Половое воспитание подростков с аутизмом: когда, как, о чем?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Подростковый возраст у любого ребёнка вызывает в родителях множество волнений, вопросов и тревог. А если у сына или дочери диагностирован аутизм, то чего ожидать в процессе взросления? На MedAboutMe — вопросы и истории родителей детей с аутизмом, ответы специалистов и мировой опыт воспитания тинейджеров с расстройством аутичного спектра.

Как бороться с изжогой при беременности: соблюдаем питьевой режим

Что пить, как пить и когда пить: советы, как справиться с изжогой беременных.

Когда начинаются изменения?

Когда начинаются изменения?

Медицинская статистика утверждает, что в среднем возрастной период пубертата начинается в 11-13 лет. Изменяется гормональный фон, появляются вторичные половые признаки, возникают новые физиологические явления и сочетаются с эмоциональными. Но средний подростковый возраст — он и есть средний, не так уж редко изменения телесные могут начать проявляться и в 9-10 лет, и запаздывать до 14.

Объяснять, что происходит с телом и эмоциями, надо любому ребёнку. Для детей с расстройством аутичного спектра такую информацию стоит начинать рассказывать (или показывать) заранее, не дожидаясь, пока ребёнок услышит что-то, что его испугает или исказит привычные знания о себе и окружающих. Специалисты TEACCH советуют начинать половое образование детей с РАС в возрасте 10 лет, примерно за 2 года до начала физиологических изменений.

Личный опыт
Милена, мама ребёнка 11 лет с аутизмом

Прошлым летом на даче сын что-то эдакое услышал про девчонок и отношения, и после этого стал избегать девочек. Убегает от них, на уроках терпит присутствие, и только. Вот за учебный год в новом классе он знает по именам лишь девчонок, которые ведут себя, как мальчики, активных, хулиганистых. Остальных по именам не знает и узнавать не собирается. С соседкой по парте совсем не общается. В прошлом году даже садился на стул между партами, лишь бы не приближаться. Пришлось просить пересадить к мальчику.

Почему такое поведение, что он там услышал и надумал — не понять. Даже случайно прикоснуться к девочке — кошмар и ужас. Наверное, уже началось.

Половое образование — что это?

Половое образование — что это?

Не стоит подразумевать под половым воспитанием только рассказы «про это». В случае детей с аутизмом финальная часть, рассказы про физическую близость, обычно так смущающие родителей, составляют лишь малую часть всего процесса.

Многие родители также считают, что вопросы полового воспитания для подростков с расстройством аутичного спектра не особенно и важны, так как мотивация для тесного общения с другим человеком обычно не ярко выражена.

Однако ценность информации и формирования навыков для детей с аутизмом намного выше: они не черпают знания от сверстников, из фильмов, книг, не понимают, что означает то или иное поведение. Помимо этого для таких детей крайне важно знать, какое поведение допустимо, а какое нет, и с их стороны, и по отношению к ним самим.

Комментарий эксперта
Татьяна Морозова, клинический психолог

Половое воспитание — это забота о теле и его функциях. Подростку с аутизмом важно помочь понять, что тело меняется, что социальная роль меняется, что он больше не маленький ребёнок, который может подойти и сесть на колени.

В контексте полового воспитания дети должны освоить три блока знаний и навыков:

  • базовые данные о названиях частей тела, различиях у мужчин и женщин, основы репродуктивного процесса, важность гигиены;
  • приемлемое и неприемлемое поведение как базис личной безопасности;
  • социальные умения и информированность о принятом в обществе поведении.

Хотя блоки кажутся обособленными, они логично взаимодействуют: например, согласно исследованиям, неухоженные подростки, в грязной одежде, с телесными запахами значительно чаще становятся жертвами насилия, физического и психического (издевательств, насмешек и т. д.).

Комментарий эксперта
Доктор Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt), Организация по исследованию аутизма

Главная задача — предупреждение не беременности, а эпизодов насилия. Поэтому необходимо снова и снова возвращаться к формированию навыков личной и половой безопасности, начиная с умения закрывать двери в туалет, знания, к кому можно обращаться с вопросом о менструациях, и умения отличать приемлемое прикосновение от неприемлемого.

У подростков с аутизмом необходимо добиваться не только закрепления навыков, но и понимания, что вот эта информация — она не про каких-то людей в целом, но и конкретно про этого ребёнка. Юноши и девушки с РАС могут, к примеру, подробно и научно описать весь репродуктивный процесс, от полового акта до рождения младенца, но не осознавать, как это относится к ним самим. Научные знания и практика без дополнительных объяснений не пересекаются.

Личный опыт
Инна, Калифорния, мама подростка с РАС

Подходит ко мне дочь и сообщает: «Тебе завтра будет звонить мой учитель». Ну, думаю, натворила что-то. Спрашиваю, что произошло-то.

Ничего, оказывается, не произошло, моя деточка хочет записаться в клуб студентов с нетрадиционной ориентацией, и на это нужно разрешение родителей.

Я несколько оторопела. А что, спрашиваю осторожненько, ты такая же, как они?

Та задумывается и выдает: «Вообще-то я медлительная, а они такие, активные. Но они крутые, я хочу с ними дружить».

Вот так.

О чем и когда надо говорить, если у подростка аутизм?

О чем и когда надо говорить, если у подростка аутизм?

Основные вопросы, которые надо объяснять, показывать на картинках, создавать социальные истории в комиксах, моделировать ситуации (в зависимости от того, какой тип восприятия наиболее подходит конкретному ребёнку):

  • название частей тела, их функции, как в медицинском варианте, так и, возможно, сленг и даже ругательные слова, которые ребёнок может услышать. Важно, чтобы дети имели возможность рассказать или показать, что произошло или что изменяется, что волнует, и при этом использовать социально приемлемые термины. Необходимо также разъяснять, какие части считаются интимными, что не стоит обнажать, трогать вне специальных мест, к чему не должны прикасаться другие люди;
  • понятие публичного и интимного пространства: где могут видеть другие люди в противовес ванной, туалету, своей комнате, связанные с этой локализацией типы поведения, интимные и публичные части тела;
  • гигиена: изменения тела и связанные с этим правила ухода за собой, необходимость принимать душ, менять белье, носки чаще, чем раньше, мыть лицо и волосы, использовать дезодорант, мальчикам учиться использовать бритву (лучше электрическую). Девочкам надо объяснить, что такое менструация, как пользоваться прокладкой (тампоны детям с РАС применять не рекомендуют из-за сложности введения и вероятности забыть их внутри тела), как часто, где и с кем можно разговаривать на эту тему, куда, как выбрасывать прокладку — полностью весь процесс, пошагово, возможно — с визуализацией отдельных этапов, подсказками в картинках. Оптимально вести календарь, напоминать о датах начала менструации. Мальчики должны знать об эрекции, поллюциях, что это такое и как реагировать на подобные явления;
  • базовая концепция «откуда берутся дети»: о встрече яйцеклетки и сперматозоида, развитии эмбриона, появлении ребёнка на свет. Стоит использовать общие медицинские термины, привлекать иллюстрированные книги, диаграммы, другие источники. Высокофункциональные дети с РАС нередко находят тему строения тела, физиологических процессов интересной и задают сложные вопросы, на которые надо отвечать честно, не искажая факты. Стоит также упомянуть, с кем и когда можно обсуждать эту тему;
  • умение сказать «нет», концепция «мое тело — мое дело» очень важна для детей с аутизмом в любом возрасте. При разъяснении темы интимных частей тела, прикосновений необходимо также рассказать, нарисовать для ребёнка схему действий при чьем-то неприемлемом поведении, обязательно закрепить пошаговый навык реагирования в странных ситуациях;
  1. Скажи «нет!»
  2. Отодвинься, отойди в сторону, выйди из помещения
  3. Сразу расскажи кому-то, что произошло
  • как адекватно выражать свои чувства, что делать, если нравится какой-то человек. У подростков с аутизмом также возникают как симпатии, так и антипатии. Если в случае с антипатией дети с РАС избегают контакта, то проявлять симпатию социально приемлемым образом необходимо начинать учить как можно раньше, чтобы предотвратить возможные проблемы: неприличные прикосновения, попытки преследовать понравившийся объект, мастурбацию при возникновении полового влечения и т. п.
Личный опыт
Мама подростка с аутизмом

У нас в этом плане были два этапа в разном возрасте:

  • лет в 8 пошли вопросы «откуда берутся дети?», «что есть у мужчин, а что у женщин». Мы взяли детскую книжку «про это» для младшего (на 5-6 лет) возраста для иллюстрации, так объясняли;
  • лет в 12, на фоне гормональных изменений начался онанизм, но, как я поняла, не для получения удовольствия, а для снятия напряжения. Ну объяснили, где этим можно заниматься (в своей комнате, в ванной, за закрытой дверью и в одиночестве), где нельзя.

До вопросов про любовь, поцелуи, интимные отношения пока, видимо, не дорос.

Отдельный вопрос, который часто волнует родителей детей с аутизмом, особенно мальчиков — подростковая мастурбация. Считается, что подросток с аутизмом «замыкает» половое влечение на себя и занимается разрядкой слишком часто. Это не соответствует научным данным.

Вопрос:

Сын постоянно пытается трогать других людей и трогает себя за интимные места. Что делать, как его успокоить?

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог:

Необходимо понять, что это, почему это происходит, и выделить правила: кого, где, когда и как можно трогать. То есть не «успокоить», а научить социально приемлемому поведению. Это действительно надо делать, не стоит рассчитывать, что подросток перерастет этот период, или ходить к специалистам, чтобы ему «дали таблеток от этого», ждать, когда само пройдет.

Надо помогать выстраивать границы в поведении, следовать нормам. Можно рассказывать или показывать на картинках социальные истории, например: «Иногда мне хочется побыть одному и потрогать себя. Это не делают в школе, в автобусе, на улице. Это можно делать дома в ванной за закрытой дверью. После я мою руки.»

Как правило, мастурбация у детей с аутизмом связана именно с эмоциональной и физической разрядкой напряжения, тревожных ощущений. Да, бывают случаи, когда частота манипуляций значительно выше среднего для нормотипичных подростков, это часто связано как с ростом тревоги в период пубертата: меняется тело, изменяются эмоциональные взаимоотношения со стороны сверстников, ожидания окружающих, так и с правилами внутри дома. Чем больше наказаний и попыток контроля — тем выше частота эпизодов онанизма, об этом тоже надо помнить.

С нарастанием тревожности (а у детей с РАС в период пубертата могут начинаться тревожные расстройства) работают комплексно: общие принципы полового воспитания дают подростку возможность вести себя, выглядеть в обществе в пределах нормы или, по крайней мере, не выделяться сильнее, чем раньше, а работа с самооценкой, формирование позитивного представления о себе, навыков саморегуляции снижают вероятность изоляции человека, развития депрессий на этой почве.

Считается, что человек с аутизмом совершенно не нуждается в обществе других людей, однако исследования показывают, что подростки с РАС подвержены риску депрессивных расстройств из-за чувства одиночества, социальной изоляции, низкой самооценки. При отсутствии помощи подростку со стороны родителей, специалистов (например, в группах когнитивно-поведенческой терапии), попытках только «успокоить» вырастают взрослые, которые из-за боязни замыкаются после школы в домашних стенах. Половое образование, воспитание — база для социализации детей с РАС, такая же важная, как навыки самообслуживания.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

10 антивозрастных приёмов, которыми пользуются косметологи

Хотите знать, какими антивозрастными приёмами пользуются косметологи? Это поможет вам продлить молодость.

Как похудеть в лице? Упражнения, фитнес, процедуры

В локальном уменьшении веса нет ничего невозможного! Грамотно составленный рацион и специальные упражнения с массажем помогут похудеть в лице и преобразить внешность.

Причины, признаки и лечение опрелостей у детей

Что делать, если у малыша появились опрелости?

Сама себе косметолог: как обеспечить коже профессиональный уход дома?

Хотите профессионально ухаживать за кожей дома? В этом вам поможет омолаживающий электронный девайс.

5 популярных девайсов для лица: нужны ли они с точки зрения науки?

Читаем и экономим: какие бьюти-девайсы не делают то, что обещают.

Почему нет эффекта: 6 ошибок при использовании лифтинг-сывороток

Лифтинг-сыворотка ни даёт никакого эффекта? Возможно, вы неправильно её используете. 6 частых ошибок при использовании сывороток.

Чистка лица: плюсы и минусы

Красота - это не только хорошая наследственность, но и правильный уход. Чистка лица, как один из рецептов красоты - виды, их преимущество и недостатки плюс ожидаемый результат.

Как бороться с изжогой при беременности: соблюдаем питьевой режим

Что пить, как пить и когда пить: советы, как справиться с изжогой беременных.

Бьюти-гаджеты, которые можно использовать практически ежедневно

Как сделать свою домашнюю рутину более эффективной? Бьюти-гаджеты, которые можно использовать в уходе практически ежедневно.

Как выбрать чайник, чтобы сохранить здоровье и не обжечься

В этом материале мы расскажем о плюсах и минусах разных конструкций, полезности дополнительных функций. А главное – как не купить опасный для здоровья чайник.

Как в домашних условиях укрепить здоровье волос: обзор эффективных средств

Какие бьюти-средства помогут укрепить ваши волосы: обзор эффективных продуктов для домашних процедур.

7 ошибок, которые вы совершаете во время массажа лица

Когда массаж старит лицо, а не омолаживает кожу: 7 типичных ситуаций.

Как управлять своим здоровьем: лайфхак для тех, кто хочет жить долго и счастливо

Научный подход в антистресс-пространстве: новые возможности в менеджменте здоровья.

Желчегонные препараты и желчь: как улучшить отхождение желчи?

Застой желчи встречается при многих патологиях желчевыделительной системы. Как с ним справиться?

Лучшие микротоковые массажеры для лица 2024 года

Как правильно выбирать микротоковый массажер для лица на что обратить внимание при выборе: советы, рекомендации и лайфхаки от экспертов

Капризы и истерика у детей: есть ли разница?

Обычный каприз или истерика: как отличить? Что сделать, чтобы успокоить ребенка и когда нужна запись к врачу?

Проблема бессонницы у детей: причины и методы лечения

У вашего ребенка бессонница? Разберемся, какие факторы вызывают такое состояние у детей, к чему оно может привести и как наладить детский сон.

Кризис 3 лет у детей – что делать родителям?

Особенности развития и поведения детей в 3 года.

Какие витамины нужны женщинам

Какие витамины нужны для женского здоровья и как их получить с едой?

8 эффективных советов, как больше не терять волосы

Теряете волосы? Это может произойти по разным причинам, но есть способы улучшить их здоровье и красоту.

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 24.05.2017 09:32, обновлено 17.04.2020 18:51
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Читайте также

Половое воспитание: как рассказать ребенку про «это»?
Эти чрезмерно любознательные и слишком любопытные малыши наизнанку иногда могут вывернуть родителей своими вопросами. Детское открытое сознание готово поглощать любую информацию огромными порциями. Задача взрослых - положить туда информацию правильную и соответствующую возрасту ребенка.
Половое развитие девочки: роль матери и отца
Правильное половое развитие – это основа здоровья девочки в будущем, ее способность в дальнейшем иметь детей.
Раннее половое созревание: проблемы взросления
В норме половое созревание должно начинаться у девочек лет в 9-10, у мальчиков — немного позже. При нормальном развитии признаки начавшегося взросления становятся заметными не сразу: у девочек сначала начинает набухать грудь, затем появляются первые волоски в подмышечных впадинах и на лобке, и только через 2-3 года, в 12-13 лет, приходят первые месячные.
Физическое и половое развитие подростка
Период полового созревания или пубертатный период – важный период в жизни подростка. Что требует большего внимания со стороны родителей.