Лабораторная диагностика ревматоидного артрита (РА) является вспомогательной при выставлении диагноза. Успехи современной медицины, биохимии, патобиохимии и клинической лабораторной диагностики привели к тому, что, наряду с общеклиническими лабораторными показателями (СРБ, СОЭ), Американскими и Европейскими ревматологами в 2010 году были одобрены и введены новые биохимические параметры в международные критерии диагностики этого заболевания.
Введение в лабораторную практику диагностики ревматоидного артирита определения ревматоидного фактора подчеркивало принадлежность РА к аутоиммунным заболеваниям. На протяжении многих лет выявление РФ и таких неспецифических показателей как СРБ (С-реактивный белок) и определение СОЭ (скорость оседания эритроцитов) были единственными объективными лабораторными факторами, подтверждающими диагноз.
В 2010 году был сделан важный и эффективный шаг в лабораторной диагностике РА. В международные диагностические критерии РА был введен новый показатель – выявление в крови антител к циклическому цитруллинированному пептиду (АЦЦП). В одной из наших статей мы рассказали о преимуществе определения в сыворотке крови наличия циркулирующих антител к цитруллированным пептидам, что послужило основанием для сообщества ревматологов ввести их определение в основные диагностические критерии РА.
Поскольку антитела к цитруллинированым пептидам относятся к группе аутоантител взаимодействующих с антигенными детерминантами белков, имеющих в структуре цитруллин, то и другие аналогичные антитела, наряду с АЦЦП, стали использоваться в диагностике ревматоидного артрита. Такими антителами являются антитела к виментину.
При воспалительных процессах усиливается процесс цитруллинирования ряда белков, и в том числе, белков цитоскелета (виментин, филагрин и др.), которые присутствуют в синовиальной сумке суставов. В определенной степени можно сказать, что процесс цитруллирования является признаком воспаления соединительной ткани. Виментин – белок цитоскелета, содержится в клетках в большом количестве, которые присутствуют в синовиальной оболочке. Процесс цитруллинирования заключается в ферментативной модификации белков, содержащих аминокислоту аргинин. Под действием фермента пептидил-аргинин дезаминазы аргинин превращается в цитруллин. На эти необычные для организма «новые белки» образуются аутоантитела – антитела к цитруллинированному виментину.
В процессе усовершенствования методики выявления таких антител созданы тесты (на основе модицицированного цитруллинированного виментина), обеспечивающие лучшее качество их обнаружения, проявляющееся в повышении специфичности и чувствительности. По некоторым данным такие усовершенствования привели к тому, что тест на определение анти-МСV по этим показателям превосходит тест для выявления АЦЦП. Однако в данный момент тест на анти-МСV не входит в диагностические критерии РА, а используется в качестве добавочного теста, наряду с РФ и АЦЦП.
По некоторым данным диагностическая ценность определения анти-МСV превосходит тест для выявление АЦЦП. Чувствительность наборов анти-МСV – 82% против 72% для АЦЦП, а специфичность для анти-МСV – достигает 98% против 96% для АЦЦП. Более того, около 50% серотрицательных пациентов с РА выявляются при использовании анти-МСV. Возможно, в дальнейшем, определение анти-МСV имеет перспективы для использования в качестве лабораторного диагностического критерия ревматоидного артрита.