От учителя зависит очень многое в воспитании ребёнка. Педагог не только объясняет таблицу Менделеева и рассказывает правила русского языка, но и подает детям пример, поддерживает их начинания, открывает им чудесный новый мир. Переоценить роль учителя в жизни ребёнка сложно. Но иногда взаимодействие с ним негативно влияет на детей. Конфликты с педагогом могут отразиться на успеваемости, самооценке, здоровье и психологическом благополучии школьника.
Если родители узнали, что у ребёнка возникли проблемы в отношениях с учителем, вмешаться просто необходимо. Однако делать это нужно аккуратно и тактично, чтобы не навредить состоянию малыша и не усугубить конфликт.
Почему у детей и учителей могут возникнуть конфликты?
В большинстве случаев ответственность за конфликт лежит на учителе. Даже если речь идет о подростке, который грубит и нарушает дисциплину. Ведь задача педагога состоит не только в объяснении детям школьной программы, но и в поддержании здоровой атмосферы в классе. Для этого ему следует обращаться за помощью к школьному психологу или родителям. Учителю необходимо найти подход к каждому ученику, а не пытаться запугать детей или подавить их авторитетом.
- Самоутверждение ребёнка.
Зачастую дети, чтобы завоевать уважение и популярность в классе, вступают в конфронтацию с учителем. Педагог, попадающий в такую ситуацию, часто не может справиться с эмоциями, вступает в противостояние с учеником. Это может выражаться в занижении оценок, замечаниях и удалении из класса. В результате проблемы накапливаются и приводят к серьезным последствиям.
- Авторитарный педагог.
Такой учитель создает в классе атмосферу подчинения. По его мнению, дети должны следовать четким правилам, выполнять все указания и поддерживать строжайшую дисциплину. Если школьник гиперактивен, обладает творческим мышлением или привык высказывать свое мнение, он неминуемо будет страдать в такой атмосфере. Учитель видит в таких детях угрозу для собственного авторитета и стремится их подавить.
- Плохая успеваемость.
Школьник плохо понимает предмет, отстает от одноклассников, и учитель его при всех ругает и оскорбляет. Такая ситуация для малыша может быть крайне тяжелой и травматичной. Ребёнок замыкается в себе, становится тревожным, прогуливает школу. Это, в конечном итоге, может привести к депрессии и другим психическим нарушениям.
Как понять, что у малыша проблемы в школе?
Зачастую дети, особенно старшеклассники, не хотят говорить родителям о своих проблемах с учителями. Но в одиночку справиться с такой психологической нагрузкой бывает трудно. В результате внутренние переживания нарушают нормальную жизнь детей и ухудшают их самочувствие. Поэтому родители должны обращать внимание на любые изменения, происходящие с ребёнком.
- Потеря интереса к учебе.
Школьник отказывается ходить на уроки или делает это с большой неохотой. Он не хочет выполнять домашние задания, аргументируя это недостаточными способностями к определенному предмету.
- Изменение поведения.
Активный, общительный и жизнерадостный ребёнок может в одночасье стать тихим, замкнутым, грустным. Или малыш, у которого были близкие и доверительные отношения с родителями, вдруг начинает грубить, повышать голос и избегать разговоров. Школьник может подолгу проводить время в одиночестве и плакать.
- Болезненно реагирует на вопросы о школе.
Попытки родителей завести разговор об учителях и уроках наталкиваются на нежелание ребёнка говорить об этом. Он старается уйти от ответа или реагирует на вопросы чересчур эмоционально.
- Замечания в дневнике.
Чаще всего записи делает один и тот же учитель, указывая на плохое поведение или низкую успеваемость школьника.
- Агрессивные высказывания.
Ребёнок может при родителях оскорблять учителя, смеяться над ним, говорить о нем пренебрежительно.
Что делать родителям?
Если вы замечаете, что с ребёнком что-то не так, действовать необходимо обязательно и незамедлительно. При этом не надо преследовать малыша, контролируя каждый его шаг и допрашивая его каждый вечер. Но если вы видите, что ребёнок стал вести себя по-другому, не оставляйте это в надежде, что он самостоятельно со всем справится.
- Спокойно поговорите.
Расспросите про ситуацию в школе, но делайте это максимально мягко. Покажите ребёнку, что вы на его стороне, и он может вам доверять. Если он начнет обвинять учителя, не спешите его ругать и одергивать. Вы, как родители, должны поддержать ребёнка, который находится в трудной ситуации, а не усугублять его состояние.
- Побольше узнайте про ситуацию.
Когда малыш выплеснул эмоции, постарайтесь выяснить, когда начался конфликт, в чем он выражается, кто еще в нем участвует. Обязательно узнайте, как ребёнок видит разрешение сложившийся ситуации.
- Поговорите с учителем.
Перед походом в школу обязательно обсудите это с ребёнком и запланируйте встречу на внеурочное время. Старайтесь занимать позицию независимого наблюдателя. Это поможет выяснить истинные причины конфликта. Не нападайте на педагога с криками и обвинениями. Постарайтесь сохранять спокойствие и объясните учителю, что вы хотите во всем разобраться и узнать его позицию. Узнайте у педагога, как он, в свою очередь, видит благополучный исход этого конфликта.
- Встретьтесь втроем.
Пусть малыш при вас поговорит с учителем. Каждая сторона может открыто высказать свои претензии, переживания и предложения. Цель этой встречи не обличить виноватого и поругаться, а найти выход из существующего конфликта.
- Кардинальные меры.
В случае, когда разговоры не принесли результатов, нужно принимать важные решения. Если вы понимаете, что педагог не прав и продолжает вести себя недопустимо по отношению к ребёнку, не бойтесь обратиться к администрации школы. Заручитесь поддержкой других родителей, если их дети тоже страдают от данного учителя. Не откладывайте решения на следующую четверть или новый учебный год, ведь от вас зависит благополучие вашего ребёнка. Если это необходимо, переведите малыша в другое учебное заведение. Но обязательно обсуждайте все важные решения с ребёнком и советуйтесь с ним.
Советы психологов, как помочь ребёнку справиться с последствиями конфликтов
Если конфликт улажен, а ребёнок все еще неохотно ходит в школу или проявляет симптомы тревоги, подавленного настроения, ему необходима помощь.
- В первую очередь, обратитесь к детскому психологу или психологу, который работает в вашей школе. Он сможет оценить состояние ребёнка и поддержать его.
- Проводите больше времени с малышом. Пусть он увидит вашу заботу и внимание. Ходите вместе в кино, на прогулку. После стрессовых событий малыш должен почувствовать себя защищенным и любимым.
- Поощряйте самостоятельность. Если педагог сильно подавлял ученика, у него могут возникнуть проблемы с собственным мнением и выбором. Позволяйте ребёнку принимать решения, советуйтесь с ним, доверяйте ему покупки или работу по дому. Это поможет вернуть малышу веру в себя.
Профилактика у детей конфликтов в школе
Конфликты с учителем могут возникнуть даже у самого талантливого, воспитанного и замечательного ребёнка. Задача родителей — заручиться доверием детей, стать надежной опорой и подготовить их к возможным трудностям. Если ребёнок будет чувствовать любовь и поддержку, он сможет делиться своими переживаниями, а не копить обиды и отрицательные эмоции. Это вселит в ребёнка уверенность в себе и послужит профилактикой у детей конфликтов в школе.
Старайтесь участвовать в школьной жизни ребёнка. Это не должно становиться тотальным контролем. Просто регулярно посещайте родительские собрания, знакомьтесь с преподавателями, активно участвуйте в жизни школы.