24.05.2017 3948

Половое воспитание подростков с аутизмом: когда, как, о чем?

Подростковый возраст у любого ребенка вызывает в родителях множество волнений, вопросов и тревог. А если у сына или дочери диагностирован аутизм, то чего ожидать в процессе взросления? На MedAboutMe — вопросы и истории родителей детей с аутизмом, ответы специалистов и мировой опыт воспитания тинейджеров с расстройством аутичного спектра.

Когда начинаются изменения?

Когда начинаются изменения?

Медицинская статистика утверждает, что в среднем возрастной период пубертата начинается в 11-13 лет. Изменяется гормональный фон, появляются вторичные половые признаки, возникают новые физиологические явления и сочетаются с эмоциональными. Но средний подростковый возраст — он и есть средний, не так уж редко изменения телесные могут начать проявляться и в 9-10 лет, и запаздывать до 14.

Объяснять, что происходит с телом и эмоциями, надо любому ребенку. Для детей с расстройством аутичного спектра такую информацию стоит начинать рассказывать (или показывать) заранее, не дожидаясь, пока ребенок услышит что-то, что его испугает или исказит привычные знания о себе и окружающих. Специалисты TEACCH советуют начинать половое образование детей с РАС в возрасте 10 лет, примерно за 2 года до начала физиологических изменений.

Личный опыт
Милена, мама ребенка 11 лет с аутизмом
Милена, мама ребенка 11 лет с аутизмом

Прошлым летом на даче сын что-то эдакое услышал про девчонок и отношения, и после этого стал избегать девочек. Убегает от них, на уроках терпит присутствие, и только. Вот за учебный год в новом классе он знает по именам лишь девчонок, которые ведут себя, как мальчики, активных, хулиганистых. Остальных по именам не знает и узнавать не собирается. С соседкой по парте совсем не общается. В прошлом году даже садился на стул между партами, лишь бы не приближаться. Пришлось просить пересадить к мальчику.

Почему такое поведение, что он там услышал и надумал — не понять. Даже случайно прикоснуться к девочке — кошмар и ужас. Наверное, уже началось.

Половое образование — что это?

Половое образование — что это?

Не стоит подразумевать под половым воспитанием только рассказы «про это». В случае детей с аутизмом финальная часть, рассказы про физическую близость, обычно так смущающие родителей, составляют лишь малую часть всего процесса.

Многие родители также считают, что вопросы полового воспитания для подростков с расстройством аутичного спектра не особенно и важны, так как мотивация для тесного общения с другим человеком обычно не ярко выражена.

Однако ценность информации и формирования навыков для детей с аутизмом намного выше: они не черпают знания от сверстников, из фильмов, книг, не понимают, что означает то или иное поведение. Помимо этого для таких детей крайне важно знать, какое поведение допустимо, а какое нет, и с их стороны, и по отношению к ним самим.

Комментарий эксперта
Татьяна Морозова, клинический психолог
Татьяна Морозова, клинический психолог

Половое воспитание — это забота о теле и его функциях. Подростку с аутизмом важно помочь понять, что тело меняется, что социальная роль меняется, что он больше не маленький ребенок, который может подойти и сесть на колени.

В контексте полового воспитания дети должны освоить три блока знаний и навыков:

  • базовые данные о названиях частей тела, различиях у мужчин и женщин, основы репродуктивного процесса, важность гигиены;
  • приемлемое и неприемлемое поведение как базис личной безопасности;
  • социальные умения и информированность о принятом в обществе поведении.

Хотя блоки кажутся обособленными, они логично взаимодействуют: например, согласно исследованиям, неухоженные подростки, в грязной одежде, с телесными запахами значительно чаще становятся жертвами насилия, физического и психического (издевательств, насмешек и т. д.).

Комментарий эксперта
Доктор Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt), Организация по исследованию аутизма
Доктор Питер Герхардт (Peter F. Gerhardt), Организация по исследованию аутизма

Главная задача — предупреждение не беременности, а эпизодов насилия. Поэтому необходимо снова и снова возвращаться к формированию навыков личной и половой безопасности, начиная с умения закрывать двери в туалет, знания, к кому можно обращаться с вопросом о менструациях, и умения отличать приемлемое прикосновение от неприемлемого.

У подростков с аутизмом необходимо добиваться не только закрепления навыков, но и понимания, что вот эта информация — она не про каких-то людей в целом, но и конкретно про этого ребенка. Юноши и девушки с РАС могут, к примеру, подробно и научно описать весь репродуктивный процесс, от полового акта до рождения младенца, но не осознавать, как это относится к ним самим. Научные знания и практика без дополнительных объяснений не пересекаются.

Личный опыт
Инна, Калифорния, мама подростка с РАС
Инна, Калифорния, мама подростка с РАС

Подходит ко мне дочь и сообщает: «Тебе завтра будет звонить мой учитель». Ну, думаю, натворила что-то. Спрашиваю, что произошло-то.

Ничего, оказывается, не произошло, моя деточка хочет записаться в клуб студентов с нетрадиционной ориентацией, и на это нужно разрешение родителей.

Я несколько оторопела. А что, спрашиваю осторожненько, ты такая же, как они?

Та задумывается и выдает: «Вообще-то я медлительная, а они такие, активные. Но они крутые, я хочу с ними дружить».

Вот так.

Использованные источники