Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был успешным и умел общаться в детском коллективе. Но, к сожалению, отношения между детьми не всегда гармоничны. Очень часто в классе встречаются жертвы и агрессоры. Таким образом, ребёнок становится объектом буллинга — систематических издевательств и травли со стороны сверстников.
Как строятся отношения в детско-подростковом коллективе
Отношения в детском сообществе — это уменьшенная модель взрослого социума. Они зависят не только от детей, но и от педагогов. Если учителя интересуют не только показатели успеваемости, но и проблема отношений в коллективе, он будет уделять ей достаточно внимания. Если же он будет закрывать глаза на проявление агрессии к одному или нескольким ученикам, то в будущем это может иметь печальные последствия для психики ребёнка-жертвы.
Структура отношений в детско-подростковом сообществе выделяет следующие позиции:
- лидеры. В одном классе их может быть один или два. Свой лидер есть у мальчиков и у девочек. Их мнение является особо значимым и авторитетным;
- приближенные лидеров, так называемая «свита». Они не идут против лидеров и во всем их слушаются;
- ребята, не принадлежащие к группировкам лидеров. Они держатся особняком, поскольку «свита» лидеров не хочет общаться с ними;
- изгои. Это как раз те дети, которых травят или просто не замечают. Изгоями становятся по разным причинам — ношение очков, лишний вес или другие физические недостатки, особенности поведения.
При правильном подходе к отношениям внутри школьного коллектива со стороны классного руководителя или отдельных педагогов, изгоев в нем нет, и все дети будут чувствовать себя комфортно.
Подростки — жертвы и агрессоры
С определенного возраста, примерно 12-16 лет мнение взрослых перестает быть значимым для подростков. Гораздо большим авторитетом являются для них сверстники. Опасность не вписаться в коллектив, стать незаметным или изгоем, больше всего пугает ребёнка и крайне болезненно воспринимается. Но самое худшее — стать объектом травли.
Понятие «буллинг» вошло в лексикон российских психологов сравнительно недавно. В переводе с английского (bulling) оно означает травлю — насмешки, систематические издевательства, осуществляемые лидером и группой над одним или несколькими детьми, которые по каким-то причинам не соответствуют правилам, принятым в школьной группировке.
Случаи буллинга неоднократно описывались в детской литературе и кино, например, в повести В. Железникова «Чучело» или романе Н. Хорнби «Мой мальчик», ставшими основой для одноименных фильмов. Их герои — подростки, имеющие свой внутренний мир и ведущие себя иначе, чем коллектив сверстников. Внимание к теме буллинга со стороны искусства подчеркивает важность проблемы и недопустимость ее замалчивания.
Согласно статистическим данным, 44% российских школьников подвергались травле. Но педагоги и средства массовой информации стали уделять внимание данной проблеме не так давно. В российских школах было принято разбирать случаи физического насилия и не придавать значения психологическому. То, что один дети и подростки издеваются и насмехаются над другими, не считалось чем-то необычным.
Считается, что агрессором чаще всего становится самый состоятельный или самый физически сильный ребёнок. Это утверждение не всегда соответствует действительности. Но осуществляет травлю всегда лидер класса.
Кто становится агрессором:
- дети, которые любят манипулировать другими детьми;
- дети, склонные к четкому разделению людей на «плохих» и «хороших» по различным критериям;
- дети, которым нравится обзывать других детей, а также бить и издеваться.
Родители и педагоги могут и не догадываться о неблагополучии в детском коллективе. Поэтому их приводит в недоумение, что признанный лидер класса может кого-то дразнить или издеваться. Часто и родители поощряют в детях качества агрессора, и абсолютно уверены в своей правоте.
Если агрессорами становятся дети с ярко выраженными лидерскими качествами, то жертвами чаще всего становятся робкие, необщительные, замкнутые ребята, чье поведение выходит за рамки представлений группировки и ее лидера о «правильном» и «неправильном».
Признаки жертвы буллинга:
- частые насмешки и оскорбления со стороны сверстников и невозможность адекватно отреагировать на них;
- появление синяков и ссадин на теле;
- склонность к подчинению другим детям;
- отказ от групповых игр и мероприятий;
- отсутствие друзей в классе;
- отказ от общения и игр на переменах;
- страх и неуверенность во время ответов у доски;
- нежелание ходить в школу, потеря интереса к урокам.
Родителей и учителей должно настораживать вышеперечисленное. Часто бывает, что дети-жертвы боятся делиться со взрослыми своими проблемами, а взрослые наедятся, что «как-нибудь разберутся сами». Но если ребёнок остается один на один со своими бедами, это может привести к печальным последствиям.
Как сделать общение со сверстниками более гармоничным
Чтобы буллинг не стал печальной повседневной особенностью детского коллектива, родители, педагоги и психологи должны приложить немало усилий и не замалчивать проблему. Если значимые взрослые не закрывают глаза на обстановку в детском коллективе, то и общение между детьми будет более гармоничным.
Страх и унижение ребёнка в школе могут иметь серьезные последствия в будущем. Как правило, дети, подвергающиеся систематическим издевательствам, пугливы, не уверенны в себе, не могут за себя постоять и избегают общества сверстников. Поэтому взрослым необходимо разобраться, почему он стал жертвой издевательств и помочь выйти из роли жертвы.
Как помочь ребёнку избежать буллинга:
- приглашать домой одноклассников. Если у родителей ребёнка есть интересное увлечение или они производят на его сверстников хорошее впечатление, то это может заставить их пересмотреть свое отношение к нему;
- научить ребёнка бороться с позицией жертвы и не показывать свой страх;
- помочь выработать адекватную самооценку. Если ребёнок хорошо успевает по математике, но не может похвастаться успехами в физкультуре — это не повод для отчаяния;
- предложить занятие, которое поможет побороть неуверенность в себе. Это может быть спорт, танцы или актерское мастерство. Если ребёнок открывает в себе новые качества и находит друзей, то начинает чувствовать себя уверенно и не так одиноко.
Если общение в семье ребёнка строится на доверии, то родители смогут помочь ему преодолеть тревогу и неуверенность в собственных силах. Серьезная поддержка близких дает ощущение безопасности. Именно она поможет ребёнку изменить себя и превратиться из жертвы если не в лидера, то в хорошего друга и человека, с чьим мнением будут считаться.