Дети 70-х: истории диагностики аутизма в США

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Сегодня аутизм — диагноз, который знает практически каждый. Несмотря на искажения и романтизацию людей с расстройством аутического спектра, в необычном поведении ребёнка чаще видят признаки заболевания, требующего лечения, а не угрозу обществу и необходимость изоляции. Однако до начала этапа осведомленности и слухов об «эпидемии аутизма» был и период, в который даже за права ребёнка с РАС оставаться в семье приходилось буквально сражаться с системой. И не стоит предполагать, что такое отношение было характерно для СССР. MedAboutMe публикует истории от родителей США о жизни с особыми детьми в конце XX века.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

«Мы советуем сдать его в интернат и забыть, что он родился»

Мэрилин Кокс

Мэрилин Кокс была на работе, когда зазвонил телефон: ее вызывали в школу. Когда она приехала, сотрудники встретили ее у дверей и отправили в кабинет директора. Там ждали двое врачей. Без ведома родителей они осмотрели ее 5-летнего сына Брайана.

Брайан только что начал ходить в школу, но уже знал основы арифметики, читал и даже немного освоил испанский язык по просмотрам «Улицы Сезам». Но врачи сказали, что Брайан не должен находиться с обычными детьми, в обычном классе начальной школы, в обычной государственной школе, в их районе Миссури.

«Мы советуем сдать его в интернат и забыть, что он родился», — сказали они Мэрилин. Она резко ответила, вышла и хлопнула дверью.

Это была обычная ситуация в 1970-х для ребёнка с аутизмом. Закон США только начал требовать, чтобы все школы принимали учеников с ограниченными возможностями. Государственные учреждения, в которых жили люди с инвалидностью, все еще существовали для детей, которые шли по другому пути развития. Аутизм был странным и чужим словом для большинства врачей и учителей, его путали с умственной отсталостью, эмоциональным расстройством или детской шизофренией.

Фактически Брайан, родившийся в 1971 году, не будет диагностирован как аутист в течение еще одного десятилетия. Многие из его поколения, родившиеся до начала распространения информации в 90-х, жили в основном «на обочине» образовательных, медицинских и социальных систем, которые не учитывали потребности детей, да и взрослых с РАС. Дети и их родители существовали в одиночку, без поддержки и вопреки системе, но их первые шаги стали базой для развития множества программ.  

Первая «диагностика»

Брайан был четвертым ребёнком Мэрилин, и по опыту она знала, что его речь и социальные навыки не так развиты, как должны бы быть. Но первый наблюдавший его врач не беспокоился, объясняя, что у мальчика есть братья и сестры, которые выполняют его желания и без речевых просьб. Брайан просто ленился, другими словами.

Примерно в то время, когда Брайан был готов начать посещать школу, его семья переехала в другую часть Миссури, а миссис Кокс записала его к новому педиатру. В клинике Брайан довольно много разговаривал и прочитал все плакаты на стене врача. Доктор спросил маму, есть ли у нее какие-то поводы для беспокойства, и она рассказала про особенности ребёнка.

Изучив Брайана, доктор упомянул слово, которое миссис Кокс никогда раньше не слышала: аутизм. Это был не диагноз, просто слово, упомянутое в разговоре. Миссис Кокс попросила предоставить дополнительную информацию, но у врача ничего не было. Он предложил найти где-нибудь книгу про этот диагноз. Это был конец их беседы об аутизме.

Позднее по указанию этого врача Брайан был осмотрен в школе и получил направление в специнтернат.

В 1970-х годах диагноз «аутизм» должен был быть доказан в соответствии с четкими диагностическими критериями. Он был впервые описан всего за 28 лет до рождения Брайана детским психиатром Лео Каннером. Дети с аутизмом должны были соответствовать критериям Каннера (в ряде случаев искаженным). Чаще всего ребёнок получал диагноз умственной отсталости и «аутистических особенностей». Однако основной диагноз был «умственная отсталость», несмотря на встречающиеся у людей с РАС высокие когнитивные способности.

С глаз долой: аспекты образовательного процесса за перегородкой

Через некоторое время после первого «знакомства» с понятием аутизма миссис Кокс пережила тот самый вызов в школу и узнала о требовании к помещению ребёнка в спецучреждение. В целом США начали десятилетний процесс деинституционализации людей с ограниченными возможностями в 1970-х годах. Но во многих регионах, включая Миссури, детей все еще отправляли в закрытые учреждения. Миссис Кокс отвергла это предложение и настаивала на том, чтобы ее сын получил образование в местной школе. Но его «особое» образование по современным стандартам было чем угодно, кроме реабилитации. Брайан не получал никакой профессиональной помощи, стимуляции социальных навыков и поведенческой терапии. Не было никаких графиков активности или социальных историй, чтобы уменьшить беспокойство от неожиданных событий или предотвратить кризис в стрессовых ситуациях.

Несмотря на когнитивные способности и значительную мотивацию, у мальчика были проблемы с соблюдением правил в классе: было непросто спокойно просидеть за партой весь урок. Решение проблемы школьной администрацией заключалось в том, чтобы держать его во время уроков в углу, за перегородкой, буквально убрать с глаз долой.  

Тем не менее миссис Кокс настаивала на том, чтобы было составлено хотя бы подобие специального плана образования. Брайан был переведен в класс к «инвалидам с ограниченными возможностями», как их называли, где взрослые относились к детям более доброжелательно. К тому времени, когда он учился в старшей школе, с миссис Кокс связался врач, который слышал о Брайане, и рассказал ей о психологе в Иллинойсе. С этого времени она с сыном посещали психолога два или три раза в неделю, проводя в дороге больше двух часов.

Официальная диагностика

Психолог отправил Брайана в Фонд Меннингера, практику психиатрии в Топике, штат Канзас. Там Брайану наконец был официально поставлен диагноз «аутизм». Ему было 16 лет.

К этому времени, в 1980-х годах, определение аутизма стало менее ограниченным, чем раньше. Но считалось, что аутизм затрагивает только 1 из 10 000 человек, и большинство американцев никогда не слышали о нем. В год диагноза Брайана американские психиатры обновили диагностические критерии, включив в общий диагноз «атипичный аутизм» или расстройство развития, не соответствующее иным диагнозам, для тех пациентов, которые не вполне подходили под строгие критерии аутизма.

Семье Кокс диагноз дал наконец-то довольно много информации о том, что происходит с ребёнком. Однако в целом это ничего не изменило. Это не помогло Брайану получить среднее образование, более подходящее для его потребностей, даже после случаев, когда его психолог посещал школьные собрания и убеждал администрацию и других родителей. Брайан и его семья по-прежнему испытывали социальную изоляцию на школьных мероприятиях и в церкви, где поведение Брайана было не соответствующим требованиям. Некоторое время Брайану даже было запрещено ездить на школьном автобусе.  

За день до окончания средней школы в 1989 году Мэрилин получила еще один звонок из школы, и он также, как и 10 лет назад, был шокирующим. Хотя Брайан получил диплом, приготовил мантию и четырехугольную шапку выпускника, школа не хотела, чтобы он присутствовал на сцене на церемонии окончания. Миссис Кокс настояла на своем также твердо, как и в тот день, когда врачи велели отправить сына в специнтернат. И Брайан получил диплом на сцене, как и все другие ученики.

История Джеймса: наручники в больницах и борьба с мифами

Джеймс СвитниДжеймс Свитни родился в 1980 году. Его старший брат умер от синдрома внезапной детской смерти, и родители внимательно наблюдали за Джеймсом. Он говорил фразами, такими, как «Джимми кушать!», но через 18 месяцев у него началась высокая температура на фоне респираторной инфекции.

«Когда лихорадка кончилась, я подумала, что он оглох, потому что он прекратил говорить», — вспоминает его мать Жаклин Свитни из Мэриленда. Она наблюдала, как ее сын терял зрительный контакт и глубоко погружался в себя. Вместо того, чтобы исследовать окружающий мир, он редко двигался. Сначала доктор Джеймса сказал ей не беспокоиться, обещая, что Джеймс снова заговорит. Но ребёнок так никогда больше и не начал разговаривать, а проблемы его семьи умножались.

Когда ему было три года, миссис Свитни отвела его в детскую больницу, где ему был поставлен диагноз «аутизм и умственная отсталость». «Врачи решили, что ему нужны лекарства, чтобы помочь ему начать взаимодействовать с окружающими. Джеймс перешел от стадии зомби к гиперактивности. Аутизм считался психическим заболеванием, и они назначали ему психотропные препараты. И это было плохо».

В то время многие медики не рассматривали аутизм как неврологическое расстройство. В статье, опубликованной в 1984 году, два педиатра из Института Кеннеди Кригера попытались разоблачить некоторые мифы об аутизме, в том числе «Миф №1: аутизм — это расстройство эмоций» и «Миф № 2: дети-аутисты становятся шизофреничными взрослыми».

«Мы не хотим, чтобы он размножался»

Тем не менее эти мифы сохранялись. Для семьи Свитни страх людей перед аутичным поведением и путаница в психиатрических заболеваниях привели к травматичным моментам в кабинетах врачей и больницах. «Тогда аутизм был настолько редок, что в каждом месте, куда я приводила сына, никогда о нем не слышали до нас», — вспоминает миссис Свитни.

Личный опыт
Жаклин Свитни, мама Джеймса

Когда он еще ребёнком был в больнице, они приковывали его наручниками к кровати, хотя он весил 21 килограмм. Они поставили охранника рядом с кроватью, потому что боялись его.

Один врач посоветовал мне подумать о вазектомии для Джеймса, ему тогда было 7 лет. Он сказал мне: «Он инвалид, и мы не хотим, чтобы он размножался». Тогда я сказала доктору: «Вы женаты? Потому что я тоже не хочу, чтобы вы размножались».

Джеймс приобрел необычные привычки в еде, редко спал и был склонен к сильным истерикам. После того, как его психиатр стал свидетелем такой истерики, его обследовали в больнице. Там врачи обнаружили медицинскую проблему, влияющую на поведение Джеймса: у него были эпилептические судороги.

Позже, в подростковом возрасте, Джеймс стал склонен к жестокости. Его психиатр и лечащий врач сказали Жаклин, что это всего лишь аутизм, и его нужно сдать в интернат. Миссис Свитни резко возразила, что аутизм у ребёнка давно, а поведение изменилось только сейчас, и добилась обследования в другой клинике. В итоге врачи обнаружили, что у мальчика была болезнь Крона, хроническое воспаление желудочно-кишечного тракта. Боль может провоцировать резкие эмоциональные и поведенческие реакции, особенно у людей, которые иначе не могут сообщить о своей проблеме.

В 2014 году врачам, ведущим пациентов с РАС, начали настойчиво рекомендовать относиться к серьезным изменениям поведения как к сигналам о вероятном физическом неблагополучии. Изменения в поведении часто играют роль «канарейки в угольной шахте», предупреждая о возможной медицинской проблеме у пациентов с аутизмом.

Взрослые дети с аутизмом

Взрослые дети с аутизмом

Мэрилин Кокс сегодня 70 лет, и она работает в качестве члена Консультативного комитета по аутизму в Миссури. Ее самая большая мечта — выиграть в лотерею достаточно денег, чтобы построить общину с поддержкой для таких, как Брайан, где у них были бы общие квартиры.

После выпуска из школы Брайан Кокс посещал университет в течение одного семестра. Он переехал в Пенсильванию по программе специального жилья для людей с особыми потребностями, поскольку ничего подобного не было в его родном штате. Позднее он вернулся на юго-восток Миссури, где службы аутизма стали более доступны с 1990-х годов. Будучи взрослым, мистер Кокс прошел через музыкальную терапию и тренинг социальных навыков. Его мать сожалеет, что они не были доступны в детстве. Сейчас Брайану 46 лет, он работает в ресторане быстрого питания и играет в классическом стиле на фортепиано в свободное время.  

Как и мистер Кокс, Джеймс Свитни, которому сейчас 37 лет, все еще живет дома. В его случае родственники вынуждены внимательно следить за заболеваниями, включая эпилепсию, болезнь Крона, гипертонию, диабет и астму. Его мать написала книгу о ее опыте воспитания «Печаль, смех и надежда: аутизм глазами матери».

Сегодня дети, родившиеся с расстройством аутического спектра, сталкиваются с совершенно другим миром, чем три-четыре десятилетия назад. По крайней мере, школы, медицинские учреждения, политики, знаменитости и обычные люди как минимум знают об аутизме, который диагностируется в США у 1 из 68 детей. Однако по-прежнему основная задача по воспитанию и борьбе за права детей с РАС лежит на плечах родителей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 01.04.2018 13:27, обновлено 07.07.2022 01:21
Рейтинг статьи:
4,9

Читайте также

Развитие ребенка: аутизм не приговор
Для аутистов разработаны коррекционные программы, они помогают внести в развитие ребенка необходимые для его «исправления» компоненты.
Опыт реабилитации ребенка-аутиста в Канаде
Опыт диагностики, реабилитации, школьного обучения и просто жизни ребенка с аутизмом в Канаде – интервью отца мальчика-аутиста для MedAboutMe.
Развитие ребенка: проявление аутизма
Детский аутизм – явление мало изученное. Кто такие аутисты, чем вызвано заболевание, как его распознать – однозначных ответов на это нет.
Аутизм: время надежды
Сегодня День распространения информации об аутизме. Что нового говорит наука о людях с расстройствами аутистического спектра? И как меняется отношение общества к ним?
Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях
Аутизм для детей и родителей в лицах: зачем в заграничных шоу появляются новые герои? Откровенные истории родителей со всего света.
Половое воспитание подростков с аутизмом: когда, как, о чем?
Половое воспитание – это не только разговоры «про это». А если у ребенка есть диагноз РАС, то тем для обучения с возрастом становится намного больше.