«Быстрее, выше, сильнее»: причины летальных исходов на физре

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Уроки физкультуры в школах России оказались опасными для учеников: в течение 2016 года занятия вместо «пятерок» заканчивались летальными исходами для школьников 211 раз. В этом учебном году также уже зарегистрированы смерти детей во время физической нагрузки в школе.

20 ноября, в День ребёнка, который отмечают во всем мире в честь принятия сначала декларации, а затем и более важного документа, Конвенции прав ребёнка, MedAboutMe в аспекте правовой и физической защиты детей разбирается в причинах трагических случаев и рассказывает о способах профилактики, а также о вероятных последствиях ввода норм ГТО в образовательных учреждениях страны.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

2 часа движения в неделю

2 часа движения в неделю

«Быстрее, выше, сильнее» — таков девиз физической подготовки как детей, так и взрослых спортсменов в нашей стране. Движение — жизнь, это истина, особенно в наш век гиподинамии, произвольной, когда игры за монитором и просмотр телевизора интереснее догонялок и футбола, или вынужденной: и за партой, и дома школьники проводят в среднем до 7 часов в сутки в статичном положении. Если прибавить к этому времени поездки в транспорте вместо прогулок и сидячий отдых, времени на физическую активность не остается.

Согласно различным данным, нация слабеет: в худших результатах исследований называют цифру в 1% здоровых детей к окончанию школы. 99 из 100 выпускников «зарабатывают» вместе с дипломом хотя бы одно хроническое заболевание. И профилактикой большинства из них является все тот же здоровый образ жизни: регулярное и полноценное питание вместо перекусов и джанк-фуда, полноценный сон и все то же активное движение.

Не так давно обязательные два урока физической культуры в школах дополнились еще одним: хотя бы 2 ч. 15 мин. в неделю дети обязаны двигаться в соответствии с программой. Со следующего года школьникам планируют добавить опцию сдачи норм ГТО в добровольном порядке. Казалось бы, это должно хотя бы немного улучшить здоровье подрастающего поколения. А что говорят цифры?

Мрачная статистика

За 2016 учебный год зафиксированы 211 случаев смертей учеников, произошедших на уроках физкультуры или сразу после них. Расследование большинства случаев еще продолжается: часть летальных исходов была вызвана травмами, а часть, причем значительная, сопровождалась внезапной смертью или остановкой сердца в процессе реанимации.

2017 г., 17 октября: в г. Красноярск на разминке перед уроком 10-летний мальчик пожаловался на боль в груди и потерял сознание во время пробежки. Смерть наступила через несколько минут, бригада Скорой помочь уже не смогла.

Директор школы Алена Романова: «До приезда скорой мы пытались сделать все, что могли: привести Вову в сознание, делали непрямой массаж сердца, искусственное дыхание». Мальчик относился ко второй группе здоровья, что является довольно распространенной категорией среди учеников: ограничения есть, но от уроков физкультуры освобождать нет резона.

В сентябре такие же случаи отмечены в Ульяновской области, в Белгороде и в Подмосковье. Предположительная причина — заболевания сердечно-сосудистой системы, ведется расследование.

Учебный год начался, и трагические случаи на физкультуре начались вместе с ним. В чем причина такой ситуации и кто виноват в детской смертности?

Опасны ли уроки физкультуры?

Опасны ли уроки физкультуры?

211 детей — это примерно 8 классов или целая сельская школа. Разумеется, такая цифра не может не ужасать, однако мы знаем статистику за последний год. А что было раньше?

Таких цифр не разглашают. Есть исследования ученых, охватывающие не только занятия физкультурой в школах, но и спортивные занятия, состязания, а также случаи внезапной смерти в молодом возрасте.

Группа ученых ГТУ г. Самара исследовала тему проблем внезапных смертей школьников и студентов во время занятий физической культурой и спортом. Предполагается, что причинами летальных исходов являются травматизация в процессе занятий и болезни сердечно-сосудистой системы.

К опасным травмам относят повреждения головы, шеи, грудной клетки и брюшины. Также к травматическим причинам относятся резкие сбои ритма сердцебиения при ударах в область груди, к примеру, летящим мячом.

К наиболее распространенным причинам нетравматических летальных исходов ученые отнесли внезапное поражение миокарда, спровоцированное заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Специалисты Федерального медико-биологического агентства и Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, исследуя тему распространенности внезапной сердечной смертности молодых людей в крупных мегаполисах в течение 4 лет, изучили более 2,5 млн. летальных исходов среди людей до 45 лет. 9% смертей были вызваны кардиомиопатией и последствиями врожденного порока сердца, в 50% летальный исход был отмечен в процессе физической активности, причем у мужчин частота в 4 раза выше, чем у женщин.

В государственном университете Мордовии называют такую цифру: 1 из 50 000 спортсменов молодого возраста умирает в процессе тренировок из-за заболеваний сердца. Чаще всего точная причина фатального финала занятия спортом остается неизвестна.

Физкультура не смертельна

Физкультура не смертельна

Существует перечень заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые могут приводить к внезапной остановке сердца. При этом не всегда предварительная диспансеризация оказывается эффективной.

Комментарий эксперта
Ирина Аршинова, врач-кардиолог

Подобные летальные исходы могут случаться в результате осложнений врожденных заболеваний, клапанных пороков, патологии проводящей системы сердца (как явной, так и латентной, проявляющейся только во время нагрузки), ишемии, которая внезапно обострилась, а до этого момента протекала со стертой симптоматикой. Но основная причина внезапной остановки сердца в юном возрасте — злокачественная аритмия. Главным, а порой и единственным симптомом заболевания является нарушение ритма сердцебиения вплоть до прекращения сердечной деятельности.

К несчастью, эффективных методик для стопроцентной диагностики данного отклонения пока не существует: внезапное обострение может произойти в сжатые сроки после медицинского обследования, на котором отклонения не будут диагностированы. Тот факт, что смерть настигает людей во время физической нагрузки, вполне «укладывается» в общую картину болезни: интенсивные физические нагрузки являются катализатором нарушения сердцебиения при наличии предрасположенности.

Таким образом, часть летальных исходов на уроках предотвратить не представляется возможным: функциональные нарушения и скрытые заболевания диагностировать удается не всегда, и вовсе не из-за того, что врачи работают не в соответствии с медицинскими стандартами.

Скоропостижные смерти детей и подростков специалисты относят к редким, но достаточно хорошо изученным проблемам. К ведущим причинам внезапной аритмии относят кардиомиопатию, заболевание миокарда генетической или инфекционной этиологии, вызывающее желудочковую тахикардию и фибрилляцию, при которых сердечная мышца прекращает сокращения.

Несмотря на тот факт, что летальные исходы чаще случаются у молодых спортсменов на тренировках и школьников во время физкультуры, надо осознавать, что причина — не в спорте или уроках. Нераспознанное заболевание сердца приведет к внезапной смерти и в случае запрета «физры», физическая активность во время игр, походов, катания на велосипеде или помощи бабушке на даче становится тем самым пусковым механизмом, который приводит к аритмии.

При этом не стоит считать, что на школьных пробежках трагедия грозит только ослабленным и нетренированным детям. Смертельная болезнь вполне может скрываться в выносливом молодом человеке или девушке спортивной внешности.

Комментарий эксперта
Антон Родионов, врач-кардиолог

Каким образом можно своевременно распознавать заболевания? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всем мире. Обычные осмотры с выслушиванием (аускультацией) особенностей сердцебиения и стандартные электрокардиограммы сплошь и рядом не выявляют патологий.

У некоторых пациентов признаки болезни могут быть выявлены во время эхокардиографии (ультразвукового исследования сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает стопроцентную уверенность в отсутствии заболевания, во-вторых, ни в одной стране мира нет возможности обеспечить массовые обследования всех детей — не хватит ни специалистов, ни аппаратуры, да и стоимость подобной регулярной «диспансеризации» будет запредельной. Надежные генетические маркеры заболеваний также отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на настоящий момент надежных методов скрининга вероятности внезапных смертей у молодых людей не существует.

Не все родители соглашаются с подобными мнением специалистов. В ряде регионов, особенно в небольших городах, сложно попасть на прием к кардиологу даже при диагностированном заболевании.

Личный опыт
Елена М., г. Одоев

Нам говорят, что причина смертей в том, что поликлиникам запрещено рассказывать о болезнях детей, а родители скрывают от школы такую информацию. Да это просто смешно, мы первые бежим к учителю и школьному врачу со справкой про болезнь, это же не что-то постыдное или сыпь на животе, а пороки сердечной мышцы! При этом еще приходится выслушивать, что вот «Вашего ребёнка куда теперь деть во время физры, кто с ним будет сидеть, когда у нас занятия на улице?»

Я считаю, что причина в другом: в нашей области практически невозможно добиться обследования даже тогда, когда оно положено. Моим детям, обоим, необходимо УЗИ сердца ежегодно, у них в диагнозах и открытое овальное окно («порок сердца»), и брадикардия, и наследственность у нас нехорошая. При этом за 11 лет бесплатного УЗИ мне удалось добиться только дважды, по одному на младенца. Все остальные разы мы платили за обследование в частной клинике — в обычной «талончиков нет»! И это нам повезло, что диагностировали пороки сразу и мы следим за здоровьем, а сколько детей ходят совсем необследованные?

Согласно статистическим данным, на территории США ежегодное количество внезапных смертей среди детей и подростков достигает 5 000 случаев. Это связывают как с травмами, так и с заболеваниями сердца, закон о медицинском «прайвеси» также присутствует, при этом родители исправно доносят до сведения школьной администрации информацию о заболеваниях: при несчастном случае с больным ребёнком ответственность будет нести взрослый, вовремя не сообщивший о проблеме в школу.

В соответствии с предположениями СМИ, на данный момент привлечение внимания к ситуации с детскими смертями в школах вызвано недовольством Законом о защите персональной информации пациентов: если раньше все сведения о детях из районных поликлиник поступали в кабинет школьного врача, то сегодня и кабинеты большей частью пустуют, и, согласно правовым актам, без согласия родителей никакая информация не будет разглашена.

Ольга Васильева, министр образования РФ: «Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребёнок.»

Сами педагоги физического воспитания не всегда согласны с мнением министра.

Комментарий эксперта
Наталья Иващенко, преподаватель физкультуры

Я работаю в школе педагогом физической культуры уже более четверти века, и никакой проблемы с информированностью у нас нет. Родители сообщают нам о группе здоровья и заболеваниях детей, и на каждом собрании я прошу рассказывать мне, если есть ухудшение самочувствия или новые недомогания. Другой разговор, что не все родители замечают изменение здоровья ребёнка.

Важной причиной я считаю ухудшение здоровья детей в целом: если 20 лет назад у меня весь класс относился к первой группе, и 2-3 ребёнка имели вторую, то сейчас все происходит с точностью до наоборот. И чем больше ослабленных детей, тем выше вероятность несчастных случаев.

Отдельную проблему отмечают в подготовке педагогов для физической культуры: большинство учителей — бывшие спортсмены, которые, вероятно, не учитывают особенностей здоровья детей, физиологические параметры, и привыкли к более интенсивным программам тренировок.

Комментарий эксперта
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН

Педагоги физической культуры не располагают объективной информацией о состоянии здоровья учеников, или, что еще хуже, знают о них, но не учитывают при расчете уровня индивидуальных нагрузок. Бывает так, что ученик, по состоянию здоровья имеющий освобождение от занятий, сообщает об этом педагогу. Но тот говорит что-то вроде: «Все вы тут освобожденные» и дает неадекватную нагрузку, превышающую физические возможности ребёнка.

Взять хотя бы случай в Московской области с мальчиком, погибшим 23 сентября. У него же диагностировали порок сердца! И с этим диагнозом он мог заниматься только в отдельной группе, включать в общую группу обычного урока его не имели права.

Дополнительную сложность создает то, что в подростковом периоде повышается вероятность не органических, а функциональных нарушений, в том числе спровоцированных так называемыми «болезнями интенсивного роста»: здоровые при последнем обследовании дети начинают испытывать недомогания, и повышенная нагрузка в данном состоянии может стать для них губительной. Выявлять подобные нарушения обязаны на диспансеризации. Но как их проходят, мы, увы, в курсе. Да и формальные визиты к врачам бывают далеко не регулярными.

Третий фактор: сама система обучения в школе, создающая для детей высочайшую эмоциональную, функциональную и интеллектуальную нагрузку, ввергающая детский или подростковый организм в состояние постоянных стрессов и перегрузки. А педагоги физического воспитания это редко принимают во внимание, в особенности, когда это не профессиональные учителя, а бывшие спортсмены, прошедшие краткий курс дополнительной педагогической переподготовки.

Личный опыт
Марьяна, мама школьника

Мне непросто оценивать действия педагога в каждом конкретном случае. Например, у моего сына по рекомендации ревматолога должны быть занятия в подготовительной группе без сдачи соответствующих нормативов. Преподаватель физры говорит, что это означает — без норм ГТО. Но сын сдает со всеми вместе в итоге и получает сплошные тройки.

После последнего урока у него обострение заболевания: сдавал очередные нормы и перестарался, не хотел опять получить тройку.

Дополнительную причину детской смертности называет Ольга Леткова, глава ассоциации родительских комитетов: «У нас в общеобразовательных учреждениях сегодня нет медицинских работников, никаких: ни врачей, ни медицинских сестер. Они выведены в аутсорсинг, то есть они приходят в школу, а не пребывают в ней постоянно». При этом специалист может и, как правило, работает сразу в нескольких школах: один врач и одна медсестра на несколько тысяч детей. Ожидать квалифицированной экстренной помощи в такой ситуации бессмысленно.

Сдай ГТО и поступи в институт

Сдай ГТО и поступи в институт

Таким образом, проблема внезапной детской и подростковой смерти — комплексная. Не всех детей обследуют, не все заболевания можно выявить, не вся информация доходит до школ, а если доходит — то не все педагоги принимают ее во внимание. И с реанимационными мероприятиями тоже все совсем не просто.

На данном фоне введение норм ГТО для школьников вызывает множество вопросов и повышенное беспокойство.

Комментарий эксперта
Ирина Аршинова, врач-кардиолог

Возвращение норм ГТО в школы — важная часть программы общей физической подготовки, которая может улучшить профилактику многих заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Сниженная физическая активность у значительной части подростков, замена активной деятельности «жизнью» в социальных сетях, компьютерных играх вместе с неправильным питанием и неизбежными стрессами становятся причиной частого начала развития артериальной гипертензии в подростковом периоде. Гипертензия, начинающаяся в школьные годы, резко увеличивает риск летальных исходов у молодежи, особенно в сочетании с другими сосудистыми патологиями, например, аневризмой головного мозга.

Однако перед введением обязательной сдачи норм и дополнительной мотивации в виде баллов к ЕГЭ обязательно нужна повсеместная диспансеризация подростков. Многие болезни сопровождаются ограничением физических нагрузок из-за вероятности обострения, и сердечно-сосудистые в том числе. А при введении норм ГТО есть высокая вероятность, что часть учеников с противопоказаниями захотят получить обещанные за нормы баллы для поступления в ВУЗ, что может увеличить количество несчастных случаев и летальных исходов.

Родители также против норм, нормативов и отметок за физкультуру. Зачет-незачет, спортивные игры, отсутствие соревновательной системы и избыточных нагрузок на «неспортивных» детей, вот, что нужно, по мнению некоторых взрослых.

«Надо ввести в школах что-то вроде лечебной физкультуры и много подвижных игр. К чему эта гонка за показателями, кому нужен спорт, тот уже ходит в спортивную школу.» Ольга, Москва

«После таких уроков физры с двойками и понуканиями у детей развиваются комплексы на всю жизнь, они и не хотят никакого спорта потом.» Ирина, Ейск

«Если б только комплексы. Мой ненавидит физкультуру, он совсем неспортивный, по месяцам отвод дают на бег, то обструкция бронхов, то кашель взахлеб. А он приходит на урок потом, а там зачет по прыжкам со скакалкой. Прыгал, прыгал, на тройку надо 50 раз подпрыгнуть, он 29 смог. В итоге двойка опять. Будет он еще стараться на уроке? Не будет. Спорт он полюбит после такого? Да никогда!» Аня, Новосибирск

Полюбить спорт и не умереть

Полюбить спорт и не умереть

Любовь к спорту — отдельная тема. Ее обычно прививают собственным примером, совместными походами, катанием на коньках, на лыжах, на роликах, организацией собственной дворовой команды по футболу. А как не допустить проблем со здоровьем, на что необходимо обращать внимание в детском и подростковом периодах?

Комментарий эксперта
Ирина Аршинова, врач-кардиолог

К профилактическим мерам относят, разумеется, полноценное обследование детского организма и следование предписаниям врачей, включая ведение здорового образа жизни. Во время посещения специалистов или в домашних условиях стоит также регулярно (раз в 2-3 месяца) проверять уровень артериального давления у ребёнка и его соответствие возрастной норме.

В группу риска ранней гипертензии входят дети с наследственной предрасположенностью к заболеванию, а также с болезнями почек и эндокринными дисфункциями, сопровождающимися повышением уровня адреналина в крови. Повышенные показатели также нередко диагностируются у детей с высоким уровнем тревожности и ответственности, с так называемым «синдромом отличника». К дополнительным факторам повышенного риска относят употребление алкоголя и табакокурение: к сожалению, по данным статистики, в России 40% молодых людей и 7% девушек курят еще со школьной скамьи.

В отличие от злокачественной аритмии гипертония редко протекает без симптомов: дети могут жаловаться на головные боли, утомляемость, мелькание «мушек» перед глазами, снижение остроты зрения. Не стоит списывать такие признаки на перенапряжение, необходимо обратиться к врачу: гипертония в подростковом возрасте не относится к заболеваниям, которые дети «перерастают», и требует коррекции, в том числе нередко — медикаментозной. К осложнениям артериальной гипертензии относят инфаркты, инсульты, поражение почек, серьезные и опасные для жизни состояния.

Полноценное обследование детей, к сожалению, полностью находится на ответственности родителей. Так, согласно исследованиям специалистов из Научного центра здоровья детей при Российской Академии Наук, 18% детей от 9 до 17 лет, на профессиональном уровне занимающихся спортом, диагностирован пролапс митрального клапана сердца, при котором высокая физическая нагрузка противопоказана. Специалисты считают, что ошибки предварительных диагностических обследований могут быть связаны с тем, что врачам, финансируемым спортивными ведомствами, нередко предлагают «закрывать глаза на незначительные отклонения» в здоровье перспективных юных спортсменов.

Самарские ученые настойчиво рекомендуют не только обследовать детей, но и заучить с ними правила безопасности: при первых признаках заболевания (повышенной усталости, боли в груди) надо немедленно остановиться, прекратить занятие и потребовать медицинскую помощь. И это должен помнить каждый ребёнок.

Специалисты также отмечают необходимость оснащения школ и публичных мест современными дефибрилляторами, безопасными приборами для «запуска» остановившегося сердца. Модернизированный дефибриллятор не требует знаний или подготовки для применения, он прост в применении и помогает спасать жизни как детей, так и взрослых.

В течение нескольких лет обсуждается вопрос о применении подобных приборов. На данный момент разрабатывается проект закона о разрешении и оснащении публичных мест дефибрилляторами. Однако вне зависимости от дальнейшего развития ситуации с приборами, педагогами и нормами ГТО здоровье ребёнка должно находиться на первом месте в родительском рейтинге ценностей. И тогда можно будет уверенно и без боязни сказать: «О, спорт, ты — жизнь», полноценная, активная и не насыщенная внезапными угрозами.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 19.11.2017 11:32, обновлено 24.08.2021 10:54
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

На зарядку становись: физкультура для детей разной подготовки
Педиатр Джамиля Абдурагимова расскажет о нюансах приучения детей разных групп здоровья к физкультуре. Что полезно для детей с разной подготовкой?
Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей
Как правильно подойти к вопросу физкультуры для детей учащихся в младших классах, чтобы не навредить хрупкому детскому организму, а помочь окрепнуть?
Детское сердце и освобождение от физкультуры
Нужно ли отказываться от физкультуры и приносить справку об освобождении? Болезни сердца и физкультура в школе.