Гиперактивные дети: особенности развития и поведения в школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребёнок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребёнком и можно ли найти к нему подход?

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Стоит отметить, что при нормальном развитии ребёнка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».

Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребёнок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.

  1. Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
  2. Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
  3. Найдется ребёнок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.

Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребёнка.

Основные проявления гиперактивности у детей

К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.

Отследить последовательное развитие ребёнка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.

  • Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
  • Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
  • Говорит громко и быстро.
  • Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
  1. игнорирует знаки препинания;
  2. пропускает последние буквы в словах;
  3. упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
  4. в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
  • Суетится, делает много лишних движений.
  • Все время роняет и теряет предметы.
  • Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
  • Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
  • Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.

Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребёнка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребёнка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.

Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребёнок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Хотя гиперактивный ребёнок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, необходимо:

  • обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
  • организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
  • запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
  • включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
  • развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
  • учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
  • научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.

К сожалению, довольно часто учителя и родители, не понимая гиперактивных детей, совершают типичные для такой ситуации ошибки.

  • Наказание за излишнюю активность.

Очень частое явление в попытке заставить ребёнка «не вертеться» и сосредоточиться на задании. Как правило, постоянные замечания и одергивания не дают нужного результата, а лишь переключают его внимание с одной активности на другую.

  • Лишение двигательной активности.

Существует ошибочное мнение, что если гиперактивного малыша не перевозбуждать, принудительно ограничивая его двигательную активность, то это поможет справиться с проблемой. Однако данная особенность психики связана с физиологией ребёнка: он обязательно должен реализовать свою потребность в движении.

  • Разрешение двигательной активности в любое время.

Противоположная ошибка, когда окружающие взрослые дают полную свободу проявлениям гиперактивности, что лишь навредит ребёнку в будущем. Он должен со временем научиться себя контролировать и справляться с хаотичными порывами.

Детская психология говорит о гиперактивности не как о приговоре, а как о проблеме, которую можно и нужно решать. И окружающие взрослые должны помочь ребёнку правильно организовать повседневный режим, контролировать свое поведение, в результате чего вырастет очень активная и энергичная личность, способная достичь любых поставленных целей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Физическая нагрузка и менструальный цикл

Какие физические нагрузки лучше всего выполнять девушкам и женщинам в разные дни менструального цикла?

Предупреждающие симптомы инсульта у мужчин

Предупреждающие о скором инсульте у мужчин симптомы. Первая помощь, лечение и реабилитация после инсульта.

Газы у ребёнка: что вызывает газообразование и как с ним справиться?

Сколько пукать считается нормальным? Когда малышу с газообразованием нужен врач?

Прорезывание зубов у ребенка: что нужно знать маме

Когда у ребенка режутся зубы, у родителей начинаются проблемы. Малыш капризничает, не хочет спать, иногда поднимается температура. Как же помочь ребенку в этот период?

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 03.07.2019 13:52, обновлено 17.04.2020 18:09
Рейтинг статьи:
3,3

Читайте также

Творчество для детей и родителей – с чего начать?
Творчество – увлекательный процесс не только для детей, но и для родителей. Как развивать его в семье?
Особенности фантазии у детей
О чем говорят фантазии детей: страхи, творчество, вредные привычки?
Йога для детей: польза и противопоказания
Детская йога пользуется популярностью среди родителей и маленьких участников. Какую она имеет пользу и противопоказания?
Дети играют в странные игры: что делать родителям?
Что делать, если игровые сюжеты детей кажутся странными? А может, все не так страшно?
Жизнь по ту сторону витрины
Как меркантильные интересы взрослых и желание пользоваться популярностью ребенка влияют на психологию детей?
Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.