О «гимнастике для мозга», развивающих упражнениях для улучшения навыков мышления, памяти, скорости реакции знают все. Но есть и упражнения для тела, благодаря которым дети начинают лучше мыслить, разговаривать, учиться и развиваться не только физически. MedAboutMe рассказывает о методе стимуляции мозжечка, рекомендованном как для обычных, так и для особых детей с различными нарушениями развития.
Древние части мозга и роль мозжечка
Еще не так давно считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы и можем показывать сценки, как «идет бычок, шатается». Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребёнка.
Мозжечок состоит из двух основных частей — древняя называется «червем» из-за внешней схожести, и подобная структура есть у всех высших млекопитающих. Этот небольшой «червячок» отвечает за регулировку эмоционального ответа, концентрацию внимания и помогает нам координировать движения и сохранять равновесие тела.
Новые части мозжечка, два небольших полушария, появились у человека в ходе эволюции, когда базовых эмоций и путей обработки знаний стало не хватать, а еще у человека разумного начала появляться речь. Они связаны с лобными долями, причем не только получая от них сигналы, но и отправляя их. А еще именно в этих мини-полушариях находится более половины всех нервных клеток мозга, если сравнивать с другими подструктурами, и именно мозжечок — самая быстрая часть мозга, скорость реакций в нем удивительна. А стимулировать эти полушария можно через воздействие на «червячка», заданиями на различные сочетания физических и умственных упражнений.
Хочешь быть умным? Стимулируй мозжечок!
Сам мозжечок привлек внимание ученых довольно поздно. Определив, что эта часть мозга отвечает за координацию и баланс, исследователи утратили к ней интерес: в головном мозге множество еще не вполне изученных структур. И, как оказалось, зря.
В середине XX века доктор Фрэнк Бильгоу начал свои наблюдения за развитием детей. Во времена преподавания в школе он отметил прямое соответствие между тем, какие игры предпочитали его ученики на переменах, и их успехами в классе.
В 1960-х годах доктор Ф. Бильгоу опубликовал результаты наблюдений. Ученики, предпочитавшие игры, где надо было уметь балансировать на досках, координировать движения и задействовать навыки зрительно-моторной координации, лучше успевали в учебе.
Наблюдениями доктор не ограничился: в течение нескольких лет он стимулировал развитие детей при помощи специально разработанных упражнений и изучал, как такая «мозговая физкультура» сказывается на их навыках чтения. По результатам долголетних исследований Бильгоу создал специальное оборудование — доску для балансировки, довольно простые дополнения к ней и программу, названную позже «Прорыв в обучении», “Learning Breakthrough”.
В течение более чем 30 лет после открытия Френка Бильгоу ученые и врачи США наблюдали и исследовали воздействие упражнений из программы доктора на детей. Эффективность их доказана однозначно, а подтверждение наблюдениям доктора пришло и с другой стороны. В последние десятилетия все больше исследований подтверждают, что большинство детей с нарушениями развития речи и проблемами в поведении имеют также нарушения функций мозжечка.
Кому нужна гимнастика для мозжечка?
Самый простой ответ на этот вопрос — всем. Каждый ребёнок получает свою часть упражнений, еще находясь внутри матери. Мозг плода тренируется распознавать положение тела, координировать движения на самых простых «заданиях», для начала — довести ручку до рта. Позже при рождении малыши получают богатую стимулами среду развития: можно двигать руками, ногами, учиться держать голову, переворачиваться, сидеть и не падать. Лучшая тренировка в это время — давать ребёнку возможность самостоятельного движения, не пеленая его во время активности. А еще первый «специальный снаряд» для тренировки мозжечка — это колыбелька или родительские руки. При качании, изменении положения тела начинается активная стимуляция базальных ганглий, и это очень важно для развития мозга.
Как определить, нужны ли мозжечку дополнительные занятия? Нейропсихологи выделяют несколько признаков, которые свидетельствуют о недостаточной функции мозжечка:
- позднее начало самостоятельной ходьбы, пропуск стадии ползания;
- позднее начало речи;
- высокая возбудимость, утомляемость ребёнка, сложности с самоконтролем;
- отвлекаемость, трудности с концентрацией;
- плохая память;
- пониженная успеваемость в школе;
- нарушения в поведении, изменчивость настроения, импульсивность;
- нарушения координации движений (неуклюжесть, неловкость, сложности в активных играх), отставание в моторном развитии.
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.
Специалисты говорят, что детей с отставанием в развитии речи, нарушениями функций вестибулярного аппарата сегодня выявляется все больше. Эти проблемы вполне решаемы, если вовремя отметить отставание и начать коррекцию. Мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
Балансировка с Баламетриксом: упражнения и материалы
Баламетрикс (Balametrix) — такое название носит основное оборудование для гимнастики, изобретенное еще доктором Бильгоу. Это балансировочная доска с разметкой и регулируемым уровнем наклона. В набор для лечебной физкультуры по Бильгоу входят также мячики, мешочки с разной массой, плашка, мишень и т. д. Все оборудование — вполне доступное и не требует электронных компонентов или огромных финансовых вложений.
Как проходят занятия? Ребёнок встает на Баламетрикс, балансировочную доску, и следует заданиям. Например, школьник пытается ловить и кидать мячик, называя буквы алфавита или имена, дети помладше (программа доступна с 4 лет) могут начинать с простейших упражнений: поворотов туловища, перекидывания мешочка с крупой из одной руки в другую, наклонов, движений руками. Все это — пытаясь устоять на доске, которая чутко реагирует на любое изменение положения тела, и это важно.
Игровая физкультура, полезная для развития ребёнка во всех направлениях, может выглядеть так. Ребёнок стоит на балансировочной доске и при этом:
- ловит и кидает взрослому мешочки, набитые крупой (3 мешочка с разным весом);
- подкидывает вверх и ловит мешочек двумя и одной рукой;
- отбивает подвешенный мячик то одной, то двумя руками;
- кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу;
- отбивает мячик на резинке от наклонной доски;
- отбивает мячик ракеткой;
- залезает и слезает на доску с разных сторон;
- садится «по-турецки» на доску с пола или из положения стоя на доске;
- имитирует плавательные, вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди;
- нагибается, дотягивается руками до пола и т. д.
В различных центрах программа может дополняться интерактивными досками, выполнениями упражнений в специальных очках, переворачивающих картинку вверх ногами, занятиями на фитболе и других снарядах. Хорошо, если хотя бы базовую программу с ребёнком будет проводить инструктор: он выявит мишени коррекционного воздействия, подберет правильный комплекс упражнений, оценит, с какого уровня сложности (и наклона доски) можно начинать, проследит за соблюдением безопасности занятий.
Вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребёнку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми, арифметическими заданиями.
Тем взрослым, кто считает это несерьезным занятием, мы настойчиво советуем попробовать сделать что-то из списка самостоятельно. Ну а тем, кто не хочет ждать до 4-х лет и желает развивать ребёнка раньше, стоит обратить внимание на различные доступнейшие снаряды, улучшающие координацию движений ребёнка: качели, фитболы, бордюры во дворе, по которым можно ходить, лошадки-качалки дома и на детских площадках, беговелы, батуты и прыжки на кровати. Все это можно превратить в полезнейшее оборудование для развития мозжечка даже у самых-самых маленьких.