Воспитание детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) сопряжены с некоторыми проблемами и особенностями. Дети с таким диагнозом отличаются сложным и порой неподобающим поведением. Родители должны понимать, что для гармоничного обучения и развития таким детям нужен особенный уход, подход в обучении, что в итоге даст выраженные положительные результаты. Подробнее расскажет MedAboutMe.
Советы для родителей
При постановке такого диагноза, главная задача родителей и специалистов — помочь детям снизить разрушительное поведение и справиться с теми проблемами, которые сопровождают или являются следствием СДВГ.
Специалистами были разработаны несколько фундаментальных советов по уходу за детьми с диагнозом, которые помогут им справиться с собственными эмоциями, контролировать их и добиться успехов в учебе и становлении социальных связей.
Постановка сложных задач
Одной из главных проблем детей с синдромом — невозможность сосредоточить внимание на определенной задаче. Часто дети переключают свое внимание и бросают начатое, в итоге, обучение становится практически невозможным.
Специалисты говорят о том, что дети, которые решают сложную задачу, практически не отвлекаются и полностью на ней сосредоточены. Отвлечение происходит как раз тогда, когда поставленная задача является простой или она кажется не интересной.
Обратной стороной медали является гиперфокус, когда ребёнок сосредоточен на определенной задаче до такой степени, что не замечает происходящего вокруг. Все способы отвлечения и привлечения внимания остаются неуслышанными и без какой-либо реакции.
Специалисты говорят о том, что если у ребёнка имеются определенные увлечения и хобби, которым он отдается полностью, родители должны только поощрять это увлечение.
Дети нуждаются в поддержке
Важно хвалить ребёнка за хорошее поведение, отмечать его успехи в контроле собственного поведения и чувств. Для детей с СДВГ очень важно слышать какое поведение является приемлемым, и получить похвалу за следование правилам. Родители должны говорить о том, какое поведение является неприемлемым.
Физическая активность и строгий график
У детей должен быть график, одинаковый изо дня в день: вставать и ложиться спать в одно и то же время, несмотря на выходные и праздники, приемы пищи, обучение, свободное время также должно быть в определенное время. Таким образом, дети знают чего ожидать и учатся ответственности.
Избавиться от лишней энергии поможет физическая активность, например, посещение спортивных секций. Для детей любого возраста, независимо от состояния здоровья, крайне важен родительский пример. Совместные прогулки на велосипедах, походы помогут избавиться от лишней энергии и сформировать полезные привычки.
Алгоритм решения
Некоторые поставленные задачи для детей могут оказаться слишком сложными и необходимо составлять некий алгоритм. Для примера была поставлена задача убрать в собственной комнате. Родители могут поставить несколько задач: заправить постель, убрать игрушки, протереть пыль, пропылесосить и т. д.
Такое разделение деятельности поможет избежать разочарования при неудачах и позволит почувствовать ребёнку себя более уверенным.
Объяснять, а не командовать
При определенной просьбе, родителям рекомендовано объяснять, зачем ее необходимо выполнять. Дети с СДВГ очень сложно переносят приказы и командный тон. Информация и просьба родителей возымеет больший эффект, если предварительно объяснить, зачем и для чего нужны те или иные действия.
Каждое действие имеет последствия
Дети с СДВГ нуждаются в некоторых уступках со стороны родителей. Но даже в этом случае дети должны четко знать границы дозволенного, и если выйти за них — последует незамедлительная реакция и последствия.
Дети с большим потенциалом
В определенный момент родителям начинает казаться, что дети застопорились, и улучшения поведения не предвидится. Но не стоит прекращать попытки и работу над поведением ребёнка. Как отмечают специалисты, дети с синдромом обладают огромным потенциалом.
Но такие «симптомы» могут говорить о том, что, возможно, нужно лишь сменить стратегию поведения и ухода за ребёнком, а также его воспитания.
Правила ухода, общение с детьми
Согласно данным, среднее время диагностики СДВГ составляет около 7 лет. В таком возрасте дети достаточно смышлены, разговоры с родителями могут быть информативными и в некоторой степени помочь контролировать поведение и эмоции ребёнка.
Во время разговора, родители должны использовать язык, который будет понятен ребёнку, стоит избегать сложных терминов и заумных фраз, а также ненужных потребностей. Сложность бесед и рассказ о новых фактах может увеличиваться по мере взросления ребёнка.
Обязательно родители должны донести до ребёнка тот факт, что наличие диагноза не отличает его от других детей, а также не делает его плохим. При поддержке, а также организации правильного ухода и обучения ребёнка, не должно быть отрицательного влияния на жизнь ребёнка.
СДВГ и интеллект
Несмотря на все трудности в обучении, сложности в концентрации внимания и становлении социальных связей, СДВГ не влияет на интеллект ребёнка, он также может преуспеть в учебе. За примерами не нужно далеко ходить, по некоторым данным у Альберта Эйнштейна был СДВГ.
Дети с подобным диагнозом также могут преуспеть в жизни и добиться определенных успехов и результатов, а также найти профессию, в которой они будут полностью самореализованы.
Согласно данным, у каждого 12-15 ребёнка в России регистрируется СДВГ, хотя данные разнятся. Такая широкая распространенность заставила ученых со всего мира искать средства и методы лечения, а также разработать правила по уходу, которые помогут снизить риски и последствия в будущем.
На данный момент исследования СДВГ продолжаются, постоянно появляются новые данные, которые касаются разных аспектов жизни детей и родителей.
Положительная динамика наметилась в том, что СДВГ начали воспринимать иначе, а не как проблему воспитания детей. Создаются центры поддержки детей, родителей, а также опекунов, которые обеспечивают уход за детьми с СДВГ. Посещение и обучение детей в таких центрах может облегчить жизнь и дать возможность достигнуть больше успехов в учебе, а также контроле своих эмоций.