Многие неравнодушные взрослые хоть раз да задумывались о том, как живут дети в детдомах и приютах. Некоторые из них развивают «задумку» и собирают информацию о том, как оформить опеку, усыновить малыша или взять подростка под патронаж. С чего начать визиты в детские учреждения, как правильно себя вести и что можно ожидать от детей из детдомов, рассказывает MedAboutMe.
Подготовка к встрече в детдоме
В первую очередь, будущие родители и опекуны знакомятся с открытой базой детей, которых можно усыновить. Остановившись на подходящем варианте (одном, двух, некоторые выбирают несколько детей, чтобы при встрече руководствоваться интуицией), можно начинать звонить в детский дом и договариваться о визите.
Порой будущие усыновители (чаще всего женщины) сразу просят познакомиться с ребёнком, ожидая, что «сердце подскажет», сможет ли малыш стать родным. Это не лучший вариант знакомства.
Во-первых, нужно четко определить для себя, какие параметры ребёнка важны, а какие нет. И речь не только о возрасте и цвете глаз. Если у ребёнка астма, а будущие родители не имеют опыта купирования приступов, готовы ли они будут обучаться? А сахарный диабет? А если семья живет в небольшом городе, где нет школ, например, 7 типа (для детей с трудностями обучения, задержкой психического развития), а ребёнку показано обучение в подобном коррекционном учреждении?
И астма, и диабет, и другие заболевания, отклонения в развитии могут быть скорректированы и не повлияют на любовь к ребёнку. Но нужно реалистично оценивать свои силы и лучше всего написать список, с какими болезнями будущие родители не готовы «сражаться».
Во-вторых, если начать со знакомства с ребёнком, а он вдруг не «придется по душе», не будет соответствовать ожиданиям и выстроенному по фотографии и скупому описанию в базе образу, это не только поставит посетителя в не самое удобное положение, но и может нанести травму малышу. Даже самые маленькие из них отлично понимают, зачем их зовут познакомиться с какой-либо тетей или парой взрослых. И быть отвергнутым для детей часто означает появление чувства «Я плохой, я никому не нужен». Это совсем не те переживания, которые улучшают самочувствие, особенно у однажды уже брошенного ребёнка.
Поэтому начинать встречу с детьми из детдома надо с руководства учреждения. Помимо заведующей (возможно, и завуча) стоит обязательно встретиться с врачом. Не все диагнозы, записанные в картах детей, так страшны, как звучат. И наоборот, у некоторых заболеваний в конкретных случаях могут быть не самые приятные перспективы. Врач, знающий ребёнка и наблюдающий его почти каждый день, расскажет намного больше, чем выписка из документов. Главное, что нужно оценить: имеют ли будущие усыновители возможности (и желание) обеспечить потребности ребёнка. А для этого потребности необходимо изучить.
Это самые важные моменты, встречи с остальными специалистами можно провести как до знакомства с ребёнком (желательно), так и после.
Если ребёнок общается с психологом, нужно попросить рассказать или дать ознакомиться с характеристикой, соответствию возрастным нормам, особенностям. Воспитатели в группе (и учителя, если ребёнок — школьник) поделятся полезной информацией о привычках, поведении в социуме, настроении, умении решать конфликты, следовать правилам и адаптироваться к различным ситуациям. Учителя могут охарактеризовать не только уровень знаний, но и поведение вне стен детдома, наличие друзей из семей или склонность «держаться стаей», открытость, умение контактировать.
Как подготовиться и что ожидать от ребёнка на встрече
Все, информация на руках, о времени договорились. Что нужно не забыть еще?
Во-первых, надо успокоиться. Это волнительный момент — встреча с возможным будущим членом семьи, однако не стоит позволять эмоциям сразу же «захлестывать с головой».
Несколько правил первой встречи:
- если усыновление готовится в семью — надо идти с супругом (при этом маленькие дети могут стесняться или опасаться взрослых мужчин, просто потому, что в подобных учреждениях они бывают довольно редко);
- стоит уточнить формат, в котором принято проводить встречи в детском доме. Хорошо, если для этих целей выделяют отдельную комнату, если воспитатель будет присутствовать хотя бы первое время, пока ребёнок не освоится;
- категорически нельзя обсуждать ребёнка с сотрудниками в его присутствии, лучше мягко остановить рассказ с аргументом «я хочу все услышать попозже, чтобы лучше запомнить, а сейчас немного неудобно, я отвлекаюсь на ребёнка»;
- можно принести с собой мелкую игрушку, а вот про угощение необходимо уточнить у воспитателя заранее. Если знакомство происходит в группе других детей, те же яблоки или бананы нужно принести на всех. Сладости лучше брать самые простые, уже знакомые детям, и избегать экзотических фруктов, пирожных, орехов;
- если предстоит встреча с совсем маленьким ребёнком, одежду лучше подбирать светлых тонов, без ярких деталей, высоких каблуков. Внешний облик не должен диссонировать с одеждой персонала учреждения. Также нужно взять с собой салфетки, платочки и, возможно, запасную одежду — маленькие дети от волнения могут срыгивать или просто испачкать взрослого в процессе еды или игры;
- съемка на фотоаппарат или мобильный телефон поможет дома еще раз посмотреть моменты знакомства и принять правильное решение.
Сердце подскажет? Психологи о выборе ребёнка
Часто можно услышать, что при первом же взгляде на ребёнка «сердце екнуло», подсказало, что этот малыш уже почти родной. Хорошо, если так. А если не «екает»?
К подобному моменту стоит относиться философски: если не рвется сердце навстречу сейчас, возможно, позже чувство придет постепенно и станет более глубоким. Даже родные мамы не всегда ощущают абсолютную любовь и принятие своего малыша с первых же дней, что не мешает им заботиться о ребёнке и начинать любить его безоговорочно (или наконец осознать, что любовь есть) несколько позже.
Основной момент встречи с ребёнком, о котором пишет психолог Людмила Петрановская — это телесное принятие ребёнка взрослым. Если малыш, сидя на коленях или обнимая, вызывает у будущего родителя ответное желание обнять, прикоснуться, его запах, ощущения от касаний не вызывают отторжения — половина дела сделана. В любой группе детей есть те, кто привлекает, например, внимание внешне, но не вызывает желание обнять. Именно к этому ощущению надо прислушиваться. Даже если контакт в играх или общении установить пока не удается, но телесное ощущение дает «правильное чувство», можно пробовать продолжать общение.
Даже если усыновитель и ребёнок понравились друг другу с первого раза, до момента передачи в семью пройдет еще несколько встреч, в течение которых можно постепенно налаживать контакт и оценивать потребности и возможности. Поэтому, если нет уверенности в правильном выборе, не надо говорить ребёнку про будущую семью. Некоторым усыновителям требуется серия встреч, чтобы унять тревоги и удостовериться в правильности выбора. И это тоже нормально. Не стоит давать напрасную надежду и потом пропадать из поля зрения, даже с совсем маленькими кандидатами честность — лучшая политика.
Екатерина Валова, психолог
Встреча с ребёнком, прожившим в госучреждении некоторое время, порой вызывает у взрослых двоякое чувство. С одной стороны, необходимо (действительно необходимо) относится к таким детям, как к обычным, не воспринимать их иначе. Ребёнок из детдома — прежде всего ребёнок, так же, как и все мы люди, имеющие свои особенности.
Однако жизнь в детдомах и приютах и предыдущий опыт (если малыш или подросток из неблагополучной семьи) накладывает, естественно, свой отпечаток. И будущие приемные родители и опекуны порой совсем не способны ожидать некоторых поступков.
Часто о проблемах в формировании привязанности, понятия собственности, самообслуживания, умения контактировать рассказывают в школе приемных родителей. Однако о некоторых не вполне очевидных вещах можно услышать только от людей, уже имевших опыт опеки.
Например, мальчик Ваня, с сохранным интеллектом и здоровьем, что в его случае — огромное везение, с 3 до 5 лет жил с… собаками. Мама и отчим пили, и ребёнок убежал из дома, выбрав новую семью — собачью стаю, обитавшую у теплотрассы. При попытках забрать его в приют собаки неоднократно атаковали полицию.
Что, казалось бы, можно ожидать от такого ребёнка? А Ваня, попав в человеческое общество, оказался самым обычным малышом, единственной причудой которого было требование рассказывать ему сказку «Волк и семеро козлят», первую в его жизни, по 20-30 раз на дню. И так несколько месяцев. Впоследствии Ваню забрали под опеку, и он прекрасно социализировался и закончил школу.
Настенька, девочка 4 лет, попавшая в учреждение из-за алкоголизма родителей, хорошо разговаривала, почти соответствовала возрастным нормам развития и особенностей в поведении от нее не ожидали. Однако, увидев впервые в жизни аквариум с рыбками, она поступила в соответствии с традициями предыдущей семьи — стала вылавливать рыб, отрывать животы и есть. Подобные моменты могут шокировать приемных родителей и вызвать сомнения в правильности выбора, хотя это просто опыт ребёнка, которому никто никогда не объяснял, что и как делать правильно, а что — не вполне вписывается в нормы поведения.
Дети с травмирующим опытом могут отличаться не только особенностями здоровья и развития, о которых расскажут врачи и воспитатели в детдоме. Они также имеют недостаточно разнообразный опыт, зачастую ограничивающийся стенами госучреждений — детдомов, школ, больниц, а также довольно искаженные представления о жизни. При решении усыновить или оформить патронаж, опеку над таким ребёнком надо представить себе, как могла повлиять на него предыдущая жизнь, и как облегчить интеграцию в жизнь новую. Да, не все будет просто и легко, однако и родные дети порой устраивают мелкие катастрофы. А помощь ребёнку, отчаянно нуждающемуся в доме и родителях, поможет лучше узнать себя, оценить свои возможности и, в конце концов, пойдет на пользу как детям, так и взрослым, взявшим на себя ответственность за жизнь этого человека.