Школьное образование является обязательным. Посещение образовательного учреждения становится важной частью жизни современного ребёнка в возрасте от семи до восемнадцати лет. Ответственные родители понимают всю важность процесса обучения, потому стараются создать лучшие условия для ученика. Занятия по подготовке к школе есть в каждом детском садике. Их может вести учитель или педагоги дошкольного образования. Но возраст поступления в первый класс может варьироваться в зависимости от того, насколько ребёнок готов к обучению к школе. Как же правильно определить эту готовность?
Что значит «к школе готов»?
Если ребёнок в целом здоров, его готовность к школе определяется специалистами примерно за полгода до окончания детского сада. В это время дошкольнику должно быть больше шести лет, но по желанию родителей можно протестировать ребёнка и раньше. Психолог, невролог и логопед пообщаются с будущим первоклассником, зададут несколько вопросов, чтобы проверить общее развитие, оценят зрелость нервной системы, понаблюдают за навыками и способностью концентрироваться. Полную и наиболее репрезентативную картину можно будет получить, только наблюдая малыша в динамике в течение хотя бы полугода. Чаще всего происходит просто срез знаний на момент обращения родителей к специалисту.
Подробная оценка готовности ребёнка к школе появилась в системе образования не так давно. Еще два десятилетия назад практически любого физически здорового дошкольника без выраженного отставания психического или умственного развития считали готовым учиться в общеобразовательной школе. Потом главное место заняла оценка академических навыков у ребёнка. Это веяние совпало с массовым развитием системы дополнительного образования и методик раннего развития. Уже в детсадовском возрасте малыш, как правило, посещал какой-либо кружок. Первый учебник кроха мог раскрыть в два-три года — обучение чтению именно в этом возрасте является популярной методикой. Родители начинали учить ребёнка буквам и слогам параллельно с изучением цветов и видов животных.
Возраст ребёнка — не главное
Не удивительно, что при таком раннем развитии большинство детей к шести годам уже знают буквы, могут читать и считать. Если по какой-либо причине ребёнок попадет в детский сад в более старшую по возрасту группу, он подготовку к школе начнет раньше, чем прочие его ровесники. И тогда родители настаивают на том, чтобы школьное образование началось также на год раньше, ведь все признаки готовности к этому налицо: читает, считает, даже может знать какие-то иностранные слова. Зачем такому ребёнку еще год проводить в детском саду? Может пропасть желание учиться, узнавать что-то новое, малыш заскучает. А в школе уже мог бы активно осваивать науки — к этому есть все предпосылки.
К сожалению, очень часто такое решение бывает ошибочным. Готовность к школе — понятие более широкое, чем просто овладение навыками письма и счета. Зачастую родители сталкиваются с ситуацией, когда хорошо читающий и считающий ребёнок уже к концу первого класса плохо справляется с программой, ему сложно учить правила, портится почерк. Почему так происходит? Нет контакта с учителем? Неудачный учебник? На самом деле, просто ученик не был готов к школе на базовом уровне.
За страницами школьного учебника
Обучение в школе — это особый образ жизни, а не только информация из учебника. В благоприятной располагающей обстановке практически любого ребёнка можно научить и читать, и считать, и писать буквы. Но для готовности к школе важно не столько развитие навыка, сколько искреннее осознание учеником, зачем это нужно делать, почему необходимо слушать учителя, как себя правильно вести на уроке.
Например, не по годам развитые дети-звездочки часто сталкиваются с крахом самооценки. Они лучше других сверстников успевали на развивающих занятиях и привыкли к тому, что им все дается легко. Но в школе ситуация иная. Учитель не всегда спросит именно того ученика, который тянет руку — важно опросить всех детей в классе. Потенциальному отличнику обидно — он же так хотел ответить! Отрицательный настрой помешает сосредоточиться на изучаемом материале — так появляется первый маленький пробел в знаниях, а значит, последующее задание уже не будет таким легким. Но к серьезной работе ребёнок не привык, ему не интересно то, что не получается само собой. Он все реже слышит похвалу, разочаровывается в учебе как таковой, перестает стараться. А ведь все так радужно начиналось! И это была только одна из многих причин школьных неудач.
Также важное значение имеет физическое развитие ребёнка. Казалось бы, какое отношение группа здоровья имеет к способности красиво писать буквы? На самом деле, непосредственное. Организм — единое целое. Нервной системе нужны ресурсы для успешной деятельности так же, как и прочим органам. Но если организм будет ослаблен, то это не прибавит ресурсов для интеллектуального развития ребёнка. Могут оказаться значимыми такие простые вещи, как навыки самообслуживания. В классе ученику учитель не станет помогать найти нужный учебник в портфеле и завязывать шнурки на ботинках, а родителей рядом не будет. Если ребёнок не очень хорошо справляется с подобными навыками, его первые месяцы в школе пройдут в состоянии постоянного стресса. Вряд ли это позитивно повлияет на успеваемость и способность концентрироваться на предмете.
Учитель обратит на это внимание
Как же помочь ребёнку по-настоящему эффективно подготовиться к школе? Здесь может помочь будущий первый учитель. Этот педагог специализируется на первых годах школьного обучения, и конечно, он видит тенденции развития новых поколений учеников. Учитель напомнит родителям, что образование в школе получает ребёнок, а не они сами. Значит, их главная задача — не научить школьника чему-то, а развить его способность учиться самостоятельно.
Подготовка к школе могла проходить в веселой забавной форме. Но и там очевидно были задания, которые ребёнку не очень нравились. Как именно он тогда себя вел? Все еще выполнял неприятную работу, потому что этого попросил педагог? Или отказался и занялся более интересным делом? Осознание необходимости выполнить любое задание тогда, когда этого требует учитель — важная составляющая психологической готовности к школе. Как у ребёнка обстоят дела с усидчивостью? Может ли он сидеть и заниматься спокойными делами хотя бы в течение получаса? Иногда неспособность сконцентрировать внимание на обучении надолго существенно портит первые месяцы ученика в школе.
Непредвиденные ситуации
Но не все могут предусмотреть и школьный учитель, и педагоги раннего развития. Бывают такие состояния у ребёнка, которые невозможно предвидеть, пока не началось школьное обучение. Иногда готовность к школе подтверждается всеми специалистами, и ученик только радует учителя на первых уроках, однако уже к концу первого класса картина выглядит весьма удручающе. Так, например, могут проявляться первые признаки дислексии или дисграфии.
Эти особенности развития практически невозможно определить в дошкольном возрасте, так как ребёнок еще не занимается той деятельностью, в которой позже возникнут проблемы. Ни один специалист не признает нарушением низкую скорость чтения или зеркальное написание букв, когда малышу еще не исполнилось и шести лет. Даже в начальной школе такие диагнозы не ставятся раньше третьего класса.
Что остается родителям в такой ситуации? Только принять ситуацию как данность и попытаться помочь своему школьнику. Для этого понадобятся консультации логопеда, невролога и дефектолога. Возможно, нужно будет провести медицинские исследования и курс терапии или, если выявленные нарушения окажутся серьезными и требующими особенных программ, перевести ребёнка в коррекционную школу по направлению комиссии.