Уроки физкультуры в школах России оказались опасными для учеников: в течение 2016 года занятия вместо «пятерок» заканчивались летальными исходами для школьников 211 раз. В этом учебном году также уже зарегистрированы смерти детей во время физической нагрузки в школе.
20 ноября, в День ребёнка, который отмечают во всем мире в честь принятия сначала декларации, а затем и более важного документа, Конвенции прав ребёнка, MedAboutMe в аспекте правовой и физической защиты детей разбирается в причинах трагических случаев и рассказывает о способах профилактики, а также о вероятных последствиях ввода норм ГТО в образовательных учреждениях страны.
2 часа движения в неделю
«Быстрее, выше, сильнее» — таков девиз физической подготовки как детей, так и взрослых спортсменов в нашей стране. Движение — жизнь, это истина, особенно в наш век гиподинамии, произвольной, когда игры за монитором и просмотр телевизора интереснее догонялок и футбола, или вынужденной: и за партой, и дома школьники проводят в среднем до 7 часов в сутки в статичном положении. Если прибавить к этому времени поездки в транспорте вместо прогулок и сидячий отдых, времени на физическую активность не остается.
Согласно различным данным, нация слабеет: в худших результатах исследований называют цифру в 1% здоровых детей к окончанию школы. 99 из 100 выпускников «зарабатывают» вместе с дипломом хотя бы одно хроническое заболевание. И профилактикой большинства из них является все тот же здоровый образ жизни: регулярное и полноценное питание вместо перекусов и джанк-фуда, полноценный сон и все то же активное движение.
Не так давно обязательные два урока физической культуры в школах дополнились еще одним: хотя бы 2 ч. 15 мин. в неделю дети обязаны двигаться в соответствии с программой. Со следующего года школьникам планируют добавить опцию сдачи норм ГТО в добровольном порядке. Казалось бы, это должно хотя бы немного улучшить здоровье подрастающего поколения. А что говорят цифры?
Мрачная статистика
За 2016 учебный год зафиксированы 211 случаев смертей учеников, произошедших на уроках физкультуры или сразу после них. Расследование большинства случаев еще продолжается: часть летальных исходов была вызвана травмами, а часть, причем значительная, сопровождалась внезапной смертью или остановкой сердца в процессе реанимации.
2017 г., 17 октября: в г. Красноярск на разминке перед уроком 10-летний мальчик пожаловался на боль в груди и потерял сознание во время пробежки. Смерть наступила через несколько минут, бригада Скорой помочь уже не смогла.
Директор школы Алена Романова: «До приезда скорой мы пытались сделать все, что могли: привести Вову в сознание, делали непрямой массаж сердца, искусственное дыхание». Мальчик относился ко второй группе здоровья, что является довольно распространенной категорией среди учеников: ограничения есть, но от уроков физкультуры освобождать нет резона.
В сентябре такие же случаи отмечены в Ульяновской области, в Белгороде и в Подмосковье. Предположительная причина — заболевания сердечно-сосудистой системы, ведется расследование.
Учебный год начался, и трагические случаи на физкультуре начались вместе с ним. В чем причина такой ситуации и кто виноват в детской смертности?
Опасны ли уроки физкультуры?
211 детей — это примерно 8 классов или целая сельская школа. Разумеется, такая цифра не может не ужасать, однако мы знаем статистику за последний год. А что было раньше?
Таких цифр не разглашают. Есть исследования ученых, охватывающие не только занятия физкультурой в школах, но и спортивные занятия, состязания, а также случаи внезапной смерти в молодом возрасте.
Группа ученых ГТУ г. Самара исследовала тему проблем внезапных смертей школьников и студентов во время занятий физической культурой и спортом. Предполагается, что причинами летальных исходов являются травматизация в процессе занятий и болезни сердечно-сосудистой системы.
К опасным травмам относят повреждения головы, шеи, грудной клетки и брюшины. Также к травматическим причинам относятся резкие сбои ритма сердцебиения при ударах в область груди, к примеру, летящим мячом.
К наиболее распространенным причинам нетравматических летальных исходов ученые отнесли внезапное поражение миокарда, спровоцированное заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Специалисты Федерального медико-биологического агентства и Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, исследуя тему распространенности внезапной сердечной смертности молодых людей в крупных мегаполисах в течение 4 лет, изучили более 2,5 млн. летальных исходов среди людей до 45 лет. 9% смертей были вызваны кардиомиопатией и последствиями врожденного порока сердца, в 50% летальный исход был отмечен в процессе физической активности, причем у мужчин частота в 4 раза выше, чем у женщин.
В государственном университете Мордовии называют такую цифру: 1 из 50 000 спортсменов молодого возраста умирает в процессе тренировок из-за заболеваний сердца. Чаще всего точная причина фатального финала занятия спортом остается неизвестна.
Физкультура не смертельна
Существует перечень заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые могут приводить к внезапной остановке сердца. При этом не всегда предварительная диспансеризация оказывается эффективной.
Подобные летальные исходы могут случаться в результате осложнений врожденных заболеваний, клапанных пороков, патологии проводящей системы сердца (как явной, так и латентной, проявляющейся только во время нагрузки), ишемии, которая внезапно обострилась, а до этого момента протекала со стертой симптоматикой. Но основная причина внезапной остановки сердца в юном возрасте — злокачественная аритмия. Главным, а порой и единственным симптомом заболевания является нарушение ритма сердцебиения вплоть до прекращения сердечной деятельности.
К несчастью, эффективных методик для стопроцентной диагностики данного отклонения пока не существует: внезапное обострение может произойти в сжатые сроки после медицинского обследования, на котором отклонения не будут диагностированы. Тот факт, что смерть настигает людей во время физической нагрузки, вполне «укладывается» в общую картину болезни: интенсивные физические нагрузки являются катализатором нарушения сердцебиения при наличии предрасположенности.
Таким образом, часть летальных исходов на уроках предотвратить не представляется возможным: функциональные нарушения и скрытые заболевания диагностировать удается не всегда, и вовсе не из-за того, что врачи работают не в соответствии с медицинскими стандартами.
Скоропостижные смерти детей и подростков специалисты относят к редким, но достаточно хорошо изученным проблемам. К ведущим причинам внезапной аритмии относят кардиомиопатию, заболевание миокарда генетической или инфекционной этиологии, вызывающее желудочковую тахикардию и фибрилляцию, при которых сердечная мышца прекращает сокращения.
Несмотря на тот факт, что летальные исходы чаще случаются у молодых спортсменов на тренировках и школьников во время физкультуры, надо осознавать, что причина — не в спорте или уроках. Нераспознанное заболевание сердца приведет к внезапной смерти и в случае запрета «физры», физическая активность во время игр, походов, катания на велосипеде или помощи бабушке на даче становится тем самым пусковым механизмом, который приводит к аритмии.
При этом не стоит считать, что на школьных пробежках трагедия грозит только ослабленным и нетренированным детям. Смертельная болезнь вполне может скрываться в выносливом молодом человеке или девушке спортивной внешности.
Каким образом можно своевременно распознавать заболевания? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всем мире. Обычные осмотры с выслушиванием (аускультацией) особенностей сердцебиения и стандартные электрокардиограммы сплошь и рядом не выявляют патологий.
У некоторых пациентов признаки болезни могут быть выявлены во время эхокардиографии (ультразвукового исследования сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает стопроцентную уверенность в отсутствии заболевания, во-вторых, ни в одной стране мира нет возможности обеспечить массовые обследования всех детей — не хватит ни специалистов, ни аппаратуры, да и стоимость подобной регулярной «диспансеризации» будет запредельной. Надежные генетические маркеры заболеваний также отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на настоящий момент надежных методов скрининга вероятности внезапных смертей у молодых людей не существует.
Не все родители соглашаются с подобными мнением специалистов. В ряде регионов, особенно в небольших городах, сложно попасть на прием к кардиологу даже при диагностированном заболевании.
Нам говорят, что причина смертей в том, что поликлиникам запрещено рассказывать о болезнях детей, а родители скрывают от школы такую информацию. Да это просто смешно, мы первые бежим к учителю и школьному врачу со справкой про болезнь, это же не что-то постыдное или сыпь на животе, а пороки сердечной мышцы! При этом еще приходится выслушивать, что вот «Вашего ребёнка куда теперь деть во время физры, кто с ним будет сидеть, когда у нас занятия на улице?»
Я считаю, что причина в другом: в нашей области практически невозможно добиться обследования даже тогда, когда оно положено. Моим детям, обоим, необходимо УЗИ сердца ежегодно, у них в диагнозах и открытое овальное окно («порок сердца»), и брадикардия, и наследственность у нас нехорошая. При этом за 11 лет бесплатного УЗИ мне удалось добиться только дважды, по одному на младенца. Все остальные разы мы платили за обследование в частной клинике — в обычной «талончиков нет»! И это нам повезло, что диагностировали пороки сразу и мы следим за здоровьем, а сколько детей ходят совсем необследованные?
Согласно статистическим данным, на территории США ежегодное количество внезапных смертей среди детей и подростков достигает 5 000 случаев. Это связывают как с травмами, так и с заболеваниями сердца, закон о медицинском «прайвеси» также присутствует, при этом родители исправно доносят до сведения школьной администрации информацию о заболеваниях: при несчастном случае с больным ребёнком ответственность будет нести взрослый, вовремя не сообщивший о проблеме в школу.
В соответствии с предположениями СМИ, на данный момент привлечение внимания к ситуации с детскими смертями в школах вызвано недовольством Законом о защите персональной информации пациентов: если раньше все сведения о детях из районных поликлиник поступали в кабинет школьного врача, то сегодня и кабинеты большей частью пустуют, и, согласно правовым актам, без согласия родителей никакая информация не будет разглашена.
Ольга Васильева, министр образования РФ: «Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребёнок.»
Сами педагоги физического воспитания не всегда согласны с мнением министра.
Я работаю в школе педагогом физической культуры уже более четверти века, и никакой проблемы с информированностью у нас нет. Родители сообщают нам о группе здоровья и заболеваниях детей, и на каждом собрании я прошу рассказывать мне, если есть ухудшение самочувствия или новые недомогания. Другой разговор, что не все родители замечают изменение здоровья ребёнка.
Важной причиной я считаю ухудшение здоровья детей в целом: если 20 лет назад у меня весь класс относился к первой группе, и 2-3 ребёнка имели вторую, то сейчас все происходит с точностью до наоборот. И чем больше ослабленных детей, тем выше вероятность несчастных случаев.
Отдельную проблему отмечают в подготовке педагогов для физической культуры: большинство учителей — бывшие спортсмены, которые, вероятно, не учитывают особенностей здоровья детей, физиологические параметры, и привыкли к более интенсивным программам тренировок.
Педагоги физической культуры не располагают объективной информацией о состоянии здоровья учеников, или, что еще хуже, знают о них, но не учитывают при расчете уровня индивидуальных нагрузок. Бывает так, что ученик, по состоянию здоровья имеющий освобождение от занятий, сообщает об этом педагогу. Но тот говорит что-то вроде: «Все вы тут освобожденные» и дает неадекватную нагрузку, превышающую физические возможности ребёнка.
Взять хотя бы случай в Московской области с мальчиком, погибшим 23 сентября. У него же диагностировали порок сердца! И с этим диагнозом он мог заниматься только в отдельной группе, включать в общую группу обычного урока его не имели права.
Дополнительную сложность создает то, что в подростковом периоде повышается вероятность не органических, а функциональных нарушений, в том числе спровоцированных так называемыми «болезнями интенсивного роста»: здоровые при последнем обследовании дети начинают испытывать недомогания, и повышенная нагрузка в данном состоянии может стать для них губительной. Выявлять подобные нарушения обязаны на диспансеризации. Но как их проходят, мы, увы, в курсе. Да и формальные визиты к врачам бывают далеко не регулярными.
Третий фактор: сама система обучения в школе, создающая для детей высочайшую эмоциональную, функциональную и интеллектуальную нагрузку, ввергающая детский или подростковый организм в состояние постоянных стрессов и перегрузки. А педагоги физического воспитания это редко принимают во внимание, в особенности, когда это не профессиональные учителя, а бывшие спортсмены, прошедшие краткий курс дополнительной педагогической переподготовки.
Мне непросто оценивать действия педагога в каждом конкретном случае. Например, у моего сына по рекомендации ревматолога должны быть занятия в подготовительной группе без сдачи соответствующих нормативов. Преподаватель физры говорит, что это означает — без норм ГТО. Но сын сдает со всеми вместе в итоге и получает сплошные тройки.
После последнего урока у него обострение заболевания: сдавал очередные нормы и перестарался, не хотел опять получить тройку.
Дополнительную причину детской смертности называет Ольга Леткова, глава ассоциации родительских комитетов: «У нас в общеобразовательных учреждениях сегодня нет медицинских работников, никаких: ни врачей, ни медицинских сестер. Они выведены в аутсорсинг, то есть они приходят в школу, а не пребывают в ней постоянно». При этом специалист может и, как правило, работает сразу в нескольких школах: один врач и одна медсестра на несколько тысяч детей. Ожидать квалифицированной экстренной помощи в такой ситуации бессмысленно.
Сдай ГТО и поступи в институт
Таким образом, проблема внезапной детской и подростковой смерти — комплексная. Не всех детей обследуют, не все заболевания можно выявить, не вся информация доходит до школ, а если доходит — то не все педагоги принимают ее во внимание. И с реанимационными мероприятиями тоже все совсем не просто.
На данном фоне введение норм ГТО для школьников вызывает множество вопросов и повышенное беспокойство.
Возвращение норм ГТО в школы — важная часть программы общей физической подготовки, которая может улучшить профилактику многих заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Сниженная физическая активность у значительной части подростков, замена активной деятельности «жизнью» в социальных сетях, компьютерных играх вместе с неправильным питанием и неизбежными стрессами становятся причиной частого начала развития артериальной гипертензии в подростковом периоде. Гипертензия, начинающаяся в школьные годы, резко увеличивает риск летальных исходов у молодежи, особенно в сочетании с другими сосудистыми патологиями, например, аневризмой головного мозга.
Однако перед введением обязательной сдачи норм и дополнительной мотивации в виде баллов к ЕГЭ обязательно нужна повсеместная диспансеризация подростков. Многие болезни сопровождаются ограничением физических нагрузок из-за вероятности обострения, и сердечно-сосудистые в том числе. А при введении норм ГТО есть высокая вероятность, что часть учеников с противопоказаниями захотят получить обещанные за нормы баллы для поступления в ВУЗ, что может увеличить количество несчастных случаев и летальных исходов.
Родители также против норм, нормативов и отметок за физкультуру. Зачет-незачет, спортивные игры, отсутствие соревновательной системы и избыточных нагрузок на «неспортивных» детей, вот, что нужно, по мнению некоторых взрослых.
«Надо ввести в школах что-то вроде лечебной физкультуры и много подвижных игр. К чему эта гонка за показателями, кому нужен спорт, тот уже ходит в спортивную школу.» Ольга, Москва
«После таких уроков физры с двойками и понуканиями у детей развиваются комплексы на всю жизнь, они и не хотят никакого спорта потом.» Ирина, Ейск
«Если б только комплексы. Мой ненавидит физкультуру, он совсем неспортивный, по месяцам отвод дают на бег, то обструкция бронхов, то кашель взахлеб. А он приходит на урок потом, а там зачет по прыжкам со скакалкой. Прыгал, прыгал, на тройку надо 50 раз подпрыгнуть, он 29 смог. В итоге двойка опять. Будет он еще стараться на уроке? Не будет. Спорт он полюбит после такого? Да никогда!» Аня, Новосибирск
Полюбить спорт и не умереть
Любовь к спорту — отдельная тема. Ее обычно прививают собственным примером, совместными походами, катанием на коньках, на лыжах, на роликах, организацией собственной дворовой команды по футболу. А как не допустить проблем со здоровьем, на что необходимо обращать внимание в детском и подростковом периодах?
К профилактическим мерам относят, разумеется, полноценное обследование детского организма и следование предписаниям врачей, включая ведение здорового образа жизни. Во время посещения специалистов или в домашних условиях стоит также регулярно (раз в 2-3 месяца) проверять уровень артериального давления у ребёнка и его соответствие возрастной норме.
В группу риска ранней гипертензии входят дети с наследственной предрасположенностью к заболеванию, а также с болезнями почек и эндокринными дисфункциями, сопровождающимися повышением уровня адреналина в крови. Повышенные показатели также нередко диагностируются у детей с высоким уровнем тревожности и ответственности, с так называемым «синдромом отличника». К дополнительным факторам повышенного риска относят употребление алкоголя и табакокурение: к сожалению, по данным статистики, в России 40% молодых людей и 7% девушек курят еще со школьной скамьи.
В отличие от злокачественной аритмии гипертония редко протекает без симптомов: дети могут жаловаться на головные боли, утомляемость, мелькание «мушек» перед глазами, снижение остроты зрения. Не стоит списывать такие признаки на перенапряжение, необходимо обратиться к врачу: гипертония в подростковом возрасте не относится к заболеваниям, которые дети «перерастают», и требует коррекции, в том числе нередко — медикаментозной. К осложнениям артериальной гипертензии относят инфаркты, инсульты, поражение почек, серьезные и опасные для жизни состояния.
Полноценное обследование детей, к сожалению, полностью находится на ответственности родителей. Так, согласно исследованиям специалистов из Научного центра здоровья детей при Российской Академии Наук, 18% детей от 9 до 17 лет, на профессиональном уровне занимающихся спортом, диагностирован пролапс митрального клапана сердца, при котором высокая физическая нагрузка противопоказана. Специалисты считают, что ошибки предварительных диагностических обследований могут быть связаны с тем, что врачам, финансируемым спортивными ведомствами, нередко предлагают «закрывать глаза на незначительные отклонения» в здоровье перспективных юных спортсменов.
Самарские ученые настойчиво рекомендуют не только обследовать детей, но и заучить с ними правила безопасности: при первых признаках заболевания (повышенной усталости, боли в груди) надо немедленно остановиться, прекратить занятие и потребовать медицинскую помощь. И это должен помнить каждый ребёнок.
Специалисты также отмечают необходимость оснащения школ и публичных мест современными дефибрилляторами, безопасными приборами для «запуска» остановившегося сердца. Модернизированный дефибриллятор не требует знаний или подготовки для применения, он прост в применении и помогает спасать жизни как детей, так и взрослых.
В течение нескольких лет обсуждается вопрос о применении подобных приборов. На данный момент разрабатывается проект закона о разрешении и оснащении публичных мест дефибрилляторами. Однако вне зависимости от дальнейшего развития ситуации с приборами, педагогами и нормами ГТО здоровье ребёнка должно находиться на первом месте в родительском рейтинге ценностей. И тогда можно будет уверенно и без боязни сказать: «О, спорт, ты — жизнь», полноценная, активная и не насыщенная внезапными угрозами.