Мода на активное развитие ребёнка с первых лет жизни обретает новое рождение в современной действительности. Редко можно видеть школьника, у которого нет по меньшей мере двух секций или занятий с репетиторами. Даже дети дошкольного возраста уже начинают посещать свои первые кружки и спортивные секции. Родителей можно понять — они пытаются обеспечить будущее, предоставляя с самых юных лет полезные занятия для детей.
Интересные занятия для детей
Жизнь сильно меняется с каждым годом. Родители могут ностальгировать по своему беззаботному детству, которое полностью проходило во дворах с компании друзей, но современный темп жизни делает такой досуг практически недоступным для детей 21 века. Высокая информационная насыщенность, новые стандарты обучения, бешеный ритм развития — все это накладывает свою специфику даже на юные годы ребёнка. Дети гораздо меньше времени проводят на улице, чем в свое время могли это делать их родители. Самостоятельные прогулки дошкольников и младших школьников стали небезопасны, а родители не могут долго их сопровождать — им нужно работать, а нанять няню себе могут позволить не все. Да и что делать на улице в одиночестве, если по описанным выше и многим другим причинам общество друзей становится недоступным? «Выгнать» на прогулку подростка 10-13 лет практически нереально — он с гораздо большим удовольствием посидит дома — ведь тут его ждут телевизор, планшет, игровая приставка. Но родители, в свое время обеспечившие всеми этим гаджетами ребёнка, вовсе не заинтересованы в том, чтобы все свободное время их чадо проводило перед экраном. Что же делать? Приходится искать особые занятия для ребёнка вне дома.
Еще одна причина появления секции и репетиторов в жизни современных детей — высокие запросы на образование в обществе. Жизнь становится более простой за счет технического прогресса, но требования к исполнению рабочих функций растут с каждым годом. Для высококвалифицированного специалиста недостаточно просто иметь высшее образование — как правило, ему нужна дополнительная специализация и постоянное повышение квалификации. Свободное знание хотя бы одного иностранного языка считается необходимым минимумом. Это жизнь, в которой существуют сами родители, и автоматически они пытаются перенести свои стандарты на процесс обучения своих детей, а также подготовить их к успешной карьере в будущем. Просто обучения в школе недостаточно — нужна школа с углубленной программой, а также дополнительные занятия, которые помогут получить знания за пределами школьной программы. Недостаточно просто заниматься спортом в школьной команде — нужна спортивная школа с тренировками профессионального уровня.
Родители не должны увлекаться
Стоп — тут нужно притормозить и задуматься. Конечно, изначально работать на свое будущее хорошо. Но как можно определить это будущее, когда ребёнку нет и 7 лет? Даже младшие школьники еще с трудом представляют, что представляет собой та или иная профессия, кем именно они хотят стать и что при этом будут делать. Будущий журналист еще может даже не знать значения этого слова в 10 лет, а девочка, уверенная, что будет балериной, и демонстрирующая хорошие данные в хореографии, может быть, в 15 лет откроет для себя генетику и в корне пересмотрит взгляд на то, чем же она будет заниматься всю оставшуюся жизнь профессионально. Так есть ли смысл всерьез программировать будущую жизнь ребёнка, когда он еще только получает основные сведения о мире и учится ориентироваться в нем?
Очень многие родители сталкиваются с тем, что дети отказываются заниматься в секциях. Особенно обидно бывает, когда занятия для детей подбирались по их личному выбору. Как же так — сам хотел на футбол, сама хотела в художественную школу — а теперь отказ? Родители воспринимают это как провал не только в плане занятости ребёнка, но и как становление его характера. Ведь обычно дети не хотят продолжать занятия, потому что им становится трудно, скучно, не интересно. Значит, ребёнок растет безответственным, не готовым преодолевать препятствия? Чтобы принять верное решение, родителям стоит объективно оценить ситуацию.
Посмотрим правде в глаза — маленькие дети просто не обладают достаточной информированностью о жизненных реалиях, чтобы полностью отдавать себе отчет в своих желаниях. Маленькая девочка, которая изъявляет желание заниматься танцами или фигурным катанием, скорее всего, представляет себе красивый образ на сцене в сияющем платье, а не тяжелые тренировки по растяжке с призрачной надеждой выйти в первый раз на сцену через год, и то только пред своими родителями. Спросите у мальчика, почему он хочет заниматься футболом, и если он будет честен, то наверняка скажет, что хочет быть крутым спортсменом, а не бегать на износ кругами по стадиону или пинать мячик к стенке.
Очень может быть, что детям и в самом деле покажутся увлекательными такие занятия, и они проявят определенную целеустремленность ради собственного развития в этой области, но требовать в обязательном порядке такого от каждого ребёнка просто неразумно. Что же касается стремления преодолевать препятствия — взрослым тоже стоит быть честными с самими собой: они и сами не стремятся искать в жизни максимум трудностей, но могут согласиться на них, если заинтересованы в результате. Дети демонстрируют то же самое — просто им не нужен такой результат, они не заинтересованы в том, что могут получить в итоге этих занятий. Так зачем принуждать их усложнять себе жизнь ради того, что не имеет для них смыла?
Дети имеют право голоса
Выбирая дополнительные занятия для детей, родители могут столкнуться и с другой проблемой — слишком сильной увлеченностью ребёнка какой-либо деятельностью. Тут возникает сразу несколько сложностей. Во-первых, серьезные занятия требуют больших затрат времени, а где их взять? Если родители на работе с утра до вечера, они не смогут отводить ребёнка к месту занятий, а позволить себе нанимать для этих целей няню могут не все. У школьников занятия в секциях накладываются на академические занятия на уроках и время для домашней работы — совместить и то, и другое не всегда возможно, значит, чем-то придется жертвовать. Чем же — делом жизни ребёнка на данный момент или основой его будущего образования?
Отдельной проблемой встают разные взгляды на ценность занятий у родителей и у детей. «Ну и что, что сын лучший в команде по футболу — может рассуждать отец. — Велика ли вероятность, что его возьмут в сборную через 10 лет? Лучше бы учил второй иностранный язык вместо дополнительных тренировок». «И почему моя дочь выбрала для себя именно программирование? — вздыхает мама. — Лучше бы в танцы пошла — для девочки важна красивая фигура и походка.» При таких разногласиях не удивительно, что родители не хотят вкладывать ресурсы в реализацию ребёнка в выбранном им направлении.
Кончено, в итоге этот вопрос каждая семья решает для себя самостоятельно. Но все же родителям не строит рубить с плеча, а стоит прислушаться и к аргументам ребёнка тоже. Да, дети пока не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы точно понимать, насколько пригодятся им в будущем выбранные занятия. Да, возможно существуют и более полезные навыки, чем любимый кружок. Но ведь жизнь — это не только постоянная работа на некое счастливое будущее. Нельзя превратить все детство в подготовку к обретению профессии после школы. Дети имеют право жить здесь и сейчас, и если в данный момент они демонстрируют необходимость именно в программировании или футболе — зачем запрещать это и заменять на то, что может в будущем и превратится, зато сейчас не интересно? Да, чем раньше ребёнок начнет изучать иностранный язык, тем лучше, но в более зрелом возрасте эффективность обучения намного выше: если ребёнок поймет, что ему нужен этот иностранный, он выучит его в нужное время гораздо интенсивнее, чем в то время, когда ценность подобных знаний была очевидна только родителям.
Развитие ребёнка не во вред здоровью
Независимо от взглядов на дополнительное образование в семье, родители должны помнить одно правило: здоровье ребёнка превыше всего. Любые занятия, приближающиеся к профессиональному уровню, являются тяжелой нагрузкой на организм, и неважно о спорте речь идет или о науке. Для подвижных занятий характерны частые травмы, оказывается негативное воздействие на состояние суставов и связок. При любых занятиях за столом (рисование, программирование, академические науки) идет сильная нагрузка на глаза и здоровье позвоночника. Дети могут не понимать важность профилактики, но родители обязаны периодически консультироваться у лечащего врача, чтобы здоровье ребёнка не пострадало. Также необходимо помнить и о нагрузке на нервную систему. Если ребёнок становится слишком вялым или раздражительным, возможно, стоит изменить ритм его жизни.