Традиционно развитие ребёнка оценивалось по достижениям в области интеллекта и моторной активности. Чем более малыш ловок, чем быстрее он бегает, набирает вес, и как успешно собирает пирамидки и учит буквы, тем больше родители уверены — все идет хорошо, кроха будет успешен в жизни. Однако в последнее время специалисты стали обращать внимание и на развитие эмоциональной сферы в жизни ребёнка. Ведь от того, насколько хорошо он может понимать и контролировать свои чувства, по большому счету зависит счастье человека.
Эмоциональный интеллект малыша
Понятие «эмоциональный интеллект» было выделено психологами относительно недавно. Им обозначают компетентность ребёнка в необъятном мире эмоционального спектра. В первую очередь это способность во всей полноте понимать свои собственные чувства, контролировать их и управлять ими к пользе для себя и без вреда для окружающих. Казалось бы, это так просто — разве может малыш не знать, что же он на самом деле хочет, что испытывает, неужели так трудно проявить свои чувства? Наоборот, задача педагогики в течение многих последних дней заключалась в том, чтобы удержать ребёнка от излишней демонстрации эмоций. Вспомним расхожие фразы «мало ли, чего ты хочешь», «никому не интересно, почему ты так думаешь» и т. д.
В течение долгого времени социальная модель общества загоняла в подполье открытость человеческих чувств: нельзя показывать, что тебе плохо, не надо слишком бурно демонстрировать свою радость. Показывать растерянность и вовсе недопустимо — это признак слабости, а в обществе нужно быть сильным. Но ведь заглушаемые чувства никуда не деваются — они неотъемлемая часть личности. Постепенно человек — и малыш особенно, — перестает понимать, что именно он испытывает, как к этому относиться, он начинает считать себя плохим, если его все-таки захватывают слишком сильные эмоции. В какой-то момент можно просто сорваться и выпустить ситуацию из-под контроля, а это чревато и истериками, и неврозом, и целым букетом психологических комплексов.
Коммуникативная компетентность призвана сделать более корректным и эффективным взаимодействие ребёнка с другими людьми. Это очень важная составляющая жизни любого человека, ведь все мы существуем в социуме. Но общаться, понимать и принимать другого человека — это на самом деле очень сложная задача. На пути социального развития ребёнку предстоит преодолеть установку природы, заложенную в каждом живом существе: «чужой — значит опасный, враг». На заре возникновения жизни ресурсы живых существ были слишком ограничены, чтобы разбираться в тонкостях взаимоотношений и устанавливать, какие намерения имеет незнакомое существо рядом — цена вопроса была слишком высока.
В современном человеческом обществе правила жизни и общения уже совсем другие, однако инстинкт остался, и он диктует малышу проявить осторожность, а не сразу раскрываться перед другим ребёнком, другим взрослым, не знакомым пока родственником. Если направить эмоциональное развитие ребёнка в нужное русло, вскоре он оставит позади свои опасения, научится видеть человека рядом, понимать его желания и соотносить со своими, искать пути эффективного взаимодействия, сочувствовать, помогать и просить о помощи. Это ценнейший навык в современном обществе, переоценить который сложно.
Цели эмоционального развития ребёнка
Какие преимущества может дать успешное развитие ребёнка в эмоциональной сфере? Во-первых, это общее повышение качества жизни крохи. В любом возрасте, независимо от условий жизни и среды, открытый корректный человек вызывает позитивный отклик у окружающих и чувствует себя более счастливым. Он не ограничивает себя искусственными рамками, его поведение естественно и приятно и ему, и его родителям, и людям вокруг. Отсутствие искусственных рамок предоставляет лишние ресурсы нервной системе, значит, повышается общая успешность человека в жизни. Наверняка, все родители хотели бы пожелать такое будущее своему ребёнку.
Во-вторых, склонный к эмпатии малыш легче обретает друзей и выстраивает позитивные социальные связи. Он умеет слушать другого человека, умеет понимать чужие чувства и выражать сочувствие — это и есть то, что люди ценят в общении друг с другом, на основании чего выстраиваются близкие отношения. Также обладающий достаточным эмоциональным интеллектом малыш лучше может защитить свои интересы, яснее понимая и транслируя другим собственные чувства. Это очень важно для семейных отношений: очень часто желая только добра своим детям, родители как бы подменяют их стремления своими — не получилось у меня, так пусть хотя бы дети реализуют то, что я сам сделать не смог. А детям оно и не нужно, но родители так убедительны, их так не хочется разочаровывать…. Если малыш в самом деле понимает, что ему нужно, а что нет, он сможет донести это и до мамы с папой, переводя таким образом общение на новый уровень взаимного комфорта. Это позволит не допустить в жизнь семьи многие потенциальные конфликты.
Родители могут начать с первых дней
Начать развитие ребёнка в эмоциональной сфере родители могут с самых первых дней жизни крохи. Именно в те дни, когда родители составляют весь мир ребёнка, не так давно бывшего единым целым с мамой, важно показать малышу, что он может доверять этому миру, рядом с ним есть люди, которые готовы ему помочь, его поддержать. Важна в первую очередь физическая близость — ориентироваться на другие способы контакта малышу пока трудно, его органы чувств еще не развились в полной мере, и нервная система не созрела до конца. Постепенно кроха будет открывать для себя и другие особенности мира вокруг. Он будет расти спокойным и уверенным, если родители часто будут общаться с ним, и неважно, что ребёнок пока не в состоянии отвечать. Звук голоса и эмоции закладывают чувство комфорта в подсознании. Дети не запомнят слов колыбельных или потешек, но останется ощущение умиротворения или радости, когда мама рядом. А это даст ресурс для развития собственных ощущений радости и желания дарить эти ощущения другим людям.
Детям это понравится
Лучше всего работать над развитием ребёнка в области эмоционального интеллекта поможет здоровая психологическая атмосфера в его семье. Ведь лучшее обучение ведется на личном примере, и если малыш будет видеть, как его родители общаются друг с другом, открыто высказывая свои чувства, слушая друг друга и заботясь друг о друге, он автоматически будет считать подобное поведение естественным, особых обучающих занятий не понадобится. Можно только невзначай вести разъяснительную работу: «Папа так себя ведет, потому что ему весело, как думаешь, что бы мы могли ему сказать в этой ситуации? Маме сейчас грустно, что было бы уместно сделать, как ее поддержать? Сестра боится, как ей можно помочь?»
Не нужно скрывать чувства от детей, не нужно объявлять какие-либо виды эмоций плохими и недостойными. Лучше показать, какими способами можно реагировать так, чтобы соблюдать вежливость, выглядеть достойно и не вредить окружающим. Родители могут разъяснить жесты и поступки, которые уместны в той или иной ситуации, показать на личном примере, как важны сочувствие или ответная реакция. То, что малыш видит в семье, он потом понесет в свой детский мир, и уже свой жизненный опыт будет переживать исходя из принципов семейного воспитания чувств.