Дети любят играть в самые разные игры. Однако некоторые сценарии вызывают у родителей недоумение, а иногда и тревогу. Почему малыш играет в странные игры, не повлияет ли это на психическое развитие ребёнка и что делать в таком случае их родителям, расскажет MedAboutMe.
Странные игры и психическое развитие ребёнка: нужно к врачу?
Иногда родители считают игры, в которые играют дети, вредными, иногда просто не понимают, что в них может быть интересного. А еще их заставляет насторожиться упорство, с которым малыши повторяют один и тот же сценарий игры, несмотря на попытки взрослых его изменить. Скорее всего, родителям больше понравится, если ребёнок захочет поиграть в магазин, пожарных или доктора вместо того, чтобы что-то разрушать или просто играть в игры без всякого сюжета.
На самом деле любая игра — это хорошо, потому как это процесс, посредством которого малыш знакомится с окружающим миром и получает собственный опыт. И даже в том случае, когда игровые привычки поведения взрослым не совсем понятны или вызывают беспокойство, это не всегда говорит о том, что игра бесполезна или опасна для психического развития ребёнка и ее нужно срочно запретить. Вероятнее всего, на то, что малыш предпочитает именно этот сценарий, есть свои причины. Просто родители пока не успели их определить.
Конечно, бывают ситуации, когда «странные» игры действительно сигнализируют о наличии психологических проблем. В таком случае необходимо обратиться за помощью к детскому психологу или врачу-психотерапевту. Но в большинстве случаев все намного проще, чем могло показаться на первый взгляд. Поможет разобраться в этом вопросе спокойное наблюдение и попытка ответить на вопрос: «Что именно привлекает его в этом занятии?». Попробуем разобраться, как это действует на практике.
Занятия для детей: игры в разрушения
У некоторых родителей вызывает недоумение тот факт, что их дети любят разрушать построенное собственными руками. Например, малыш долго и старательно выстраивает замок, а потом без сожаления ломает его, хотя, по мнению родителей, было бы разумнее придумать с этим сооружением дальнейший сценарий игры. Например, поселить в замке принцессу или рыцаря. Однако, оказывается, ребёнку интереснее смотреть, как строение падает, чем заселять его сказочными героями.
Такие привычки поведения не должны вызывать тревогу у родителей. Как правило, это не свидетельствует о наличии проблем с воображением. Ребёнку действительно приятно видеть, как по его собственному желанию рушится то, что он только что построил. Игры такого рода дают ему возможность контролировать ситуацию, определять ее исход, ведь именно «автор» сооружения решает, когда именно оно должно рухнуть.
Негативные эмоции у детей во время игры
Некоторые дети во время игры могут испытывать негативные эмоции и даже злость. «Вот тебе!» — восклицает малыш и отрывает мишке голову. Родителей беспокоит психическое развитие ребёнка. И небезосновательно, потому как в некоторых случаях подобные привычки поведения могут сигнализировать о повышенном уровне агрессивности. Но только в некоторых случаях. В основном это так называемая «ситуативная» злость, возникающая непосредственно в процессе игры.
В принципе, тема агрессии всегда присутствовала в нашей культуре — Мишке лапу оторвали, Колобка съели, а Кащея Бессмертного вообще убили. Поэтому неудивительно что дети, не имеющие психических и эмоциональных проблем, могут изображать злых героев. В этом нет ничего страшного. Более того, злиться и драться (в меру) — это нормально.
Привычки поведения ребёнка: изображение вымышленных героев
«Куда пойдем сегодня гулять?» — спрашивает мама у малыша, а в ответ слышит: «Мяу!» Оказывается, сын решил изображать кота, и теперь родителям все фразы приходится переводить с человеческого языка на кошачий. И все бы ничего, да вот только иногда это бывает не вовремя или процесс «кошачьего общения» слишком затягивается.
Причина подобного поведения в том, что ребёнку нравится перевоплощаться в воображаемого героя — кота, робота или инопланетянина. Это помогает ему не только завоевать внимание взрослых, но и изучать новую ситуацию изнутри, контролировать ее и примерять на себя необычные роли.
«Серьезные» сюжеты игры
Дети иногда придумывают такие темы, в которые, казалось бы, просто невозможно играть с удовольствием. Родители удивляются, а иногда и пугаются, когда ребёнок в качестве игрового сюжета выбирает, скажем, роды, сложные хирургические операции или, что еще хуже — похороны. «Так, придется отрезать ногу! Давайте пилу!» — слышит мама и едва не падает в обморок.
На самом деле все не так страшно. Роды, операции и похороны — это тоже эпизоды окружающей жизни. И, проигрывая их в своем воображении, дети исследуют эти сложные темы безопасным для себя образом.
Снова маленький
«Я не знаю, фто это. Мама, ласскази мне» — лопочет ребёнок, притворившийся грудничком. Некоторых родителей умиляет поведение детей, которые говорят утрированно детским голосом, просятся на руки и капризничают, изображая трудности. Поводом для беспокойства такое поведение может стать в том случае, когда малыш слишком часто притворяется маленьким и просит что-то делать за него.
Как правило, такие игры — это способ привлечь внимание взрослых и почувствовать их заботу. Однако может быть и другой вариант — таким образом малыш попросту избегает нежелательных для него действий. В таком случае взрослым рекомендуется пересмотреть рутинные дела, которые ему приходится выполнять каждый день. Возможно, в некоторых из них ему понадобится больше помощи, чем казалось раньше.
Детские игры очень разнообразны, поэтому неудивительно, что иногда полет фантазии малышей бывает непонятен для родителей. Но если появилось беспокойство, значит нужно постараться прояснить ситуацию. Очень часто снять напряжение и разобраться в происходящем помогает диалог с самим ребёнком. Кроме того, наблюдая за малышом, его и своими реакциями, родители смогут лучше понять смысл странных игр. И с большой вероятностью может оказаться, что повода для беспокойства нет.