Детский сад в Германии: как выращивают «цветы жизни»

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Для любой семьи, которая приезжает в Германию с маленьким ребёнком или малыш появляется уже в этой стране, обязательно станет актуальной проблема выбора детского сада. Родители по-своему представляют себе тот идеальный детский сад, который нужен именно их ребёнку. Однако реалии жизни не всегда соответствуют представлениям.

Как реализуются надежды родителей, отдающих детей в немецкий детсад и к чему они должны быть готовы, разбираемся на MedAboutMe.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Как отдать малыша в хорошие руки

Как отдать малыша в хорошие руки

Германия может похвастаться тем, что именно здесь впервые придумали детский сад — Kindergarten. Слово практически без изменений перекочевало в английский язык и входит в небольшую группу слов, которые и значение свое сохранили в другом языке.

«Самораскрытие и развитие природных способностей ребёнка» — вот главная цель воспитания, согласно учению немецкого педагога Фридриха Фебеля, впервые обратившего внимание на способность детей усваивать знания, языки и улучшать память в ходе занятий.

Ученый первым придумал специальную форму организации присмотра за детьми и одновременно развития ребёнка, когда дети находятся вместе и постоянно общаются со сверстниками. Преодолев все препятствия, новая концепция воспитания детей распространилась по всему миру.

Сейчас в Германии исключительно популярны детские сады, где за детьми не просто присматривают, но и занимаются их развитием.

На первом месте — личность ребёнка. Занятия детям предлагаются, но «обязаловки», к которой привыкли все родители на постсоветском пространстве, нет. Опытный педагог знает, как заинтересовать ребёнка и привлечь его к занятиям, но если малыш отказывается заниматься, то заставлять его никто не будет. Хотя, конечно, главная цель воспитателя — подготовить детей к школе.

Существуют в Германии и сады, где главное — родительская инициатива (Elterninziative). В таких садах все определяют сами родители и обычно в них используются альтернативные методики воспитания — Монтессори, Вальдорфская и прочие.

Механизм зачисления ребёнка в детский сад следующий:

  • все вопросы, касающиеся устройства детей в детский сад, решает управление по делам молодежи, поэтому обращаться нужно непосредственно туда;
  • нужно подать ходатайство о получении ваучера, позволяющего ребёнку обеспечить место в детском саду, потому что без него в детское учреждение не возьмут;
  • помимо этого, родителям нужно записаться в детский сад в так называемый «лист ожидания» и лучше записаться сразу в несколько учреждений.

Все эти действия необходимо предпринимать заранее. В Германии даже популярна шутка в тему: как только женщина узнает о своей беременности, она звонит по двум номерам — отцу ребёнка, чтобы сообщить новость, и в детский сад, чтобы записаться на очередь.

Комментарий эксперта
Юлиана Кун, руководитель русско-немецкого детского сада «Wunderland»

Проблема с получением места в детском саду может возникнуть, если родители хотят определить своего ребёнка в частный детский сад, где количество детей ограничено, а концепция воспитания отличается от стандартной, принятой в государственных детских садах Германии.

Все формирование государственного дошкольного учреждения оплачивается государством. В чем отличие частных и государственных дошкольных заведений?

Во-первых, они организованы частными учредителями. Как правило, они небольшие, со своим определенным концептом или, как говорят в России — «с уклоном».

Например, музыкальное направление. Подобный детский сад тесно взаимодействует с музыкальной школой и весь день у детей, что называется, проходит «в музыке». Дети практически все делают под музыку: рисуют, занимаются спортом, играют.

На что ориентироваться родителям при выборе детского сада?

Мне кажется, прежде всего, родители должны учитывать собственные интересы и приоритеты — для начала, следует решить для себя, сколько времени ребёнок будет проводить в саду. Если оба родителя работают, то они, естественно будут стараться устроить ребёнка в садик, где он будет находиться максимально длительное время.

Обеспечение питания ребёнка — также важный вопрос. По установленным изначально правилам, в Германии не предусмотрено полноценное питание. Это не входит в госстандарт. Еду для обеда заказывают в магазинах готовой еды.

Родителям необходимо самим позаботиться о том, чтобы у ребёнка была еда для завтрака в саду.

Обязательно нужно учесть интересы ребёнка. Если он активный, энергичный и ему нужен «простор», то, скорее всего, такому малышу подойдут так называемые «лесные» сады, где дети все время находятся вне помещений.

Ускорить процесс «попадания» в сад можно, если родители предоставят веские основания для этого: оба работающие, студенты или многодетные. Братьев и сестер детей уже посещающих детсад берут в первую очередь.

Своя «земля» — свои правила

Своя «земля» — свои правила

Противоречивость сведений о порядках и системах воспитания в немецких детских садах объясняются просто. Особенность немецкой системы в том, что не только в каждой Земле (регионе) Германии, но и в каждом городе этот вопрос решается по-своему.

Право на посещение садика, согласно закону, есть у всех детишек, но выполнение его не обязательно. Это означает, что родители могут определить ребёнка в ясли (с 3-х месяцев), в детсад или к няне домой (ее называют Tagesmutter, что значит «дневная мама»). Присматривать за детьми в дневное время обычно берутся женщины, у которых дома есть для этого условия. Как правило, в такой «маминой группе» не более пяти ребятишек.

Однако в любой Земле без ваучера, обеспечивающего государственную поддержку содержания ребёнка в дошкольном учреждении, не обойтись. Его выдают после обращения родителей в комиссию по делам молодежи.

Комментарий эксперта
Наталья Зайдель, основатель и руководитель сети русско-немецких детских садов «Cheburashka»

Разрешение на получение места в детском саду выдает комиссия, ведающая делами семьи и молодежи. Этот документ подтверждает, что государство принимает на себя определенные обязательства (т. е. оплату) по содержанию ребёнка в детском дошкольном учреждении.

Оплата напрямую зависит от заработка родителей. Она состоит из платы за питание и оплаты собственно содержания малыша.

До 2-х лет родители оплачивают питание и содержание в зависимости от их заработка, а после — только за питание, т. к. с 2016 года эту часть расходов берет на себя государство.

Важно помнить, что у ваучера есть определенный срок годности и если вы не воспользовались им до указанной даты, то он считается недействительным.

Семья, где оба родителя не работают, обычно находится в конце очереди на получение места в детсад. Если семья не получает социальное пособие, а место в садике предоставлено, то за содержание ребёнка заплатит государство, но оплата питания ложится на плечи семейства.

Частые пропуски по болезни не освобождают от платы за посещение ДОУ.

Чего у нас не бывает

Чего у нас не бывает

Сравнивая «наши» и немецкие детсады, многие мамы, приехавшие в Германию из России, впадают в состояние шока от того, что у «них» совсем не так.

Строго говоря, зря они это делают. У «них» просто все демократичнее: не хочешь спать — не спи. Хочешь рисовать рукой, а не карандашами — рисуй. В общем, задача педагога состоит в том, чтобы рассмотреть индивидуальность и направить ее развитие в нужное русло.

А что же, все-таки шокирует мам, которые помнят свое «родное детсадовское» детство?

Во-первых, разновозрастные группы, где собраны и годовалые малыши, и «шестилетки». Такой «микс» практически невозможно себе представить в наших детсадах.

Почему у них так? Немцы уверены, что именно такие группы способствуют социализации детей. Весь разновозрастной народец «живет» в видимом пространстве.

Предполагается, что малыши, подражая старшим детям, быстрее осваивают бытовые навыки, взрослеют, учатся общаться не только со сверстниками и делают это в детском коллективе охотнее, чем в присутствии взрослых.

Во-вторых, время пребывания. Это могут быть 2-3 часа или полный день. В период привыкания — от 15 минут. Все зависит от занятости родителей и подписанного с администрацией контракта.

Важно!

В контракте оговариваются условия защиты персональных данных детей.

В-третьих, отсутствие четкой педагогической концепции. В каждом саду стандарты выбираются самостоятельно, но главные условия должны соблюдаться неукоснительно:

  • адекватное отношение к детям;
  • воспитание детей;
  • подготовка малышей к школе.

В-четвертых, питание совершенно отличается от того, к чему привыкли российские мамы. «Утренние» каши и «обеденные» супы отсутствуют как таковые. Вместо этого — большое количество овощей и фруктов. Дети приносят еду с собой в коробочке, в которую родители укладывают то, что считают нужным.

В-пятых, отсутствие спален с кроватями. В некоторых садиках есть отдельные комнаты для отдыха, но специальные привычные детские кроватки не предусмотрены. Этому есть объяснение:

  • ограничение по площади — аренда помещений дорогая;
  • воспитатели в Германии защищены законодательством от посягательств работодателей на привлечение сотрудников к дополнительным работам (например, расстановка кроваток).
  • основная задача дошкольного воспитания в Германии — подготовка ребёнка к социализации, что предполагает получение навыков самообслуживания, поэтому вместо привычных деревянных кроваток, в немецких детских садах используют легкие пластиковые сборно-разборные конструкции или матрасики, которые раскладываются прямо на полу и ребёнок может подготовить свое спальное место самостоятельно.

Интернациональное воспитание

Интернациональное воспитание

Еще один важный аспект — многоязычность. Особенно важно это стало с появлением большого числа беженцев. Выбирая садик, родители должны решить, какой язык приоритетный для них и ребёнка. В саду, который посещают дети разных национальностей, в идеале воспитатели должны владеть, как минимум, двумя языками.

Личный опыт
Валентина Шнайдер, воспитатель в детском саду, Германия

Я работала педагогом и психологом в детском саду еще до переезда в Германию. Сейчас тружусь в немецком дошкольном учреждении, которое посещают дети разных национальностей, поэтому мы особое внимание уделяем языковому аспекту. У нас принято разговаривать на немецком языке в первую половину дня. Дети получают возможность развивать свои языковые знания, а после обеда — по желанию ребёнка.

При этом мы сразу отмечаем, кто из детей слабо владеет языком, и стараемся заниматься с ними либо индивидуально, либо в маленьких группах.

Концепция такова: дома дети говорят на родном языке. Развитие родного языка нельзя сбрасывать со счета, оно важно. Немецкий язык тоже необходимо усваивать, но дети делают это по-разному и с разным темпом. У каждого ребёнка он разный, и мы стараемся, чтобы дети к тому периоду, когда они перейдут в школу, могли свободно общаться на немецком языке.

Более подробно о системе дошкольного воспитания в Германии порталу MedAboutMe рассказала специалист, воспитатель детского сада, коллектив которого сотрудничает с BIK e.V (Берлинский институт дошкольной педагогики).

Комментарий эксперта
Анна Кайгородова, воспитатель в детском саду «Entdeckerland» («Страна исследователей»)

— Когда началось Ваше знакомство с системой дошкольного образования Германии?

— Это началось 9 лет назад, когда я приехала в Германию. Начала с чтения русских форумов, заметок и статей в русскоязычном интернете. Тогда мой немецкий требовал совершенствования, а информацию собирать было нужно по двум причинам:

  • для будущего потомства, потому что хотелось отдать будущего еще не родившегося и даже в планах пока не стоящего ребёнка в хороший садик;
  • я хотела продолжить свою деятельность воспитателя в Германии (в России я работала в ДОУ).

Информация, которую я находила, была очень противоречивой, и сейчас (после того, как я получила немецкое образование и уже три года работаю воспитателем в детском саду в Берлине), я понимаю почему.

Германия состоит из отдельных регионов — Земель, в руки которых отданы все вопросы образования:

  • какова программа обучения детей;
  • когда начинаются каникулы;
  • какие компетенции должны быть у дошкольников.

Все эти вопросы решают правительства в отдельных Землях самостоятельно, поэтому детский сад в Гамбурге будет отличаться от того, что находится в Берлине или Лейпциге.

— С какого возраста принимают деток в немецкие детские сады?

— Детей можно отдавать в садик с 3 недель. Мои опытные коллеги говорят, что за 20 лет их работы таких случаев было очень мало, но отдавать ребёнка в сад с 8-9 месяцев — нормальная практика.

При выборе садика родители могут руководствоваться любыми соображениями (концепция, идеи, программы и т. д.), но если в выбранном ими саду нет мест, их отправят в тот, который находится рядом с их домом или работой.

— Трудно ли получить место для ребёнка?

— Очередей как таковых нет. Есть правило, что после рождения ребёнка нужно отправить информацию о нем в садик и сообщить, когда вы хотите начать его посещать.

Сложнее найти место в садике, если ребёнку больше 3 лет.

Большинство детских садов получают финансовую поддержку от государства, вне зависимости от того, частные они или государственные.

— Как взаимодействуют ДОУ и государство?

— Все ДОУ, заключившие договор с государством о предоставлении образовательных услуг населению, получают поддержку, но должны гарантировать определенное качество этих услуг и проходить аттестации.

В Берлине и других Землях существуют Программы обучения и воспитания, которые дают обзор компетенций, которые должны получить дети в детских садах. Программы охватывают множество сфер жизни от «Окружающего мира», развития речи до математики и техники.

В программах даны только рекомендации, конкретных тематических планов нет. Воспитатели строят свою деятельность на основе интересов и склонностей детей. Большое внимание уделяется наблюдением за детьми и их индивидуальному развитию. Воспитатели должны планировать свою педагогическую деятельность, но освобождены от написания годовых и прочих планов и отчетов.

— Отсутствие «бумаг» — это, безусловно, хорошо, но каким образом ведется учет проделанной работы?

— Документация ведется с помощью фотографий, индивидуальных портфолио и коротких, но емких и конкретных записей о детях, их развитии, деятельности и событиях в группе.

Большое заблуждение, которое я часто встречаю на просторах русскоязычного интернета, — «с детьми совсем не занимаются». Это не соответствует действительности.

Да, запланированные занятия, когда дети сидят и пишут в прописях или тетрадях, практикуются очень редко. Больше внимание уделяется детской игре без инструкций от взрослых, творчеству без шаблонов, праздникам для детей, а не для родителей.

— Как бы Вы охарактеризовали детские дошкольные учреждения в Германии?

— Детские сады можно разделить по различным критериям. Например, по концепциям, существуют детсады Монтессори, Вальдорфские, «Лесные», «Творческие», «Физкультурные».

В Берлине можно встретить английские, французские, арабские или русские садики.

— Есть ли деление на группы, и какова их численность?

— Многие детсады работают, как и в России — с группами. Справедливости ради нужно отметить, что группы не превышают 14-16 детей на одного или двух воспитателей.

— Что представляют собой помещения в немецких детских садиках?

— Многие сады представляют собой большие помещения с функциональными комнатами:

  • комната для строительства;
  • ателье для творчества;
  • комната для ролевых игр или театральных представлений.

Дети сами выбирают, где они хотят сегодня играть. Каждый воспитатель ответственен за определенную комнату, а не за конкретных детей. Он должен знать всех детей в саду и заниматься с теми, кто к нему придет.

Лично для меня привычнее и эффективнее групповая работа, поэтому я работаю в саду именно с такой концепцией, где у воспитателя есть своя группа и 14 деток, которых ты ведешь «с пеленок» до выпуска в школу.

Дети сотрудников не получают место в садике «автоматически», нужно так же записываться на очередь и подавать данные в садик после рождения ребёнка. Ребёнок сотрудника не имеет права быть с ним в одной группе.

— Как в немецких садах проходит общение администрации и родителей?

— Большое внимание уделяется работе с родителями, но не в тех формах, которые привычны в России. Родители не мастерят поделки и не рисуют тематические плакаты.

В немецких детских садах часто устраивают «Кафе для родителей», где мамы и папы могут пообщаться между собой и получить квалифицированную помощь и поддержку от воспитателей, психологов или социальных педагогов.

Проводятся, конечно, и родительские собрания, но охотнее устраиваются благотворительные ярмарки и базары с одеждой, игрушками, книгами или пирогами и печеньями.

О денежных сборах хочу рассказать отдельно. Их нет! Администрации и воспитателям даже в голову не придет просить у родителей деньги на окна или шторы (шторы вообще, кстати, запрещены по технике пожарной безопасности).

Никаких сборов на подарки воспитателям, детям, на праздники, дни рождения и прочие «нужды группы» нет. Подарки детям покупаются из бюджета садика и состоят, например, на Рождество из небольшого набора конфет или печенья, традиционных для Германии яблок и орехов. На Пасху набор может состоять из крашеных яиц и пасхального хлеба.

Воспитателям законодательно запрещено принимать подарки от родителей, которые превышают €10. На Рождество или Пасху некоторые родители могут подарить шоколадку или открытку, сделанную ребёнком. На выпускной — цветы. Подарков садику и всем сотрудникам тоже нет. Часто родители отдают садику ненужные игрушки, книги, велосипеды или даже мебель, но только по собственной воле.

— По какому принципу осуществляется финансирование ДОУ?

— Не могу сказать, что деньги на сады сыплются, как из рога изобилия, но у руководства есть план ремонта, закупки мебели и игрушек, оформления участков рядом с садиком и т. д.

Те деньги, которые садик может заработать самостоятельно (с помощью рекламы, ярмарок, консультаций), тратятся на книги, педагогическую литературу, игрушки, оборудование. Руководитель садика, где работаю я, всегда сообщает сотрудникам количество доходов и расходов, и спрашивает их мнения по поводу крупных покупок. Таким образом, мы можем видеть, как расходуются деньги. Такую же возможность имеют и представители родительского комитета.

— А бывают в немецком садике привычные для нас «утренники»?

— Впервые увидев «немецкий утренник», я немного удивилась. Никаких постановочных песен и танцев, никто не декламировал стихи и не разыгрывал сценки. Праздники проходят совсем по-другому. Более уютно и камерно, на мой взгляд. Но это только мое мнение, я и в России не жаловала утренники. Например, подготовка к Рождеству (здесь празднуют именно Рождество, а не Новый год) проходит в приятных заботах и хлопотах. Мы печем печенье, мастерим подарки родителям, разучиваем зимние песенки, рассказываем и разыгрываем с детьми рождественские истории, украшаем группу, ходим гулять и рассматривать украшения в городе. Нет этой гонки — подготовка к выступлениям.

Вместе с родителями мы проводим один уютный вечер в группе с чаем и «плюшками», вместе поем и смеемся, рассматриваем фотографии и делимся смешными историями о детях. Это сближает гораздо больше, чем заученные представления на сцене.

Дети постарше готовят для родителей небольшую программу из песен, стихов или сценок. Но все это происходит только по желанию и выбору детей.

— Как изменилась ситуация с наполняемостью групп после притока беженцев?

— Большое отличие немецких садиков в том, что в них находится множество иностранцев. Наш садик, например, посещают дети более чем из 10 стран: Иран, Турция, Сирия, Румыния, Молдова, Россия, Сербия, Эфиопия, Тунис, Вьетнам.

— Как в таком случае решается «языковой» вопрос?

— Один из важных вопросов для воспитателей — это развитие немецкого языка и установление контакта с родителями, которые часто совсем не говорят по-немецки. Сложно бывает и найти ту золотую середину из-за различий в традициях, вероисповедании, религиозными и культурными представлениями всех детей из группы. Главное при этом — никого не обидеть и не оскорбить чьих-то чувств.

— Как организовано питание?

— Вот о чем я действительно скучаю в немецком детском саду, так это о вкусном запахе булочек и молочной каши по утрам. Здесь этого нет. Большое количество садиков в Германии заказывают обеды у специальных фирм, а завтраки и полдники дети приносят с собой в специальных контейнерах.

В нашем садике, к счастью есть и кухня, и добродушная повариха. Но каши она совсем не готовит.

Дело в том, что немцы каши не любят и не готовят. В магазинах нет отдела с крупами, а на завтрак дети уплетают хлопья и бутерброды. Классический завтрак в детском саду (в том числе и для детей младше 3 лет) — это хлеб (зерновой, с семечками подсолнечника или тыквы, мультизлаковый) с маслом, сыром и колбасой или хлеб с маслом и мармеладом.

Обеды конечно разнообразнее, есть и картошка, и котлеты, и рыба. Но только одно блюдо, и чай. На полдник тот же хлеб или булочки с маслом, ужина нет совсем.

Определенные сложности для поваров представляют собой особенности в питании детей из разных стран и семей. Многие ребята не едят свинину или вообще мясо. Вегетарианцы, веганы или просто дети с аллергиями получают в нашем саду отдельное питание.

— Как обстоит дело с медицинским обслуживанием?

— Должности медработника при садике, к сожалению, нет. Кашель, насморк и температура 37ºС для большинства немцев не показатель того, что детей нужно оставить дома. Очень часто детки с признаками болезни посещают детский сад. Воспитатели-немцы к этому давно привыкли. Мы имеем права отправить ребёнка домой, если у него понос, рвота, температура больше 38ºС или признаки инфекционного заболевания (сыпь, например). В остальных случаях дети должны быть приняты.

— А с жалобами приходилось сталкиваться?

— Без конфликтов, конечно, не обходится работа и в немецких детских садах. Родители могут быть не довольны питанием, педагогическими занятиями или тем, как воспитатели обращаются с детьми. В этом случае, они могут поговорить непосредственно с воспитателем или обратиться к руководителю садика. Более сложные и значительные жалобы направляются в соответствующие инстанции, но я непосредственно не сталкивалась с подобным.

— А что насчет кадрового вопроса? Кто идет в воспитатели?

— Вот чего нет в русских садиках, так это мужчин-воспитателей. Их туда калачом не заманишь.

В Германии все по-другому. Так как работа воспитателей оплачивается достойно, многие мужчины решаются пойти учиться и работать в ДОУ. На мой взгляд, это очень позитивно влияет на атмосферу в коллективе и, конечно, положительно сказывается на детях. Мужчины дают больше свободы и самостоятельности детям, но в то же время могут подстраховать или уберечь от опасности. Они с удовольствием мастерят, играют в футбол или знакомят детей с новыми технологиями. Из 30 воспитателей, которые работают в нашем садике — 6 мужчин, которые действительно подходят на эту роль. Мне очень комфортно и спокойно работать с ними.

— Какой «уклон» в вашем детском саду?

— Я работаю в Языковом детском саду (Sprachkita). Это значит, что в своей концепции мы уделяем большое внимание развитию речи. Наш садик посещают дети из разных стран, и наша задача, чтобы к поступлению в школу они хорошо говорили на немецком языке. Мы также уважительно относимся к языкам, на которых говорят дети в семье. Стараемся выучить приветствия или песенки на арабском, турецком или сербском. В садике много книг на иностранных языках, мы приглашаем родителей, чтобы они читали рассказы, сказки или истории на своем родном языке. В нашем садике работают воспитатели из разных стран (Россия, Португалия, Вьетнам, Румыния). Именно поэтому мы можем понять родителей и помочь им адаптироваться в новых условиях, так как сами прошли через это.

Фридрих Фебель был уверен, что каждый ребёнок — словно садовое растение или цветок. За ним нужно ухаживать и поддерживать его. Только тогда можно надеяться на хорошие «плоды».

Родителям и воспитателям стоит помнить, что все они немного «садовники» и от них зависит, какие плоды принесут их труд.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 16.01.2018 15:44, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Почему малыш не хочет есть в детском саду
Адаптация ребенка к детскому саду – процесс непростой, и очень часто привыкание малыша к новым условиям негативно сказывается на его аппетите.
Психология детей: привыкаем к детскому саду
Адаптация к детскому саду – важный период в жизни малыша. Что происходит в это время с психологией ребенка? Советы родителям, как облегчить адаптацию к детскому саду.
Детский сад или воспитание дома: что лучше для ребенка?
Преимущества посещения детского сада для ребенка: социализация, режим дня, подготовка ко взрослой жизни. Домашнее воспитание детей: на что обратить внимание родителям?
Отсутствие аппетита у малыша как негативная реакция на детский сад
Что делать, если ребенок отказывается есть в детском саду? Может, ему не нравится вкус блюд, или же существуют серьезные психологические проблемы.
Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей
Поступление в детский сад связано с волнением и переживаниями родителей, для малыша этот период достаточно сложный.
Несадиковый ребенок: бывают ли такие дети?
Несадиковский ребенок – так называют тех детей, у которых возникают сложности с посещением садика. Но можно ли это преодолеть?