Страх детей перед стоматологами — одна из самых сложных проблем. Даже несмотря на появление новых методик лечения, оборудования, мощных анестетиков и современных видов седации, наркоза, уровень распространенности дентофобии остается стабильным. Самые яркие проявления страха можно увидеть именно на детском приеме: истерики, крики, плач и категорический отказ мешают стоматологу провести все необходимые манипуляции. Длительный опыт лечения детей позволил составить программу профилактики формирования фобий у детей младшего возраста.
Первое посещение стоматолога
Родители должны давать отчет в том, что они говорят даже маленькому ребёнку. Нередко можно слышать страшилки — «позову доктора, он придет и сделает укол, если будешь баловаться». Казалось бы, что тут страшного? Сказали и забыли, но это только для взрослых, дети — запоминают. Использование врачей в качестве воспитательно-запугивающего элемента воспитания категорически запрещено.
Кроме того, в формировании боязни стоматологов часто виноваты сами родители, если впервые они приводят ребёнка на прием к стоматологу уже с острой болью и осложнениями кариеса. Лечение осложнений кариеса у детей младшего возраста всегда непросто, всегда с «уколом», а какой ребёнок не боится уколов? В итоге формируется связь «стоматолог — боль/укол/страшная машина».
Родители должны понимать, что первое посещение стоматолога с детьми должно носить исключительно профилактический характер. Стоматолог познакомится с ребёнком, покатает на кресле, расскажет о кариозных монстрах, посмотрит полость рта, «пощекочет» щеткой и отпустит домой с подарками. Это самый идеальный сценарий первого посещения.
Как родителям подготовить детей
Подготовка к посещению стоматолога должна начинаться за несколько недель. Родители должны научить ребёнка выполнять просьбы доктора открывать рот. В идеале дома нужно поиграть в «больничку» и провести стоматологический осмотр у всех игрушек, а затем у самого ребёнка, а после и ребёнок проведет его маме. Для большей детализации процесса можно использовать игрушечные инструменты, благо найти их не трудно.
Для формирования положительного образа доктора родители могут читать детям книжки и сказки о докторах, рассматривать картинки, смотреть мультики о необходимости лечить зубы и ходить к стоматологу (Фиксики, Смешарики, Маша и Медведь).
Подготовка нужна не только детям
Дети младшего возраста крайне чутко реагируют на эмоциональный фон родителей, особенно матери. По этим причинам от матери должно веять уверенностью и спокойствием, а этот процесс требует подготовки. Существенную помощь в этом вопросе оказывает именно выбор стоматолога. Совершенно не обязательно идти к доктору в поликлинику по месту прописки, это может быть любой стоматолог из любой клиники, даже частной. И стоит помнить, что стоматологи, работающие в частной клинике, не всегда лучше, чем врачи из поликлиники и наоборот. Важно найти того врача, к которому сформируется доверие, достаточно опытного, чтобы суметь завоевать хорошее отношение ребёнка, или врача, обладающего врожденным талантом работы с детьми.
Выбор клиники и обстановка
Как были оборудованы стоматологические клиники 20-30 лет назад? Узкий коридор, а за дверью раздавались душераздирающие звуки бормашины, крики ребят, а в коридоре сидели дети с глазами полного ужаса и сразу же прошедшей болью.
Сейчас большинство клиник качественно преобразились, на их территории созданы игровые комнаты, где малыши могут поиграть, посмотреть мультики, книжки, а как только придет время — зайти в кабинет. Убранство детского стоматологического кабинета также играет роль в формировании положительного настроя на лечение. При возможности родители должны выбирать просторные, светлые клиники, с отдельными кабинетами у стоматологов. Чем больше кресел в кабинете, тем больше шансов увидеть и услышать то, что крайне нежелательно.
Риски развития фобии у детей
Чтобы определить вероятность развития дентофобии, стоматологи используют специальную шкалу оценки поведения по Франклу. Полученные данные позволяют определить вероятность развития фобии и принять соответствующие меры.
Если у ребёнка определен низкий уровень риска, то есть малыш идет на контакт, открывает рот и выполняет все рекомендации доктора с минимально-отрицательными поведенческими реакциями, то после элементарных профилактических манипуляций назначают повторный прием и идут от простого лечения к более сложному.
При выявлении среднего и высокого уровня формирования фобии, когда дети изначально не идут на контакт, закатывают истерики или дают согласие на осмотр, но с большой осторожностью и ограничениями, стоматологи дают «домашнее задание».
Ребёнок должен усвоить роль пациента, лучше всего, если этот процесс будет проходить в форме игры, при помощи чтения книг и просмотра мультфильмов. Для детей с высокими рисками дентофобии стоматологи рекомендуют проводить дома аппликационные методы профилактики кариеса — покрытие зубов гелями и лаками с минералами, которые выполняют родители. Таким образом дети привыкают к внутриротовым манипуляциям.
Закрепляем результат
После осмотра ребёнка и определения всех рисков стоматолог составляет план дальнейшего лечения, начало которого должно быть неинвазивным, то есть проводимые манипуляции не могут быть связаны даже теоретически с болью: профессиональная чистка зубов, герметизация фиссур без расшивания (предварительного препарирования), аппликации. После можно переходить к более «агрессивным» методикам лечения даже при наличии кариеса, использовать ручные методы препарирования полости. Использование традиционного лечения бормашиной, удаление зубов лучше всего отложить на потом. Выполнять такие условия можно только при своевременном обращении родителей к стоматологу.
Реструктизация памяти ребёнка
Как показывает практика, далеко не всегда проходит все гладко, и на прием к стоматологу дети попадают уже с осложнениями кариеса, и откладывать лечение нет никакой возможности. Такое знакомство со стоматологом оставляет неизгладимый и отрицательный след, но это не говорит о том, что исправить ничего нельзя. Стоматолог совместно с родителями должен выработать график посещений, позволяющий заменить неприятные воспоминания положительными, связанными с похвалой, подарками от врача и даже выписанной грамотой — самому бесстрашному и смелому пациенту.
Даже после этого борьба с дентофобией и сохранением дружбы между врачом и маленьким пациентом не прекращается. Родители должны всячески способствовать сохранению у ребёнка положительных воспоминаний о посещении врача и не игнорировать профилактические осмотры.