессию по отношению к детям?
Проблеме взаимодействия педагога и учеников в российских школах стали уделять внимания совсем недавно. Словесная и даже физическая агрессия считалась вариантом нормы. На обидные фразы, обесценивающие или унизительные высказывания и ругань не обращали внимания.
Сегодняшним педагогам тоже приходится нелегко. В условиях работы с несколькими классами по 25-30 человек с одной стороны, и прессинга школьной администрации или вышестоящего начальства с другой, творческий и индивидуальный подход представляются непозволительной роскошью. Но современные родители гораздо более требовательны к душевному состоянию ребёнка и к поведению школьных педагогов.
Сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений школьников. Многие психологи считают, что авторитарный стиль воспитания все чаще дает сбои и представляется малоэффективным в современных условиях. Поэтому агрессия педагога не прибавит ему популярности. Школьник может отвечать так же агрессивно, потому что знает свои права. Менее уверенный в себе ребёнок будет бояться педагога, и отказываться посещать уроки под разными предлогами.
Агрессия — это не всегда крик или побои. Педагог может и не повышать голос, но употреблять унизительные эпитеты в адрес учеников, нелестно отзываться об их умственных способностях или позволять себе другие виды издевательств. Впоследствии эти ученики могут возненавидеть и преподавателя, и сам предмет.
Разумеется, далеко не всякий ребёнок может быть невинной жертвой обстоятельств. Класс состоит из разных учеников, и некоторые из них могут и сами давать повод для учительской агрессии. Поэтому родители должны иметь возможность самостоятельно разобраться в ситуации при первых тревожных симптомах психического неблагополучия ребёнка в школе.
Что делать детям и родителям, если учитель проявляет агрессию?
Любой конфликт или проблемы с успеваемостью в школе приводят к тому, что ребёнок избегает подробных рассказов о прошедшем учебном дне. В разговоре он отделывается общими фразами или отказывается отвечать на вопросы, замыкается в себе. Он также может отказываться посещать занятия под предлогом несуществующего заболевания. Если такое повторяется часто, то взрослым необходимо напрямую поговорить с ребёнком.
Если школьник признается в учительской агрессии по отношению к нему, то матери или отцу следует посетить школу и поговорить с этим педагогом или классным руководителем. Вполне возможно, что ученик не проявляет достаточной активности на уроке, и это вызывает недовольство преподавателя. Если жалобы поступают от нескольких учеников, и при этом агрессия педагога не прекращается, то семьям школьников следует объединиться для дальнейших действий — сбора доказательств и жалоб в вышестоящие инстанции.
Ребёнок может и преувеличивать масштабы конфликта, утверждая, что педагог «орет на всех». Но это не означает, что крик — это эффективный педагогический инструмент. Повышение голоса в воспитании никогда не было признаком силы и никого не могло заставить полюбить предмет и улучшить успеваемость. Крик или побои заставляют младшего школьника испытывать дискомфорт при общении. У менее решительных учеников появляется страх перед педагогом, а более решительные могут проявлять ответную агрессию.
К сожалению, специфика работы в российских школах такова, что действительно талантливые и любящие своих учеников педагоги уходят работать в образовательные учреждения с более высокой зарплатой, репетиторство или меняют сферу деятельности на другую. А в школах остаются работать немолодые, часто выгоревшие профессионально, которым больше некуда идти. Работа педагога — не из легких. Часто ему приходится иметь дело с непоседливыми, невнимательными и «проблемными» учениками, и поэтому они часто срываются на них от бессилия изменить ситуацию.
Семьи учеников не могут заставить педагога искренне полюбить предмет или учеников. В некоторых случаях разговор с несколькими взрослыми может заставить педагога изменить свое поведение. Если эта мера не работает, то следует написать жалобы на имя директора или в вышестоящие инстанции. В случае если у школы есть и другие недостатки, кроме методов работы конкретного педагога, то разумнее всего будет перевести ребёнка в другую школу.