Детский сад — особенный этап в жизни ребёнка. Дети испытывают смешанные эмоции по этому поводу. Зачастую не обходится без стрессов и слез, иногда родители переживают даже сильнее сына или дочери. Когда ребёнок отказывается идти в садик, стоит разобраться с причинами такого поведения. Иногда достаточно одного разговора с ним или воспитателем, чтобы разобраться с возникшими сложностями и страхами. Мама с папой могут обратиться к штатному психологу или частному специалисту, если не удается справиться с ситуацией самостоятельно. Стоит заблаговременно готовить малыша к разлуке с семьей и новому режиму жизни. При этом не желательно обманывать его или вводить в заблуждение, поскольку тогда реальность его разочарует.
Почему дети не хотят идти в детский сад?
Дети начинают посещать детский сад в разном возрасте. Ясельные группы ведут набор малышей с полутора лет. Мальчики и девочки слабо понимают плюсы от пребывания в коллективе и игр с другими детьми. На этом этапе главное значение для них имеют родители. Ребёнок еще плохо ориентируется во времени и ему не понятно, что мама придет вечером, разлука с ней кажется вечной и вызывает истерику.
Примерно к трем годам дети уже хорошо разговаривают, выстраивают логические цепочки, фантазируют. С ними бывает проще договориться о чем-то, объяснить смысл пребывания в садике и что вечером вернутся мама с папой. Но иногда дошкольникам тяжело дается разлука с близкими людьми и смена обстановки из-за осознания отсутствия выбора. Психосоматические заболевания — распространенное явление среди малышей: они начинают часто болеть, это дает возможность остаться дома, с мамой или бабушкой.
Маленьких детей часто сравнивают с пожилыми людьми из-за их консерватизма. Они склонны придерживаться распорядка дня, с трудом принимают новшества, а изменения в еде, одежде, месте жительства доставляют им переживания. Малыши часто отказываются пробовать новое блюдо или продукт, примерять вещи или общаться с незнакомыми людьми. Ребёнку может не нравиться в детском саду, просто потому что он привык к другому образу жизни, людям и пище.
Страх перед неизвестностью, трудности с выходом из зоны комфорта знакомы многим взрослым людям, когда не получается сменить работу, переехать, закончить отношения или решиться на перемены во внешности. Чем меньше ребёнок знает о том, что его ждет в новом месте, тем больше боится.
Нежелание ходить в садик иногда подкреплено реальным негативным опытом. Дети, столкнувшиеся с агрессией сверстников во дворе, равнодушием взрослых на тренировке или кружке, перестают доверять окружающим, видя в них потенциальную угрозу. Родители, бабушки с дедушками и другие родственники порой сами зарождают в ребёнке страхи, пугая тем, что отведут в детский сад в случае плохого поведения.
Дети-интроверты, необщительные от природы, с трудом уживаются в любом коллективе. У них нет тяги к новым знакомствам и общению, узкого круга близких людей им достаточно. Неудивительно, что такие мальчики и девочки не испытывают восторга от перспективы пребывания целый день вне дома.
Эмоции, которые испытывает ребёнок первый день в детском саду
Первый день в детском саду полон волнений для родителей и ребёнка. Мама с папой переживают, поел ли малыш, сходил ли в туалет, не обижают ли его другие дети. Мальчики и девочки ощущают обиду и страх от расставания с близкими, непонимание происходящего, нерешительность и стеснение перед незнакомыми воспитателями и детьми. К этому добавляется чувство голода, если ребёнок ничего не ест. Время для него тянется долго, он проводит весь день в тревоге и ожидании родителей.
Детям-оптимистам с легким характером приспособиться к обстановке бывает легче. Они не только испытывают разочарование, но и замечают положительные моменты. Вкусная запеканка, хорошие игрушки, дружелюбный мальчик в паре на прогулке — все это скрашивает первый день в детском саду. С каждым днем ребёнок открывает для себя интересные стороны и находит новые плюсы.
Эмоции, которые предстоит испытать малышу, зависят не только от его характера и моральной устойчивости, но и от правильного настроя, поведения взрослых: мамы с папой и воспитателей. Для того чтобы минимизировать стресс, детей начинают водить в садик сначала на час или полдня, постепенно увеличивая время пребывания.
Как подготовить ребёнка к разлуке с родителями?
Для того чтобы ребёнок мог расставаться с родителями без лишних слез, у него должен быть соответствующий опыт. Сначала можно оставлять грудничка с бабушкой на час-другой, уходя в магазин или кафе. По мере взросления сына или дочери мамы и папы отдают их на полдня друзьям, тетям или дядям. Общение с другими взрослыми — полезный навык, который пригодится в детском саду, где предстоит контактировать с нянями и воспитателями.
Позитивный образ детского сада в голове ребёнка складывается из всего увиденного и услышанного о нем. Родителям стоит с теплом вспоминать свои детские годы и развлечения, читать книжки и показывать малышу мультики с этой тематикой.
Можно заранее узнать меню в детском саду, и пробовать приготовить блюда из него дома. Желательно максимально приблизить режим дня к предстоящему: ранний подъем, дневной сон, две прогулки. Ребятам бывает интересно выбирать одежду для детского сада, помогать маме приклеивать к ней именные бирки. Чем больше ребёнок узнает, о том, что его ждет, тем быстрее сориентируется в новой обстановке.
Плюсы и минусы посещения детского сада
Главные плюсы от посещения ребёнком детского сада — это общение со сверстниками, социализация, ежедневные прогулки. Зимой и осенью в пасмурную, дождливую, ветреную погоду, когда приходится сидеть дома, детям бывает скучно, а в кругу сверстников проводить время веселее. Малыши начинают лучше разговаривать, учатся есть ложкой и ходить на горшок, когда видеть пример других мальчиков и девочек. Родители в это время имеют возможность работать и обеспечивать финансовое благополучие семьи.
Есть и отрицательные моменты от расставания ребёнка с родителями. Иногда ощущается нехватка совместно проведенного времени, дети быстро вырастают и можно упустить много приятных моментов. Адаптация в детском саду нередко сопряжена с частыми вирусными заболеваниями. В муниципальных учреждениях к малышу не будут искать индивидуальный подход, составлять гипоалергенное меню, что чревато проблемами для некоторых детей.
Возможны конфликты, физические и моральные травмы, но они предстоят каждому человеку, который живет в обществе, ходит на учебу, работу и ездит в транспорте. Что приоритетнее и какой вариант подходит ребёнку лучше, решает каждая семья в зависимости от индивидуальных особенностей и условий жизни.