В этой статье мы подробно расскажем о методах поддержания максимально свежей атмосферы в салоне машины. На самом деле, ничего сложного нет. Да, придется потратить времени и денег чуть больше, чем на ежегодное техобслуживание, однако мало кому захочется ездить с «ароматизатором» маршрутки — с нотками старой колымаги, нестираной одежды и немытых тел. А ведь такое амбре может появиться внутри тканевого салона даже трехлетней машины, в которой посторонние отродясь не ездили, а хозяева не пренебрегают правилами гигиены. К счастью, причины и методы борьбы известны.
Базовые меры
Ворсовое покрытие пола имеет свойство накапливать грязь. Даже если в салоне резиновые коврики, со временем карпет начнет дурно пахнуть. Еще сильнее этот эффект проявляется в тканевой отделке сидений, на которую рано или поздно попадает пот, пыль и грязь с одежды, и пролитые жидкости, остатки еды и тому подобное. Поэтому возьмите за правило делать полную химчистку салона хотя бы раз в год при стандартном, согласно статистике, годовом пробеге около 18 000 километров. А заодно протирайте все стекла с внутренней стороны, обод руля и все рукоятки с помощью спиртосодержащего средства для стекол и хорошей тряпки из микрофибры. Если этого не делать, то со временем весь этот налет будет вносить свой вклад в дело негативной ароматизации салона. Не говоря уже про ухудшение видимости через стекла и некрасивый «сальный» лоск на ободе руля.
Климатическая установка
Но главный источник плохого запаха — климатическая установка. Чтобы система была в порядке и вам легко дышалось, требуется приводить ее в порядок хотя бы дважды в год. Во-первых, выполнять антигрибковую обработку испарителя системы кондиционирования — небольшой решетки, охлаждающей воздух. На ней образуется конденсат. А холодное и влажное место — идеальная среда для размножения грибка. Именно он воняет гнилью. Провести обработку могут в любом автосервисе за 2000-4000 рублей. Самостоятельно же получится это сделать в разы дешевле: 300-600 рублей и 20 минут времени.
Для начала нужно купить в автомагазине специальное средство для такой обработки. Чаще всего это баллончик с длинным тонким хоботком. Внутри баллончика спрей или пена. В обоих случаях средство содержит антибактериальные/противогрибковые добавки, чистящие вещества и ароматизатор. В инструкции к автомобилю или в интернете поищите где находится салонный фильтр. И как его снять. Чаще всего доступ к фильтру предусмотрен в ногах переднего пассажира или через моторный отсек, под лобовым стеклом. Извлеките старый фильтр, пропылесосьте слот для него тонкой насадкой — для удаления листвы и мусора. Затем проведите обработку испарителя по инструкции на баллончике. Чаще всего предлагается обильно нанести состав на решетку испарителя (ее не видно, поэтому просто равномерно забрызгайте пространство слота для фильтра) и воздуховоды. Затем нужно включить двигатель, выставить нужную температуру климатической системы, выставить в настройках максимальный обдув, но с выключенным кондиционером. Поставить на рециркуляцию, закрыть двери и дать средству погулять по воздуховодам и салону.
После антигрибковой обработки желательно установить новый салонный фильтр. И обязательно хороший угольный: он не только лучше задерживает внешние запахи (такие как выхлопные газы грузовиков), но и действительно лучше отфильтровывает частицы сажи и тяжелых металлов. Иными словами, с хорошим угольным фильтром качество воздуха в машине, стоящей в пробке, намного лучше уличного. Салонный фильтр имеет смысл купить сразу вместе со спреем. Дело в том, что в автомагазине вам помогут подобрать фильтр по VIN-коду автомобиля, то есть, вероятность ошибки будет почти нулевая. В отличие от самостоятельного выбора фильтра в супермаркете. И не забудьте: чистка кондиционера и замена фильтра — дважды в год. Это для крупных городов. Жителям небольших населенных пунктов салонный фильтр можно менять раз в год, но с извлечением и чисткой пылесосом хотя бы через полгода. А вот периодичность антигрибковой обработки испарителя кондиционера от места жительства не зависит, поскольку грибок образуется в любом случае.
Откуда запах гнили?
Очень часто бывает так, что хозяин выполняет все процедуры даже чаще, чем нужно, делает химчистку, покупает лучшие расходники. А гнилостный запах в салоне все равно есть. Что делать? Искать причины в других местах. Чаще всего смердит сгнившая листва, забившаяся под пластиковое жабо с воздухозаборниками (находится под лобовым стеклом). Нередко листики долетают даже до вентилятора и там застревают. Нужно чистить вентилятор. А еще посмотрите, правильно ли стекает конденсат кондиционера. Он должен отводиться на улицу через трубочку под двигателем. Но иногда трубка отрывается, либо ее пережимают во время сервисных работ. И тогда конденсат скапливается под ковровым покрытием пола — и начинает вонять. Проверить легко: после поездки с включенным кондиционером припаркуйте автомобиль на сухой асфальт. Между передними колесами должна появиться небольшая лужица влаги без запаха и цвета. Просто вода. Если так и есть, то с дренажной системой, скорее всего, все в порядке и надо искать причину в другом месте. Например, под сиденьем или в кармане кресла, куда дети засунули недоеденный бутерброд или огрызок яблока. Ну и самый экзотичный случай — забравшаяся в моторный отсек погреться живность, которая так и не сумела выбраться самостоятельно.