Радикальным феминисткам перед прочтением статьи стоит накапать себе валерьянки, пустырника и настойки пиона уклоняющегося. Потому что речь пойдет о том, что для любой поборницы прав женщин звучит совершенно оскорбительно и возмутительно: о многоженстве. Но вовсе не каждая женщина согласится с феминистским взглядом на проблему, о которой предлагает поговорить MedAboutMe.
Полигамия как образ жизни
Считается, что мужчины от природы полигамны. Этакие сеятели генов. Чем больше «насеял» потомков — тем круче мачо. Предок залез бы на пенек и с гортанным воплем побил себя в волосатую грудь большими кулаками. Или маленькими кулачками в тощую грудь, потому что способность к оплодотворению и успех у дам не всегда связаны с фактурной внешностью и властной победительной силой.
Еще считается, что женщины от той же природы скорее моногамны и гораздо менее склонны к изменам и частой смене партнеров. Заполучила одного в индивидуальное пользование — и все, успокоилась и пошла варить борщ, рожать детей и вить гнездо на долгие годы счастливой совместной жизни.
Однако, все не так просто. Не складывается картинка, если вглядеться внимательно в результаты опросов и попробовать сложить несколько простых чисел.
Судя по результатам опросов, партнерш у мужчин гораздо больше, чем партнеров у женщин. И небольшой численный перевес женщин на планете этой разницы явно не покрывает. Откуда в таком случае берутся эти «лишние» партнерши? Несколько бедняжек отдуваются за прочих целомудренных сестер? Или кое-кто слегка приукрашивает, пользуясь анонимностью анкетирования и невозможностью проверить достоверность ответов…
Замужних женщин по тем же опросам значительно больше, чем мужчин, считающих себя женатыми. Тоже странно.
Несколько лет назад в разных местах планеты появлялись сообщения о том, что чуть ли не треть отцов воспитывают чужих детей, не подозревая об этом. Что совершенно не вписывается в концепцию о моногамности женщин. Но позднее мужчин несколько успокоили результаты других исследований, гораздо более приятных для представителей сильного пола. Разницу объяснили тем, что первые статистические данные были получены на основании анализа тестов на отцовство. Понятно, что обращались в лаборатории те, у кого были основания сомневаться в своем отцовстве, что существенно влияет на результат. Ведь тех, кто спокойно растит детей и никаких анализов не проводит, значительно больше. А они в эту выборку не попали.
Так может быть, стоит всмотреться в наших ближайших родственников — в образ жизни высших приматов? Быть может, это поможет выяснить, склонен ли человек к моногамии или промискуитету?
Свободные отношения или строгая моногамия?
У приматов тоже все неоднозначно. Гиббоны образуют устойчивые пары, то есть демонстрируют несомненную склонность к моногамии. Орангутаны вообще одиночки и встречаются только для спаривания, а потом опять разбредаются по джунглям. Гориллы живут полигамными семьями: один самец и несколько самок. А шимпанзе собираются в компании, где царят самые свободные нравы: все спариваются со всеми, хотя несколько самок и самцов имеют преимущества из-за возраста, силы или нахальства.
Понять, как именно строили половые отношения наши предки, практически невозможно. А если посмотреть на ныне существующие формы социальных отношений, то можно запутаться еще больше.
Есть основания думать, что принятая в обществе моногамия вовсе не обязательно говорит о том, что каждый из пары вступает в половые отношения исключительно со своим партнером. То есть может иметь место неявная полигамия — партнеры на стороне.
Большую часть своей взрослой жизни я прожила в положении второй жены. Так сложилось. Мой покойный муж/сожитель был женат, когда мы встретились, что не помешало нам друг друга полюбить. Но первую жену он тоже любил, разводиться не хотел и не собирался. Поставил нас перед этим фактом. Разумеется, ни ей, ни мне это не нравилось. Но Стас был человеком редкой харизмы. Отказаться от него не смогла ни я, ни она. Так и жили, в состоянии хрупкого нейтралитета. Общались. Она даже сидела с нашим сыном, когда я заканчивала институт, а я брала к себе их со Стасом дочку, когда Регина, ее мать, попадала в больницу или уезжала к родителям. Это продолжалось почти 20 лет. Сейчас Стаса уже нет, он умер несколько лет назад, у каждой из нас новые семьи. Но знаете, я Регину теперь считаю родным человеком. Как бы мы ни относились друг к другу ранее, любовь к одному мужчине нас навсегда связала. Теперь мы родственницы по мужу.
В обществе, в котором официально закреплена возможность зарегистрировать брак только с одним партнером, живут любовницы и любовники, вторые и третьи семьи. И не всегда они скрываются. Для таких отношений даже появился специальный термин — согласованная немоногамия. Партнеры не скрывают своих контактов с другими, в чем бы они не выражались — в душевном общении, страстном соитии или общих интересах. И, судя по исследованиям, проведенным канадскими учеными, уровень счастья и удовлетворенности жизнью в таких открытых союзах ничуть не меньше, чем в моногамных.
В свободных отношениях состоит не так уж мало людей. По нашим оценкам, речь идет от 3-7% всего населения США и Канады, где мы проводили опросы. Можно считать такие пары распущенными, аморальными и какими угодно еще, но они существуют. Значит, именно такая форма отношений устраивает этих партнеров.
Вероятно, институт моногамного союза устаревает. Возможно, мы стали просто слишком многого ожидать от своих партнеров, и желание соответствовать ожиданиям начинает слишком давить на отношения. А под давлением, как известно, все ломается. Стоит подумать о том, что ценность строго моногамной семьи может оказаться слишком преувеличенной. Во всяком случае, идеальной эту форму отношений сегодня считают меньше людей, чем прежде.
Полигиния и полиандрия: что хуже?
Полигамных союзов не так уж и мало даже в России, где сильны патриархальные традиции. Особенно в регионах, где большинство населения исповедуют ислам, в котором многоженство не запрещено. Просто вторые и последующие браки не регистрируются официально. Правда, далеко не все мужчины-мусульмане стремятся непременно обзавестись более чем одной женой. И не только потому, что первая жена может быть против. Законы требуют, чтобы все жены получали всего поровну и в достатке: ласки, внимания, подарков, страстных ночей, красивой одежды. А обеспечить все это могут только очень состоятельные мужчины.
Тем не менее, полигамные семьи существуют во всем мире. И женщины вступают в такие отношения по собственной воле. И даже выступают против попыток «освобождения угнетенных женщин» от ужасов полигамной семьи. Потому что в некоторых странах отказ от привычной формы семейных отношений лишает женщину даже тех социальных гарантий, которые она получает в качестве одной из жен.
Показательны исследования, проведенные в Танзании, где полигамные союзы — обычное явление.
С одной стороны, в таких семьях у женщин и детей не самое хорошее здоровье, им часто не хватает пищи. Но это может быть связано с тем, что полигамные союзы чаще заключаются именно среди наименее обеспеченных слоев населения, проживающих в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой. Но при сравнении моно- и полигамных семей, проживающих в одной деревне, вторые явно отличались более высоким уровнем жизни. Они владели большими наделами обрабатываемой земли, большим количеством скота, а значит и пищи.
Мужчина, взяв женщину в жены, обязан содержать ее всю жизнь. Разводов у танзанийцев почти не происходит, так как это неизбежно связано с имущественными потерями для мужчины. А женщина после развода оказывается практически вне закона, как и ее дети.
Поэтому сами танзанийки вовсе не стремятся избавиться от полигамных союзов, и не только из экономических соображений. Они считают, например, что отмена многоженства может привести к вспышке заболеваемости СПИДом. Это связано с существованием многочисленных запретов на половые контакты в разные периоды жизни женщины. Если у мужчины нет других жен, он более склонен к случайным связям, что в условиях эпидемии СПИДа совсем не безопасно.
Быть может, женщине больше подходит другая форма полигамии — полиандрия? Такие семьи гораздо большая редкость, но тоже встречаются. В некоторых тибетских племенах женщина выходит замуж сразу за всех братьев в семье. Ее дети считаются родными всем отцам и наследуют общее имущество. Но хорошо ли самой женщине в таком союзе? Предпочла бы она жить с единственным мужем? Вопрос остается открытым.
Вот что говорят о полигамных браках россиянки:
«Я не против второй жены в нашей семье. Речь ведь идет не только и не столько о постели. Скорее, о том, что союз троих или четверых умных, любящих друг друга людей — куда большая сила, чем пара. Если все с самого начала открыто, без лжи — то мы по определению становится единомышленниками, опорой друг для друга»
«По-моему, женщины, согласные на появление у мужа второй жены, просто лукавят. Не может нормальная женщина приветствовать появление в доме соперницы. Рано или поздно, но ревность прорвется и проявится, и тогда настанет ад для всех»
Имущество, дети, половые инфекции — все общее?
Не обязательно. Кто-то из многоженцев уверен, что все должны жить вместе, что только такая семья — сила. Другие предпочитают, чтобы жены жили в разных домах (если есть такая возможность) и никак не пересекались. Разве что в редких случаях. Таким образом мужья нескольких женщин надеются избежать трений между супругами.
Но конфликт интересов все равно неизбежен, если полигамная семья проживает в стране, где официально разрешены только моногамные браки. Юридически права на имущество имеет только та женщина, с которой заключен официальный брак. Остальным в случае расставания или смерти мужа придется доказывать в суде свои права, и не факт, что получится это сделать.
Зато половые инфекции могут свободно передаваться от одной женщины к другой, если только мужчина не следит тщательно за здоровьем всех участников союза и не забывает о применении барьерных средств. Что часто исключается по религиозным соображениям.
Еще один негативный момент проявляется в замкнутых общинах, где практикуется полигамия. Браки нередко заключаются между людьми, находящихся друг с другом в родстве. Это значительно увеличивает риск проявления генетических патологий.
Например, в общине американских мормонов-фундаменталистов, не отказавшихся от многоженства и одобряющих родственные браки, распространено генетическое заболевание, крайне редко встречающееся за пределами общины. Речь идет о мутации рецессивного типа, вызывающей дефицит фермента фумаразы. В относительно малочисленной общине выявлено более 20 детей с дефицитом фумаразы, тогда как во всем мире было описано всего 10 случаев этого заболевания. Недуг проявляется в задержке развития, патологии костей черепа, судорожными припадками и периодической комой.
Страны и регионы, где многоженство — норма
- Хотя Коран и разрешает многоженство, официально узаконено оно далеко не во всех мусульманских странах. А вот в Африке полигамия распространена повсеместно: в таких браках состоит около 30% африканцев. Больше всего жен у короля Свазиленда Мсвати III — 13. Это намного меньше, чем было у его предшественника, который управлялся с 70 женами.
- У правителя ЮАР Джейкоба Зумы тоже 5 официальных жен и 3 дополнительных. Детей то ли 18, то ли 21.
- Султан Брунея женат на троих женщинах, что вполне соответствует исламской традиции. Жены султана не жалуются: их супруг — один из богатейших людей планеты, и баловать жен ему ничего не мешает.
- Разрешено многоженство и в Сирии. Но здесь это явление не слишком распространено, так как уровень материального обеспечения недостаточно высок для того, чтобы обеспечивать хотя бы одну жену. Мужчины-сирийцы часто откладывают женитьбу до 40 и более лет, так как раньше просто не могут накопить достаточно средств.
- По той же причине в Египте всего 5% браков полигамные. Из-за финансовых проблем египтянину не всегда удается прокормить даже одну жену и детей, поэтому о второй мало кто помышляет.
- Алжирцы могут, в принципе, жениться несколько раз. Но для этого им понадобится согласие первой жены и разрешение суда.
- Так же обстоят дела в Эмиратах и Конго. А вот Саудовская Аравия женщин дискриминирует по полной программе. У первой, да и у последующих жен, никто согласия спрашивать не будет. Да и принципы равноправия, соблюдения которых требует Коран, часто игнорируются. Мужчина сам решает, кому чего и сколько давать. Это относится и к вниманию, и к подаркам, и к ласке. Женщинам приходится только соглашаться, так как непослушная жена может быть сурово наказана.
- Мужчины в Мьянме тоже могут завести несколько жен, хотя официально это не одобряется. Но женщинам просто деваться некуда: очень уж мало в стране мужчин. В некоторых населенных пунктах их в 5 раз меньше, чем женщин.
- Нигерийцам официально разрешено иметь не более 4 жен. Но Африка такая Африка… У Мухаммада Белло Масабы к 84 годам было 86 жен. И наказан он не был.
- Главой самой большой семьи на планете является индиец Зиона Чана. У него 94 дочери и сына от 39 жен. Количество внуков постоянно увеличивается, как и число невесток и зятьев. Все обитают в одном большом доме, размещаясь в больших общих помещениях. Отдельная комнатушка есть только у главы семейства. В доме даже есть собственная школа!