Еще раз о готовности ребенка к школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Школьное образование является обязательным. Посещение образовательного учреждения становится важной частью жизни современного ребёнка в возрасте от семи до восемнадцати лет. Ответственные родители понимают всю важность процесса обучения, потому стараются создать лучшие условия для ученика. Занятия по подготовке к школе есть в каждом детском садике. Их может вести учитель или педагоги дошкольного образования. Но возраст поступления в первый класс может варьироваться в зависимости от того, насколько ребёнок готов к обучению к школе. Как же правильно определить эту готовность?

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

Что значит «к школе готов»?

Если ребёнок в целом здоров, его готовность к школе определяется специалистами примерно за полгода до окончания детского сада. В это время дошкольнику должно быть больше шести лет, но по желанию родителей можно протестировать ребёнка и раньше. Психолог, невролог и логопед пообщаются с будущим первоклассником, зададут несколько вопросов, чтобы проверить общее развитие, оценят зрелость нервной системы, понаблюдают за навыками и способностью концентрироваться. Полную и наиболее репрезентативную картину можно будет получить, только наблюдая малыша в динамике в течение хотя бы полугода. Чаще всего происходит просто срез знаний на момент обращения родителей к специалисту.

Подробная оценка готовности ребёнка к школе появилась в системе образования не так давно. Еще два десятилетия назад практически любого физически здорового дошкольника без выраженного отставания психического или умственного развития считали готовым учиться в общеобразовательной школе. Потом главное место заняла оценка академических навыков у ребёнка. Это веяние совпало с массовым развитием системы дополнительного образования и методик раннего развития. Уже в детсадовском возрасте малыш, как правило, посещал какой-либо кружок. Первый учебник кроха мог раскрыть в два-три года — обучение чтению именно в этом возрасте является популярной методикой. Родители начинали учить ребёнка буквам и слогам параллельно с изучением цветов и видов животных.

Возраст ребёнка — не главное

Возраст ребёнка — не главное

Не удивительно, что при таком раннем развитии большинство детей к шести годам уже знают буквы, могут читать и считать. Если по какой-либо причине ребёнок попадет в детский сад в более старшую по возрасту группу, он подготовку к школе начнет раньше, чем прочие его ровесники. И тогда родители настаивают на том, чтобы школьное образование началось также на год раньше, ведь все признаки готовности к этому налицо: читает, считает, даже может знать какие-то иностранные слова. Зачем такому ребёнку еще год проводить в детском саду? Может пропасть желание учиться, узнавать что-то новое, малыш заскучает. А в школе уже мог бы активно осваивать науки — к этому есть все предпосылки.

К сожалению, очень часто такое решение бывает ошибочным. Готовность к школе — понятие более широкое, чем просто овладение навыками письма и счета. Зачастую родители сталкиваются с ситуацией, когда хорошо читающий и считающий ребёнок уже к концу первого класса плохо справляется с программой, ему сложно учить правила, портится почерк. Почему так происходит? Нет контакта с учителем? Неудачный учебник? На самом деле, просто ученик не был готов к школе на базовом уровне.

За страницами школьного учебника

Обучение в школе — это особый образ жизни, а не только информация из учебника. В благоприятной располагающей обстановке практически любого ребёнка можно научить и читать, и считать, и писать буквы. Но для готовности к школе важно не столько развитие навыка, сколько искреннее осознание учеником, зачем это нужно делать, почему необходимо слушать учителя, как себя правильно вести на уроке.

Например, не по годам развитые дети-звездочки часто сталкиваются с крахом самооценки. Они лучше других сверстников успевали на развивающих занятиях и привыкли к тому, что им все дается легко. Но в школе ситуация иная. Учитель не всегда спросит именно того ученика, который тянет руку — важно опросить всех детей в классе. Потенциальному отличнику обидно — он же так хотел ответить! Отрицательный настрой помешает сосредоточиться на изучаемом материале — так появляется первый маленький пробел в знаниях, а значит, последующее задание уже не будет таким легким. Но к серьезной работе ребёнок не привык, ему не интересно то, что не получается само собой. Он все реже слышит похвалу, разочаровывается в учебе как таковой, перестает стараться. А ведь все так радужно начиналось! И это была только одна из многих причин школьных неудач.

Также важное значение имеет физическое развитие ребёнка. Казалось бы, какое отношение группа здоровья имеет к способности красиво писать буквы? На самом деле, непосредственное. Организм — единое целое. Нервной системе нужны ресурсы для успешной деятельности так же, как и прочим органам. Но если организм будет ослаблен, то это не прибавит ресурсов для интеллектуального развития ребёнка. Могут оказаться значимыми такие простые вещи, как навыки самообслуживания. В классе ученику учитель не станет помогать найти нужный учебник в портфеле и завязывать шнурки на ботинках, а родителей рядом не будет. Если ребёнок не очень хорошо справляется с подобными навыками, его первые месяцы в школе пройдут в состоянии постоянного стресса. Вряд ли это позитивно повлияет на успеваемость и способность концентрироваться на предмете.

Учитель обратит на это внимание

Учитель обратит на это внимание

Как же помочь ребёнку по-настоящему эффективно подготовиться к школе? Здесь может помочь будущий первый учитель. Этот педагог специализируется на первых годах школьного обучения, и конечно, он видит тенденции развития новых поколений учеников. Учитель напомнит родителям, что образование в школе получает ребёнок, а не они сами. Значит, их главная задача — не научить школьника чему-то, а развить его способность учиться самостоятельно.

Подготовка к школе могла проходить в веселой забавной форме. Но и там очевидно были задания, которые ребёнку не очень нравились. Как именно он тогда себя вел? Все еще выполнял неприятную работу, потому что этого попросил педагог? Или отказался и занялся более интересным делом? Осознание необходимости выполнить любое задание тогда, когда этого требует учитель — важная составляющая психологической готовности к школе. Как у ребёнка обстоят дела с усидчивостью? Может ли он сидеть и заниматься спокойными делами хотя бы в течение получаса? Иногда неспособность сконцентрировать внимание на обучении надолго существенно портит первые месяцы ученика в школе.

Непредвиденные ситуации

Но не все могут предусмотреть и школьный учитель, и педагоги раннего развития. Бывают такие состояния у ребёнка, которые невозможно предвидеть, пока не началось школьное обучение. Иногда готовность к школе подтверждается всеми специалистами, и ученик только радует учителя на первых уроках, однако уже к концу первого класса картина выглядит весьма удручающе. Так, например, могут проявляться первые признаки дислексии или дисграфии.

Эти особенности развития практически невозможно определить в дошкольном возрасте, так как ребёнок еще не занимается той деятельностью, в которой позже возникнут проблемы. Ни один специалист не признает нарушением низкую скорость чтения или зеркальное написание букв, когда малышу еще не исполнилось и шести лет. Даже в начальной школе такие диагнозы не ставятся раньше третьего класса.

Что остается родителям в такой ситуации? Только принять ситуацию как данность и попытаться помочь своему школьнику. Для этого понадобятся консультации логопеда, невролога и дефектолога. Возможно, нужно будет провести медицинские исследования и курс терапии или, если выявленные нарушения окажутся серьезными и требующими особенных программ, перевести ребёнка в коррекционную школу по направлению комиссии.

Читайте также

Готовность ребенка к школе: здоровье детей и зрелость
Тем детям, которые в новом году пойдут в первый класс, потихоньку нужно готовиться к школе, и родителям нужно знать некоторые данные.
Подготовка детей к школе: советы родителям
Дети должны быть готовы к школе не только интеллектуально, но и психологически.
Чем прекрасен дошкольный возраст детей?
Дети на протяжении всего дошкольного возраста радуют родителей творчеством и желанием узнать как можно больше нового.
Психологическая готовность ребенка к школе
Готов ли ребенок к школе психологически? Узнайте из этой статьи.
Когда лучше отдавать ребенка в школу?
В каком возрасте идти ребенку в школу? Определяем готовность к обучению.
Если малыш начал говорить плохие слова
Почему сквернословят маленькие дети? Как к этому относиться и как исправить ситуацию? Родители вместе с воспитателем ищут решение.
Опубликовано 13.02.2018 18:46, обновлено 17.04.2020 18:37
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Профилактика дачных травм

Как избежать травм на даче: советы дачникам. Самые частые травмы.

Здоровье дачника: что взять с собой на дачу

Многие жители городов на летний период переезжают на свои дачные участки. Несмотря на то, что дачники в основном это люди со стажем, немногие из них предусматривают сразу все необходимые вещи, которые могут понадобиться даже на первое время.

Малыш едет на дачу

Очень многие современные родители стараются почаще вывозить городских детей отдохнуть на даче. Это не только приятно, но и полезно для малыша.

11 продуктов против солнечных ожогов

На любой кухне наверняка найдется хотя бы один продукт, который способен успокоить боль, жжение и избавить от прочих неприятностей после затянувшегося свидания с солнцем.

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки