Апраксия — это термин, обозначающий набор неврологических расстройств, которые влияют на способность человека контролировать мелкую и крупную моторику, а также жестикуляцию. Некоторые дети рождаются с апраксией, а у других она появляется позднее в результате черепно-мозговой травмы. Приобретённая апраксия может спонтанно проходить, но детям, родившимся с апраксией, всегда требуется терапия для управления данным состоянием.
Апраксия может повлиять на способность двигать лицевыми мышцами или двигать руками, ногами, кистями и пальцами. Она также может повлиять на коммуникативные способности. Дети и взрослые с апраксией часто не могут выполнять контролируемые целенаправленные движения, несмотря на наличие физической силы, мыслей и желания делать это. Считается, что различные формы апраксии связаны с поражением теменных долей головного мозга. Основную проблему для детей создаёт апраксия речи. Вот что надо знать родителям о таком нарушении и обучении ребёнка в школе.
Что такое апраксия речи?
Апраксия в логопедии — это состояние, которое специфически влияет на способность использовать язык, губы и челюсть для произношения звуков и слов. Два основных вида речевой апраксии — это детская речевая апраксия, когда ребёнок с ней рождается, и приобретенная речевая апраксия, когда состояние возникает в результате черепно-мозговой травмы, опухолевых, токсических, инфекционных поражений головного мозга. Апраксия речи может оказывать влияние в диапазоне от легкого до тяжёлого, когда крайне затруднено или полностью невозможно вербальное общение.
Речевая апраксия не является нарушением развития, хотя у детей с таким врождённым состоянием часто есть члены семьи, у которых были диагностированы трудности с обучением и другие коммуникативные расстройства, что указывает на наследственную генетическую природу (Анналы клинической и экспериментальной неврологии). Речевая апраксия также не является следствием слабости или паралича лицевых мышц, это тип нейродивергенции.
Исследования показывают, что детская речевая апраксия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но ряд экспертов (Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств) указывает, что на эту гендерную разницу в диагностике могут влиять предубеждения специалистов, как в случае с аутизмом.
Не существует медицинского теста для диагностики речевой апраксии. Вместо этого неврологи и логопеды-дефектологи исключают другие состояния и оценивают ряд характеристик, связанных с этим состоянием.
Признаки апраксии речи у ребёнка
Признаками речевой апраксии у детей считаются:
- Искажение звуков.
- Непоследовательные ошибки в речи
- Сложности с подбором нужных звуков или слов.
- Вербальное «нащупывание звуков» (попытки найти нужное слово или звук через произношение других).
- Медленный темп речи.
- Ошибки в интонации, ударении или ритме речи.
У детей с речевой апраксией также могут присутствовать:
- Отсроченное выделение доминирующей руки (не правша и не левша) или смешанное доминирование рук.
- Расстройство сенсорной обработки.
- Проблемы с мелкой моторикой.
- Задержка речи.
- Трудности с чтением и письмом.
Как логопеды лечат апраксию речи?
Детям, страдающим апраксией речи, нужны интенсивные и длительные занятия с логопедом, чтобы улучшить коммуникативные навыки. Многие дети начинают с трех-пяти занятий в неделю.
Основные цели лечения — спланировать движения речевого аппарата, необходимые для произношения звуков, и обучить навыку делать эти движения правильным образом в нужное время. Эта тренировка не включает в себя укрепление мышц рта, так как при апраксии нет слабости мышц, но использует разговорные упражнения.
Вот некоторые используемые терапевтические методы при апраксии речи:
- Сенсорные сигналы: прикладывание пальца к губам, чтобы почувствовать движение, которое производят определенные звуки.
- Визуальные подсказки: говорить, глядя в зеркало.
- Подсказки для прослушивания: запись звуков, а затем прослушивание их воспроизводимого звучания.
Ребёнок с апраксией речи в школе
В классе ученики с апраксией имеют уникальные потребности. Хотя в целом они хорошо воспринимают информацию и понимают инструкции, им может быть трудно эффективно демонстрировать то, чему они научились. Это может привести к большому разочарованию ученика. Дети с апраксией часто нуждаются в поддержке специалиста по специальному обучению и психолога.
Апраксия не влияет на умственное развитие или уровень интеллекта, однако затрудняет коммуникацию, что опосредованно способно тормозить развитие ребёнка. Однако основная проблема детей в обучении — устные ответы. Оптимальный вариант — когда педагоги принимают основную часть ответов в письменном, печатном виде, или в формате тестов.
В некоторых случаях язык жестов может быть полезным методом общения для детей с тяжёлой формой апраксии. Однако важно в любом случае пытаться использовать обычную речь в дополнение к жестам, если ребёнок может говорить. Другие коммуникативные методы включают использование дополнительных и альтернативных коммуникаций в форме иллюстрированных досок, наборов карточек или планшетов с программами.
Дополнительная рекомендация специалистов заключается в работе родителей с педагогами и родителями других детей по полному информированию о состоянии ребёнка и его возможностях коммуникации. В идеале ребёнок должен быть включен в программу тьюторского сопровождения, хотя не всем детям с апраксией речи требуется тьютор и не каждый день.
Некоторые родители опасаются, что их дети не захотят говорить, если у них будет доступ к жестовой речи, карточкам и планшетам, но нет никаких доказательств, подтверждающих миф о том, что данная техника общения мешает вербальной речи.
Фактически, исследование University Park показало, что 89% пользователей вспомогательных карточек продемонстрировали улучшение развития речи после вмешательства, при этом у 11% не было изменений, а снижения развития вербальной речи при использовании карточек и жестового языка выявлено не было совсем.
В дополнение к конкретным методам улучшения и поддержки речи также важно предоставлять детям с апраксией социальную поддержку, например группы друзей-сверстников. Так как апраксия может протекать совместно с другими расстройствами обучения, надо отслеживать и иные симптомы. Читайте о них в статье «Задержка развития и расстройства обучения: в чём разница?».
Использованы фотоматериалы Shutterstock