Апраксия речи у ребёнка: как учиться в школе?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Апраксия — это термин, обозначающий набор неврологических расстройств, которые влияют на способность человека контролировать мелкую и крупную моторику, а также жестикуляцию. Некоторые дети рождаются с апраксией, а у других она появляется позднее в результате черепно-мозговой травмы. Приобретённая апраксия может спонтанно проходить, но детям, родившимся с апраксией, всегда требуется терапия для управления данным состоянием.

Апраксия может повлиять на способность двигать лицевыми мышцами или двигать руками, ногами, кистями и пальцами. Она также может повлиять на коммуникативные способности. Дети и взрослые с апраксией часто не могут выполнять контролируемые целенаправленные движения, несмотря на наличие физической силы, мыслей и желания делать это. Считается, что различные формы апраксии связаны с поражением теменных долей головного мозга. Основную проблему для детей создаёт апраксия речи. Вот что надо знать родителям о таком нарушении и обучении ребёнка в школе.

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

Что такое апраксия речи?

Апраксия в логопедии — это состояние, которое специфически влияет на способность использовать язык, губы и челюсть для произношения звуков и слов. Два основных вида речевой апраксии — это детская речевая апраксия, когда ребёнок с ней рождается, и приобретенная речевая апраксия, когда состояние возникает в результате черепно-мозговой травмы, опухолевых, токсических, инфекционных поражений головного мозга. Апраксия речи может оказывать влияние в диапазоне от легкого до тяжёлого, когда крайне затруднено или полностью невозможно вербальное общение.

Речевая апраксия не является нарушением развития, хотя у детей с таким врождённым состоянием часто есть члены семьи, у которых были диагностированы трудности с обучением и другие коммуникативные расстройства, что указывает на наследственную генетическую природу (Анналы клинической и экспериментальной неврологии). Речевая апраксия также не является следствием слабости или паралича лицевых мышц, это тип нейродивергенции.

Факт!

Исследования показывают, что детская речевая апраксия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но ряд экспертов (Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств) указывает, что на эту гендерную разницу в диагностике могут влиять предубеждения специалистов, как в случае с аутизмом.

Не существует медицинского теста для диагностики речевой апраксии. Вместо этого неврологи и логопеды-дефектологи исключают другие состояния и оценивают ряд характеристик, связанных с этим состоянием.

Признаки апраксии речи у ребёнка

Признаки апраксии речи у ребёнка

Признаками речевой апраксии у детей считаются:

  • Искажение звуков.
  • Непоследовательные ошибки в речи
  • Сложности с подбором нужных звуков или слов.
  • Вербальное «нащупывание звуков» (попытки найти нужное слово или звук через произношение других).
  • Медленный темп речи.
  • Ошибки в интонации, ударении или ритме речи.

У детей с речевой апраксией также могут присутствовать:

  • Отсроченное выделение доминирующей руки (не правша и не левша) или смешанное доминирование рук.
  • Расстройство сенсорной обработки.
  • Проблемы с мелкой моторикой.
  • Задержка речи.
  • Трудности с чтением и письмом.

Как логопеды лечат апраксию речи?

Детям, страдающим апраксией речи, нужны интенсивные и длительные занятия с логопедом, чтобы улучшить коммуникативные навыки. Многие дети начинают с трех-пяти занятий в неделю.

Основные цели лечения — спланировать движения речевого аппарата, необходимые для произношения звуков, и обучить навыку делать эти движения правильным образом в нужное время. Эта тренировка не включает в себя укрепление мышц рта, так как при апраксии нет слабости мышц, но использует разговорные упражнения.

Вот некоторые используемые терапевтические методы при апраксии речи:

  • Сенсорные сигналы: прикладывание пальца к губам, чтобы почувствовать движение, которое производят определенные звуки.
  • Визуальные подсказки: говорить, глядя в зеркало.
  • Подсказки для прослушивания: запись звуков, а затем прослушивание их воспроизводимого звучания.

Ребёнок с апраксией речи в школе

Ребёнок с апраксией речи в школе

В классе ученики с апраксией имеют уникальные потребности. Хотя в целом они хорошо воспринимают информацию и понимают инструкции, им может быть трудно эффективно демонстрировать то, чему они научились. Это может привести к большому разочарованию ученика. Дети с апраксией часто нуждаются в поддержке специалиста по специальному обучению и психолога.

Важно!

Апраксия не влияет на умственное развитие или уровень интеллекта, однако затрудняет коммуникацию, что опосредованно способно тормозить развитие ребёнка. Однако основная проблема детей в обучении — устные ответы. Оптимальный вариант — когда педагоги принимают основную часть ответов в письменном, печатном виде, или в формате тестов.

В некоторых случаях язык жестов может быть полезным методом общения для детей с тяжёлой формой апраксии. Однако важно в любом случае пытаться использовать обычную речь в дополнение к жестам, если ребёнок может говорить. Другие коммуникативные методы включают использование дополнительных и альтернативных коммуникаций в форме иллюстрированных досок, наборов карточек или планшетов с программами.

Дополнительная рекомендация специалистов заключается в работе родителей с педагогами и родителями других детей по полному информированию о состоянии ребёнка и его возможностях коммуникации. В идеале ребёнок должен быть включен в программу тьюторского сопровождения, хотя не всем детям с апраксией речи требуется тьютор и не каждый день.

Некоторые родители опасаются, что их дети не захотят говорить, если у них будет доступ к жестовой речи, карточкам и планшетам, но нет никаких доказательств, подтверждающих миф о том, что данная техника общения мешает вербальной речи.

Фактически, исследование University Park показало, что 89% пользователей вспомогательных карточек продемонстрировали улучшение развития речи после вмешательства, при этом у 11% не было изменений, а снижения развития вербальной речи при использовании карточек и жестового языка выявлено не было совсем.

В дополнение к конкретным методам улучшения и поддержки речи также важно предоставлять детям с апраксией социальную поддержку, например группы друзей-сверстников. Так как апраксия может протекать совместно с другими расстройствами обучения, надо отслеживать и иные симптомы. Читайте о них в статье «Задержка развития и расстройства обучения: в чём разница?».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Биологически активные добавки для суставов: мифы и реальность

Спасут ли биологически активные добавки суставы: подробно разбираем с экспертами

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

Поддержка для суставов: зачем нужны ортезы?

Ортезы используются при травмах и болезнях опорно-двигательного аппарата. А новые разработки могут вернуть подвижность даже в самых сложных случаях.
Опубликовано 30.03.2023 11:15
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: a research review / Millar DC, Light JC, Schlosser RW. // J Speech Lang Hear Res. 2006
Advances in Early Communication and Language Intervention / Kaiser AP, Roberts MY. // J Early Interv. 2012
Семейный случай атаксии с окуломоторной апраксией: первое наблюдение в Российской популяции / Клюшников С. А., Иллариошкин С. Н., Маркова Е. Д., и др. // Анналы клинической и экспериментальной неврологии 2007

Читайте также

Лечение нарушений речи у детей
Любые отклонения в речи, должны корректироваться в раннем возрасте, поэтому при наличии выявленных недостатках речевого развития, нужно обратиться за помощью к специалистам.
Нарушения речи у детей: дизартрия и заикание
Проблемы речи у детей важно своевременно выявлять и корректировать, чтобы не возникало проблем с коммуникацией и обучением.
Здоровье полости рта и развитие речи у детей
Короткая уздечка языка, отсутствие зубов, патологии прикуса и кариес: как влияют на развитие речи и произношение звуков.
Заикание у детей: причины и методики восстановления речи
Что предпринять, если ребенок страдает заиканием? Помогут разнообразные приемы и эффективные методики.
Глухота у детей: нарушения развития речи
При наличии у ребенка врожденной или рано приобретенной глухоты возникают проблемы с развитием и адаптацией.