Когда дети ходят в школу, их мысли об обучении могут быть самыми противоречивыми. Сложность детско-родительских отношений, когда дети учатся, заключается в том, что мать и отец не знают, что на самом деле ребёнок думает о школе.
Зачем родителям нужна эта информация? Для того, чтобы лучше понимать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности, которые появляются во время усвоения знаний. Что думают дети о школе, педагогах, уроках, себе, как учениках? Узнайте из этой статьи.
Мысли ребёнка о школе
Родители часто не понимают детей, потому что имеют в их отношении ряд ожиданий. Почти всем взрослым хочется, чтобы их ребёнок хорошо учился, с удовольствием вставал по утрам и шел на уроки, испытывая жажду знаний и новых открытий.
Также, почти все взрослые именно так готовят первоклассников к школьному обучению. Они говорят детям: «Когда ты пойдешь в школу, то станешь самым умным. Там ты узнаешь много интересного и нового. Ты станешь отличником, и мы будем гордиться тобой» и, первое время, все складывается почти так, как приговаривали мама и папа.
Однако, спустя время, ребёнок испытывает все меньше желания идти на уроки, чаще встает по утрам в плохом настроении, возвращается домой мрачным и невеселым, а то, и вовсе — отказывается учиться. Следствие таких изменений — прогулы, попытки обмануть родителей, увильнуть от выполнения домашнего задания и ответственности, которая появилась в первом классе.
Куда пропадает желание учиться, быть самым умным, получать знания и быть отличником?
Отношение родителей к первым трудностям школьника, его общение со сверстниками и педагогами, способность «успевать за классом» — оказывают прямое влияние на школьную мотивацию. Если у ученика все складывается благополучно — он справляется с учебным материалом, чувствует интерес к каждой теме на уроке, взрослые часто хвалят его и верят, что у него все получится, даже, несмотря на проблемы — то его мысли о школьном обучении будут положительными. Он будет стараться выполнять задания качественно, не станет спешить и увиливать от них, потому что знает, что за «хорошо» и «отлично» получит похвалу, награду, его «поставят» в пример перед всем классом.
Если родители строго наказывают ребёнка в те моменты, когда он не справляется с учебным материалом — не понял, что надо делать на уроке, его мысли заняты более важными делами, чувствовал себя плохо, страдал от усталости или эмоционального истощения — то, в большинстве случаев, мысли детей о школе не будут положительными и позитивными.
Они выглядят примерно так:
- «Школа — это тюрьма, в которой придется «сидеть» одиннадцать лет»;
- «Школьное обучение — это не мое. Я рожден для того, чтобы быть двоечником и неудачником»;
- «Если я сделаю ошибку — это ужасно и непростительно. Я не имею права ошибаться»;
- «Школа — это мое наказание. Наверное, я очень плохой, а если это так, то я должен быть наказан».
Часто мысли ребёнка о школе превращаются в самоуничтожение им самого себя. Так бывает при наличии серьезных проблем в школьной среде. Как правило, такие мысли имеют следующие признаки в детском характере и поведении:
- дети рассеяны, невнимательны, тревожны и боязливы. Чем больше они посещают школу, тем чаще у них возникают тревожные мысли, самооценка снижается, пропадает уверенность в себе;
- мать и отец все чаще наблюдают за тем, что ученик, словно находится в «замороженном» состоянии — он не может ответить на элементарные вопросы, не прикладывает усилия, чтобы получить хотя бы «тройку», не акцентирует внимание на важном, когда выполняет домашнюю работу, часто отвлекается. Дети, для которых школа — тюрьма, пребывают в плохом настроении, мучаются от того, что вынуждены заниматься тем, что им надоело или вызывает отвращение и ненависть.
Как помочь детям?
Что делать родителям, если они заметили такое поведение у ребёнка? Понять, чем оно вызвано. Для того, чтобы сделать это, нужно вспомнить, как ребёнок пошел в первый класс и что происходило с ним после того, как начался учебный процесс. Возможно, он не справился со школьным обучением, пережил эмоциональный стресс, из-за которого упустил школьную программу, имеет трудности с восприятием информации, слишком сосредоточен на своих проблемах и внутренних противоречиях.
Когда они поймут, что именно отбило у ребёнка желание учиться, то у них появится возможность исправить ситуацию. Чтобы ни сделали родители, в этом случае, они должны руководствоваться желанием поддерживать ученика, верить в то, что у него все получится и говорить ему об этом.
Слова родителей и мотивация ребёнка
Такие фразы матери и отца, как «Ты молодец», «Мне нравится, как ты написала так текст», «Ты быстро читаешь и хорошо соображаешь» постепенно вызывают в ребёнке положительные мысли о себе, что способствует развитию уверенности, а, позже, вызывают интерес к освоению новой информации.
Как только ему становится интересно учиться, он начинает делать это с удовольствием. И тогда, в его голове рождаются такие мысли как: «В школе можно узнать много интересного», «На уроках я могу понять, как устроен окружающий мир», «Оценки, которые я получаю, тесно связаны с отношением родителей ко мне. Мама и папа рады, когда я приношу пятерки, они улыбаются, много мне позволяют. Я должен стараться учиться на «отлично».
Мечты детей в школе и дома
О чем думает ребёнок, сидя за партой? Даже у отличников, не всегда это мысли о том, как правильно проводить опыты по химии, что делать с геометрическими отрезками, какое значение имеют правила в русском языке. Независимо от того, любит ребёнок школу или нет, очень часто его мысли на уроках касаются не обучения, а других процессов. Он думает примерно следующее:
- «Интересно, учительница также кричит на своих детей?»;
- «Чем занимается дома мой кот (хомяк, собака, попугай)?»;
- «Кто из моих одноклассников самый глупый?»;
- «Как мне в жизни могут пригодиться правила, которые я должен учить»;
- «Скорее бы наступили каникулы»;
- «Я скучаю по дому и родителям»;
- «Я умный или глупый»?
Ребёнку, который не очень любит школу, еще труднее сосредоточиться дома, чем на уроках. Обычно, сидя над учебниками, он размышляет о подвижных играх, прогулках с друзьями, дополнительных занятиях, которые вызывают радость, сладостях, игрушках. Такие мысли являются нормальными, однако, они не помогают тому, чтобы ребёнок учился хорошо. Дети имеют право не любить школу и делать уроки, однако, они должны осознавать ответственность, которую несут за выполнение домашнего задания и обучение.