Чтение вслух несет в себе массу положительных сторон: это и эмоциональное развитие, и речевое, ребёнок учится анализировать поступающую информацию и пересказывать ее. Но все это реализуется при условии, что чтение производится правильным образом. Психологи и логопеды утверждают: соблюдение простых правил поможет интеллектуально и физически возрасти не только ребёнку, но и родителю!
Чтение для малышей
У новорожденных, грудничков и детишек раннего возраста на первый план по важности выходит эмоциональное развитие, интеллектуальные успехи будут радовать родителей чуть позже. Чтение вслух может этому активно поспособствовать. Ребёнок будет сам охотно участвовать в игре или чтении брошюр, если ему интересно, и он ощущает внутренний подъем. А вот вызвать его помогают артистичное, неравнодушное прочтение текстов взрослыми, а также наличие картинок с понятными сюжетами и персонажами, с которыми ребёнок сможет легко себя отождествить.
При таких условиях прочтение книги превращается в маленькую театральную постановку: пусть ребёнок увидит всю неприкрытую гамму родительских эмоций — радость, ужас, огорчение, удовольствие, облегчение! Не стоит опасаться чрезмерности в представлении эмоций, так, подражая, с оглядкой на маму или папу, ребёнок будет учиться проявлять собственные чувства, а ведь как это важно для малыша!
Основные правила чтения взрослыми детям
Вся польза от прочтения историй вслух будет реализована в том случае, если техника чтения осуществляется в достаточной мере. Слишком быстрая, невнятная, эмоционально не окрашенная речь мало поспособствует развитию ребёнка. Итак, на что предлагают обратить внимание психологи и педагоги при чтении младенцам и дошкольникам:
Стартовать чтение вслух можно с 9-месячного возраста. Ученые утверждают, что с этого периода ребёнок уже активно воспринимает обращенную к нему речь и воспринимает разные интонации.
Маленькие дети лучше воспринимают «распевную» речь — для того, чтобы произносить текст нараспев, необходимо озвучивать его медленнее, высоким голосом и, конечно, достаточно громко. Для младенцев такая «певучая» речь позволяет отличать целые слова и выделять отдельные слоги. Чтение нараспев должно практиковаться примерно до трехлетнего возраста.
Взрослый, читающий текст, должен стараться обойтись без «сюсюканья», рассказ должен быть произнесен внятно и членораздельно.
Не бойтесь повторений одних и тех же историй — маленьким детям очень нравится прослушивать полюбившиеся книги. В процессе они обдумывают каждый раз фабулу рассказа, замечают новые, не замеченные раньше детали.
При прочтении можно останавливаться и обращать внимание на важные поступки героев, объяснять малопонятные моменты повести.
Обсуждайте с ребёнком прочитанное, обязательно подвигайте его к пересказу услышанного текста. Пусть он прокомментирует историю, расскажет о своем отношении к персонажам. Так, с одной стороны, ребёнок будет учиться анализировать различные жизненные ситуации, а с другой стороны, у него развивается внимание к деталям и память.
У сказочных историй должен быть счастливый конец.
Необходимо стараться читать текст по ролям: озвучивая старушку, следует выделять голос дребезжанием, животных — их голоса, причем мама-собака будет гавкать низким глухим голосом, а щенок — радостным высоким.
Маленькие дети относительно быстро теряют интерес к длительным занятиям — если ребёнок утомился, следует прекратить чтение. Ориентировочно один «сеанс» может длиться 5-10 минут — это минимум.
Читать следует ежедневно, два раза в день, не реже. Второе прочтение сказочных историй привязывается к ритуалам отхода ко сну.
Подросших детей уже можно вовлекать в процесс чтения. Ненавязчиво стоит показывать, как пишется то или иное слово, просить показать определенное слово в предложении.
Небольшой урок актерского мастерства
Эмоции можно показывать не только голосом, но и жестами и мимикой.
Выделяйте голосом слова, которые являются определениями в предложении: «красная», «пушистые», «красивое» и т. п. Более того, на определения стоит ставить логические ударения в предложении, произносить протяжно «широ-о-о-кие», «высо-о-о-кие» и т. п.
В процессе прочтения можно использовать подручные средства: если в повести упоминается дождь, пошуршите листиком бумаги вместе с малышом «шур-шур». Звукоподражание шлепкам животных по лужам можно сопровождать хлопком в ладоши.
Рассматривая картинки, хвалите солнышко, травку и цветы, при этом покачивая головой от удовольствия — покажите радость от общения с природой.
Радостные известия и неожиданные повороты повести произносите со смехом, внутренней улыбкой.
При озвучивании злых персонажей сдвиньте сурово брови, пусть ваш вид будет по-детски надутым, можно опустить уголки губ вниз.
Страх озвучивается голосом, полным недоумения и тревожности. Можно прижать к лицу ладони. Когда злой поступок совершен, покачайте головой — покажите, как вы с грустью сокрушаетесь по этому поводу.
Читайте вместе со своими детьми и вы станете ближе друг к другу, а положительный эффект на общее развитие ребёнка не заставит себя долго ждать!