Буллинг могут путать с конфликтом, однако, конфликт — это одноразовые ситуации столкновения интересов, составляющая человеческого общения. Буллинг — это когда ребёнка постоянно обижают физически или психологически. Буллинг бывает явным и скрытым. Как правило, во время явного, ребёнок подвергается физическому вреду.
Скрытый буллинг — это угрозы, психологические издевательства или провокации в социальных сетях. В отдельных случаях, скрытый буллинг опаснее явного, потому что его труднее доказать. Школьная администрация быстрее реагирует на открытую агрессию. О скрытом буллинге могут долго не догадываться, а его негативное влияние будет только расти. Что делать родителям, если они обнаружили, что ребёнок подвергается травле со стороны сверстников или ребят постарше? Какое поведение ученика говорит о том, что над ним издеваются, унижают?
Причины буллинга среди детей
- Неадекватная самооценка. Она может быть и завышенной, и заниженной.
- Зависть. Если буллер не может достичь чего-то сам, он начинает травить того, кто на это способен. Так, дети, вместо здоровой конкуренции, развивают агрессивные отношения.
- Привлечение внимания. Иногда школьники стремятся получить внимание, которого не хватает дома. Поэтому проявляют себя через буллинг.
- Форма протеста. Часто, ребёнок не умеет выражать свое недовольство словами и начинает действовать агрессивно.
- Жертвой травли может стать любой ребёнок, не только с физическими или психическими особенностями. Но есть те, кого словно специально выбирают для этой цели. Обычно это тревожные, чувствительные дети, которые подвержены фобиям и привыкли подчиняться.
- Ребёнок-буллер хочет быть единственным лидером. Причина травли в таком случае — любое несоответствие его внутренним стандартам. Также, агрессию с его стороны могут вызвать проблемы в семье.
- Кроме этого, не стоит забывать о третьей стороне буллинга — свидетелях. Кроме того, что они травмируются не меньше жертвы, они контролируют ситуацию. Травля с меньшей вероятностью возникнет в коллективе, где она недопустима, сформирована определенная система ценностей и сплоченность. В обратном случае, свидетели могут бояться оказаться на месте жертвы и становятся на сторону агрессора. Таким образом, они превращаются в непосредственных участников буллинга.
Как понять, что ребёнка «травят»?
Первый «звоночек» — это отказ ходить в школу. Ребёнок находит любые поводы остаться дома. Причем, когда родители интересуются, что случилось, большинство учеников умалчивают о психологическом или физическом насилии со стороны других учеников. Почему они молчат? Не доверяют взрослым, знают, что не получат поддержки, а, вместо этого, равнодушие или обвинения. Другая причина — страх перед буллерами. Они могут пугать своих жертв тем, что, если те пожалуются, им станет еще хуже. Впечатлительные дети верят в это и готовы долгое время терпеть издевательства над собой. Стыд — чувство, которое заставляет молчать и делать вид, что все в порядке. Его испытывают дети, кому с детства внушалось, что «ноют и ябедничают» лишь слабаки.
Чаще всего, буллинг встречается в подростковом возрасте. Дети становятся более замкнутыми в себе, начинают отдаляться от родителей. Следует присмотреться к стилю жизни ребёнка. Он может прекратить проводить время с друзьями, стать замкнутым, боязливым, выбирать депрессивные тона в одежде, слушать «странную» музыку.
Бывает так, что ребёнок, все же, говорит родителям, что в школе происходят неприятные и обидные для него вещи, рассказывает об обидах со стороны сверстников. Но, если он молчит, буллинг или конфликты в школе можно обнаружить по следующим признакам:
- Резкое изменение поведения — из активного и любознательного ребёнка, сын или дочь превращаются в затравленного человека, настороженного, подозрительного, печального.
- Психосоматические заболевания и симуляция — ребёнок начинает симулировать болезнь, демонстрировать симптомы, которых нет (больной живот, боль в горле, головная боль). Так он вольно или невольно старается избежать встреч с одноклассниками.
- Ученик отказывается посещать групповые мероприятия с классом, не хочет идти на школьный праздник, выпускной, придумывает причины, чтобы не ездить на экскурсии.
Как действовать родителям?
Когда родители узнают, что их ребёнка обижают в школе, они стремятся его защитить, появляются инстинктивные агрессия, злость и гнев. Но, криками «Как это произошло?!» ничего не изменишь. Также, не стоит обвинять ученика в том, что он «Сам виноват».
Первый шаг к решению проблемы — спокойный разговор. Ребёнок должен чувствовать, что родители его поддерживают и всегда готовы помочь. Для этого следует снизить эмоциональное напряжение и подойти к делу рационально. Разговор должен проходить без давления и «извлечения» каждого слова. Полезно научиться слушать — тогда ребёнок все сам расскажет.
Следует обсудить проблему с учителем, школьной администрацией и родителями агрессора. Нельзя замалчивать ее и исключать ребёнка из решения. Он имеет право знать о действиях родителей, которые касаются его отношений с агрессорами. Не стоит занимать позицию «Я никому об этом не скажу» с последующим посещением директора. Также, не стоит идти в школу с обвинениями, полезно и правильно — говорить о сотрудничестве, ведь, агрессия провоцирует агрессию.
Что происходит с психикой ребёнка?
Одна из основных задач обучения — научить ребёнка быть частью общества. Чувство незащищенности в школе может сформировать аналогичное во взрослой жизни. Поэтому, кроме поддержки близких людей, нужно научить ребёнка защищать себя самостоятельно.
Буллинг отрицательно сказывается на детской психике, снижает самооценку, приводит к иллюзии одиночества и вызывает мысли «Со мной не все в порядке». Повышенная тревожность может вызвать девиантное поведение с последующим злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Возможно и обратное влияние агрессии. Ребёнок, которого обижали, станет «травить» других во взрослой жизни. Это происходит из-за отсутствия своевременной поддержки. При правильной работе родителей и специалистов таких последствий можно избежать.
Самое плохое случается, если родители и учителя не игнорируют признаки насилия над ребёнком. При таких обстоятельствах возможны суицидальные мысли.
Также, травля в школе может привести к развитию поведения жертвы. Ребёнок зафиксирует его в своем сознании и может придерживаться, когда повзрослеет. Такой человек не будет «бойцом по жизни», не станет проявлять силу и конкуренцию.
Иногда, дети, своим поведением провоцируют агрессивную реакцию — они неуверенные, боязливые, не умеют дружить, считают себя хуже всех. Помочь ребёнку измениться внутренне — задача родителей и педагога. Это станет первым шагом к тому, чтобы остановить травлю. Также, полезно записать ребёнка на индивидуальные занятия с детским психологом. Так, родители получат больше рекомендаций о том, как общаться с ребёнком, а он — возможность повысить самооценку и перестать быть жертвой в детском коллективе.