Зачастую родители школьников к середине учебного года отмечают у детей резкое ухудшение зрения, частую усталость и красноту глаз. Дети жалуются на головные боли и капризничают к вечеру, долго просиживая за уроками. Это может быть признаками развития близорукости, проблем аккомодации или даже более серьезных болезней глаз, таких например, как астигматизм. Как же вовремя выявить или предотвратить развитие проблемы, чтобы не носить со школьной скамьи очки? Что влияет на развитие проблем со зрением в школьном возрасте?
Проблемы зрения у детей
По данным статистики, от проблем со зрением и болезней глаз страдает до трети населения планеты, при этом у примерно одной пятой части этих людей проблемы со зрением начались еще в раннем школьном возрасте. В странах восточной Азии проблемами миопии страдают до 80% молодых людей старше 18 лет. В европейских странах количество плохо видящей и носящей очки молодежи выросло с 25% до 40% за последние 20 лет, среди младших школьников за первые два-три учебных года миопию приобретают от 12 до 55% детей. Прогрессирование близорукости активно происходит в том возрасте, когда глазное яблоко растет в длину, а именно с шести до 14 лет, реже до 21 года. Но, зачастую, родители длительно не обращают внимания на проблему, пока зрительные нарушения не станут настолько выраженными, что приведут к резкому снижению успеваемости из-за того, что дети просто не видят с доски того, что пишет учитель.
Основные причины болезней глаз в юном возрасте
Самой частой причиной проблем со зрением и болезней глаз (миопия, астигматизм и другие) являются длительные чрезмерные нагрузки на зрительный анализатор ребёнка. Дома дети длительно сидят над домашними заданиями, а потом пересаживаются за монитор компьютера или телевизор. В школе они целый день вынуждены смотреть в учебники и тетради. При этом зачастую дети длительно сидят в неправильной позе за партами, что приводит к увеличению нагрузок на позвоночник, формирующему нарушения кровообращения глаз, что снижает зрительные функции. При этом глаза не получают достаточного количества питания, что неизменно сказывается на зрении, и они просто не справляются с повышенными зрительными нагрузками. Но почему болезни глаз возникают именно в школьные годы, ведь дети сегодня знакомятся с телевизором и компьютерной техникой очень рано, но проблемы зрения возникают только в школе?
Важная информация для родителей
Дети с раннего возраста могут рисовать, собирать пазлы из мелких деталей, смотрят мультфильмы, но при этом, если они играют и ощущают, что устали, могут переключиться на другую деятельность и дать отдых глазам. Это осуществляется на уровне врожденных инстинктов и позволяет ребёнку не перегружать организм. В детском саду деятельность по обучению также ведется в игровой форме и не допускается длительного сидения за партами, поэтому и зрительный анализатор не загружается. В школе же не приходится особо выбирать вид деятельности и время, когда нужно садиться писать или читать. Дети вынуждены подчиняться расписанию занятий вне зависимости от того, устали у них глаза или нет. Родители должны понимать, что при занятиях подвергаются сильным нагрузкам глазные мышцы, что приводит к развитию близорукости. Особенно вероятными являются болезни глаз у тех детей, родители которых имеют проблемы зрения и от которых ребёнок унаследовал предпосылки к возникновению патологий зрительного аппарата. Также более подвержены проблемам зрения малыши, перенесшие гипоксию внутриутробно, во время беременности, которые мало бывают на свежем воздухе и занимаются физической активностью, а также те, кто неправильно питается.
Факторы риска астигматизма, близорукости и иных проблем
Офтальмологи сходятся во мнении, что в возникновении астигматизма, близорукости детей в школьный период играют роль определенные факторы риска. Чем длительнее и чаще влияния, тем хуже будет дальнейший прогноз для зрения. Выделяются следующие факторы:
- возраст дебюта зрительных проблем. Чем раньше начались проблемы со зрением, тем сильнее они будут прогрессировать. Особенно неблагоприятны прогнозы при начале болезни глаз в дошкольном возрасте.
- пол ребёнка, так как девочки страдают от нарушений зрения чаще, чем мальчики в соотношении примерно 55-60% против 40-45%. Причем у девочек зрительные нарушения прогрессируют быстрее.
- неблагоприятная наследственность. У детей, чьи родители носят очки и имеют миопию, прогноз хуже, вероятность заболевания повышается в шесть раз даже при устранении всех отягощающих факторов.
- имеющиеся патологии в виде повреждений мозга (как головного, так и спинного) в ходе родов, недоношенности, хронических патологий. Также влиять будут и особенности в строении глаз с наличием анизометропии, врожденного астигматизма или ослабления аккомодации.
- влияние питания. У детей, чей рацион обеднен белками, но насыщен жирами и углеводами, имеется дефицит витаминов и микроэлементов, чаще возникают проблемы зрения, болезни глаз. Для полноценной работы сетчатки требуется достаточное количество витамина А, а также витаминов группы В, микроэлементов, которые отвечают за остроту зрения.
Чем же так плохи очки, если носить их уже в школе?
Офтальмологи за последние годы отмечают печальную тенденцию к ухудшению зрения в детском возрасте, и роста миопии, астигматизма относительно высокой степени уже в начальной школе. Это грозит частичной или даже полной потерей зрения у детей, необходимостью постоянного ношения очков, формированием инвалидности по зрению и ограничениями в жизни. Но даже миопия слабой степени может существенно ограничить качество жизни ребёнка, так как накладывает на ребёнка ряд ограничений. Из-за особенностей зрения ребёнку могут быть противопоказаны многие виды спорта и физические нагрузки, сотрясения тела и вибрация, что может существенно осложнить его деятельность. В дальнейшем по зрению может быть ограничен выбор профессии — так как со слабым зрением и ношением очков не возьмут на обучение некоторым специальностям. Ребёнку потребуется постоянная коррекция зрения, подбираются очки или линзы, нужен постоянный контроль врача, что влияет негативно и на психику ребёнка.