Половое воспитание подростков с аутизмом: когда, как, о чем?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Подростковый возраст у любого ребёнка вызывает в родителях множество волнений, вопросов и тревог. А если у сына или дочери диагностирован аутизм, то чего ожидать в процессе взросления? На MedAboutMe — вопросы и истории родителей детей с аутизмом, ответы специалистов и мировой опыт воспитания тинейджеров с расстройством аутичного спектра.

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология

Когда начинаются изменения?

Когда начинаются изменения?

Медицинская статистика утверждает, что в среднем возрастной период пубертата начинается в 11-13 лет. Изменяется гормональный фон, появляются вторичные половые признаки, возникают новые физиологические явления и сочетаются с эмоциональными. Но средний подростковый возраст — он и есть средний, не так уж редко изменения телесные могут начать проявляться и в 9-10 лет, и запаздывать до 14.

Объяснять, что происходит с телом и эмоциями, надо любому ребёнку. Для детей с расстройством аутичного спектра такую информацию стоит начинать рассказывать (или показывать) заранее, не дожидаясь, пока ребёнок услышит что-то, что его испугает или исказит привычные знания о себе и окружающих. Специалисты TEACCH советуют начинать половое образование детей с РАС в возрасте 10 лет, примерно за 2 года до начала физиологических изменений.

Личный опыт
Милена, мама ребёнка 11 лет с аутизмом

Прошлым летом на даче сын что-то эдакое услышал про девчонок и отношения, и после этого стал избегать девочек. Убегает от них, на уроках терпит присутствие, и только. Вот за учебный год в новом классе он знает по именам лишь девчонок, которые ведут себя, как мальчики, активных, хулиганистых. Остальных по именам не знает и узнавать не собирается. С соседкой по парте совсем не общается. В прошлом году даже садился на стул между партами, лишь бы не приближаться. Пришлось просить пересадить к мальчику.

Почему такое поведение, что он там услышал и надумал — не понять. Даже случайно прикоснуться к девочке — кошмар и ужас. Наверное, уже началось.

Половое образование — что это?

Половое образование — что это?

Не стоит подразумевать под половым воспитанием только рассказы «про это». В случае детей с аутизмом финальная часть, рассказы про физическую близость, обычно так смущающие родителей, составляют лишь малую часть всего процесса.

Многие родители также считают, что вопросы полового воспитания для подростков с расстройством аутичного спектра не особенно и важны, так как мотивация для тесного общения с другим человеком обычно не ярко выражена.

Однако ценность информации и формирования навыков для детей с аутизмом намного выше: они не черпают знания от сверстников, из фильмов, книг, не понимают, что означает то или иное поведение. Помимо этого для таких детей крайне важно знать, какое поведение допустимо, а какое нет, и с их стороны, и по отношению к ним самим.

Комментарий эксперта
Татьяна Морозова, клинический психолог

Половое воспитание — это забота о теле и его функциях. Подростку с аутизмом важно помочь понять, что тело меняется, что социальная роль меняется, что он больше не маленький ребёнок, который может подойти и сесть на колени.

В контексте полового воспитания дети должны освоить три блока знаний и навыков:

  • базовые данные о названиях частей тела, различиях у мужчин и женщин, основы репродуктивного процесса, важность гигиены;
  • приемлемое и неприемлемое поведение как базис личной безопасности;
  • социальные умения и информированность о принятом в обществе поведении.

Хотя блоки кажутся обособленными, они логично взаимодействуют: например, согласно исследованиям, неухоженные подростки, в грязной одежде, с телесными запахами значительно чаще становятся жертвами насилия, физического и психического (издевательств, насмешек и т. д.).

Комментарий эксперта
Доктор Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt), Организация по исследованию аутизма

Главная задача — предупреждение не беременности, а эпизодов насилия. Поэтому необходимо снова и снова возвращаться к формированию навыков личной и половой безопасности, начиная с умения закрывать двери в туалет, знания, к кому можно обращаться с вопросом о менструациях, и умения отличать приемлемое прикосновение от неприемлемого.

У подростков с аутизмом необходимо добиваться не только закрепления навыков, но и понимания, что вот эта информация — она не про каких-то людей в целом, но и конкретно про этого ребёнка. Юноши и девушки с РАС могут, к примеру, подробно и научно описать весь репродуктивный процесс, от полового акта до рождения младенца, но не осознавать, как это относится к ним самим. Научные знания и практика без дополнительных объяснений не пересекаются.

Личный опыт
Инна, Калифорния, мама подростка с РАС

Подходит ко мне дочь и сообщает: «Тебе завтра будет звонить мой учитель». Ну, думаю, натворила что-то. Спрашиваю, что произошло-то.

Ничего, оказывается, не произошло, моя деточка хочет записаться в клуб студентов с нетрадиционной ориентацией, и на это нужно разрешение родителей.

Я несколько оторопела. А что, спрашиваю осторожненько, ты такая же, как они?

Та задумывается и выдает: «Вообще-то я медлительная, а они такие, активные. Но они крутые, я хочу с ними дружить».

Вот так.

О чем и когда надо говорить, если у подростка аутизм?

О чем и когда надо говорить, если у подростка аутизм?

Основные вопросы, которые надо объяснять, показывать на картинках, создавать социальные истории в комиксах, моделировать ситуации (в зависимости от того, какой тип восприятия наиболее подходит конкретному ребёнку):

  • название частей тела, их функции, как в медицинском варианте, так и, возможно, сленг и даже ругательные слова, которые ребёнок может услышать. Важно, чтобы дети имели возможность рассказать или показать, что произошло или что изменяется, что волнует, и при этом использовать социально приемлемые термины. Необходимо также разъяснять, какие части считаются интимными, что не стоит обнажать, трогать вне специальных мест, к чему не должны прикасаться другие люди;
  • понятие публичного и интимного пространства: где могут видеть другие люди в противовес ванной, туалету, своей комнате, связанные с этой локализацией типы поведения, интимные и публичные части тела;
  • гигиена: изменения тела и связанные с этим правила ухода за собой, необходимость принимать душ, менять белье, носки чаще, чем раньше, мыть лицо и волосы, использовать дезодорант, мальчикам учиться использовать бритву (лучше электрическую). Девочкам надо объяснить, что такое менструация, как пользоваться прокладкой (тампоны детям с РАС применять не рекомендуют из-за сложности введения и вероятности забыть их внутри тела), как часто, где и с кем можно разговаривать на эту тему, куда, как выбрасывать прокладку — полностью весь процесс, пошагово, возможно — с визуализацией отдельных этапов, подсказками в картинках. Оптимально вести календарь, напоминать о датах начала менструации. Мальчики должны знать об эрекции, поллюциях, что это такое и как реагировать на подобные явления;
  • базовая концепция «откуда берутся дети»: о встрече яйцеклетки и сперматозоида, развитии эмбриона, появлении ребёнка на свет. Стоит использовать общие медицинские термины, привлекать иллюстрированные книги, диаграммы, другие источники. Высокофункциональные дети с РАС нередко находят тему строения тела, физиологических процессов интересной и задают сложные вопросы, на которые надо отвечать честно, не искажая факты. Стоит также упомянуть, с кем и когда можно обсуждать эту тему;
  • умение сказать «нет», концепция «мое тело — мое дело» очень важна для детей с аутизмом в любом возрасте. При разъяснении темы интимных частей тела, прикосновений необходимо также рассказать, нарисовать для ребёнка схему действий при чьем-то неприемлемом поведении, обязательно закрепить пошаговый навык реагирования в странных ситуациях;
  1. Скажи «нет!»
  2. Отодвинься, отойди в сторону, выйди из помещения
  3. Сразу расскажи кому-то, что произошло
  • как адекватно выражать свои чувства, что делать, если нравится какой-то человек. У подростков с аутизмом также возникают как симпатии, так и антипатии. Если в случае с антипатией дети с РАС избегают контакта, то проявлять симпатию социально приемлемым образом необходимо начинать учить как можно раньше, чтобы предотвратить возможные проблемы: неприличные прикосновения, попытки преследовать понравившийся объект, мастурбацию при возникновении полового влечения и т. п.
Личный опыт
Мама подростка с аутизмом

У нас в этом плане были два этапа в разном возрасте:

  • лет в 8 пошли вопросы «откуда берутся дети?», «что есть у мужчин, а что у женщин». Мы взяли детскую книжку «про это» для младшего (на 5-6 лет) возраста для иллюстрации, так объясняли;
  • лет в 12, на фоне гормональных изменений начался онанизм, но, как я поняла, не для получения удовольствия, а для снятия напряжения. Ну объяснили, где этим можно заниматься (в своей комнате, в ванной, за закрытой дверью и в одиночестве), где нельзя.

До вопросов про любовь, поцелуи, интимные отношения пока, видимо, не дорос.

Отдельный вопрос, который часто волнует родителей детей с аутизмом, особенно мальчиков — подростковая мастурбация. Считается, что подросток с аутизмом «замыкает» половое влечение на себя и занимается разрядкой слишком часто. Это не соответствует научным данным.

Вопрос:

Сын постоянно пытается трогать других людей и трогает себя за интимные места. Что делать, как его успокоить?

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог:

Необходимо понять, что это, почему это происходит, и выделить правила: кого, где, когда и как можно трогать. То есть не «успокоить», а научить социально приемлемому поведению. Это действительно надо делать, не стоит рассчитывать, что подросток перерастет этот период, или ходить к специалистам, чтобы ему «дали таблеток от этого», ждать, когда само пройдет.

Надо помогать выстраивать границы в поведении, следовать нормам. Можно рассказывать или показывать на картинках социальные истории, например: «Иногда мне хочется побыть одному и потрогать себя. Это не делают в школе, в автобусе, на улице. Это можно делать дома в ванной за закрытой дверью. После я мою руки.»

Как правило, мастурбация у детей с аутизмом связана именно с эмоциональной и физической разрядкой напряжения, тревожных ощущений. Да, бывают случаи, когда частота манипуляций значительно выше среднего для нормотипичных подростков, это часто связано как с ростом тревоги в период пубертата: меняется тело, изменяются эмоциональные взаимоотношения со стороны сверстников, ожидания окружающих, так и с правилами внутри дома. Чем больше наказаний и попыток контроля — тем выше частота эпизодов онанизма, об этом тоже надо помнить.

С нарастанием тревожности (а у детей с РАС в период пубертата могут начинаться тревожные расстройства) работают комплексно: общие принципы полового воспитания дают подростку возможность вести себя, выглядеть в обществе в пределах нормы или, по крайней мере, не выделяться сильнее, чем раньше, а работа с самооценкой, формирование позитивного представления о себе, навыков саморегуляции снижают вероятность изоляции человека, развития депрессий на этой почве.

Считается, что человек с аутизмом совершенно не нуждается в обществе других людей, однако исследования показывают, что подростки с РАС подвержены риску депрессивных расстройств из-за чувства одиночества, социальной изоляции, низкой самооценки. При отсутствии помощи подростку со стороны родителей, специалистов (например, в группах когнитивно-поведенческой терапии), попытках только «успокоить» вырастают взрослые, которые из-за боязни замыкаются после школы в домашних стенах. Половое образование, воспитание — база для социализации детей с РАС, такая же важная, как навыки самообслуживания.

Читайте далее

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология
Опубликовано 24.05.2017 09:32, обновлено 17.04.2020 18:51
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Читайте также

Половое воспитание: как рассказать ребенку про «это»?
Эти чрезмерно любознательные и слишком любопытные малыши наизнанку иногда могут вывернуть родителей своими вопросами. Детское открытое сознание готово поглощать любую информацию огромными порциями. Задача взрослых - положить туда информацию правильную и соответствующую возрасту ребенка.
Половое развитие девочки: роль матери и отца
Правильное половое развитие – это основа здоровья девочки в будущем, ее способность в дальнейшем иметь детей.
Раннее половое созревание: проблемы взросления
В норме половое созревание должно начинаться у девочек лет в 9-10, у мальчиков — немного позже. При нормальном развитии признаки начавшегося взросления становятся заметными не сразу: у девочек сначала начинает набухать грудь, затем появляются первые волоски в подмышечных впадинах и на лобке, и только через 2-3 года, в 12-13 лет, приходят первые месячные.
Физическое и половое развитие подростка
Период полового созревания или пубертатный период – важный период в жизни подростка. Что требует большего внимания со стороны родителей.