Несмотря на то, что многим известен термин «аутизм», определение его нередко вызывает затруднение, поскольку порой сложно понять — это серьёзное заболевание или нестандартная особенность психики? Что такое аутизм и каковы его симптомы — читайте в нашей статье.
Аутизм: характеристика заболевания
Впервые аутизм в англоязычной литературе описал в 1943 году австрийский психиатр Лео Каннер. Недавние исследования зарубежных учёных Х. Фамитафреши и М. Каримян показали, что у большинства людей с аутизмом присутствуют генетические мутации, которые и вызывают различные расстройства, в конечном итоге приводящие к нарушениям развития нервной системы. Примечательно, что мутации не проявляются в рамках одного и того же шаблона, они принимают разные формы. Маловероятно, что один конкретный ген отвечает за аутизм. Скорее всего, несколько генов объединяются и действуют вместе по нетипичному сценарию.
Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития нервной системы. Дети с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также у них наблюдается ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У детей с РАС специфичные способы восприятия информации и концентрации внимания.
Важно отметить, что у некоторых детей и взрослых без РАС присутствуют похожие симптомы, но последние не усложняют им жизнь, как аутистам. Кроме того, есть и иные патологии с аутическими чертами, а также комбинированные состояния.
В целом у людей с аутизмом отмечаются следующие признаки:
- сниженная способность приобретать социальные навыки;
- повторяющееся, стереотипичное поведение;
- нарушение развития речи и невербального общения;
- нежелание использовать зрительный контакт;
- резкая реакция на посторонний шум.
Количество и выраженность признаков варьируется в зависимости от возраста ребёнка и влияния РАС на повседневную жизнь. Аутизм можно диагностировать в возрасте 12-18 месяцев, но чаще всего это происходит в возрасте около 2 лет. В диагностике обычно участвуют многие специалисты и профессионалы, тестирующие и оценивающие ребёнка — это называется междисциплинарной оценкой. Многопрофильная команда, как правило, включает педиатра, психолога, логопеда и психиатра. Сюда также могут входить другие специалисты, например, невролог.
Что делать родителям после установления РАС у ребёнка
Получение оценки и диагноза — это первый шаг к тому, чтобы помочь ребёнку. Ранняя терапия — лучший способ содействовать развитию и гармоничному вхождению в социум аутичных детей. Специалисты вместе с родителями могут помочь детям освоить навыки, необходимые им в повседневной деятельности. Иногда дети, получившие раннюю терапию, впоследствии нуждаются в меньшей поддержке или совсем не нуждаются в ней по мере взросления. Таким образом, аутизмом необходимо заниматься с детства, поскольку в противном случае развитие ребёнка затормаживается.
Среди методов вспомогательной коррекции поведения есть множество вариантов, как научно обоснованных, так и на данный момент не имеющих доказанной эффективности. Из проверенных учёными способов хорошо себя зарекомендовала иппотерапия. По мнению исследователей Х. Штайнера и З. Кертеша, её можно применять в качестве дополнительной терапии для детей с аутизмом и как форму реабилитации в случаях, когда другие методы неэффективны.