Гиперактивные дети: особенности развития и поведения в школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребёнок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребёнком и можно ли найти к нему подход?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Стоит отметить, что при нормальном развитии ребёнка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».

Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребёнок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.

  1. Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
  2. Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
  3. Найдется ребёнок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.

Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребёнка.

Основные проявления гиперактивности у детей

К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.

Отследить последовательное развитие ребёнка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.

  • Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
  • Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
  • Говорит громко и быстро.
  • Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
  1. игнорирует знаки препинания;
  2. пропускает последние буквы в словах;
  3. упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
  4. в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
  • Суетится, делает много лишних движений.
  • Все время роняет и теряет предметы.
  • Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
  • Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
  • Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.

Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребёнка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребёнка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.

Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребёнок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Хотя гиперактивный ребёнок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, необходимо:

  • обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
  • организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
  • запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
  • включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
  • развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
  • учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
  • научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.

К сожалению, довольно часто учителя и родители, не понимая гиперактивных детей, совершают типичные для такой ситуации ошибки.

  • Наказание за излишнюю активность.

Очень частое явление в попытке заставить ребёнка «не вертеться» и сосредоточиться на задании. Как правило, постоянные замечания и одергивания не дают нужного результата, а лишь переключают его внимание с одной активности на другую.

  • Лишение двигательной активности.

Существует ошибочное мнение, что если гиперактивного малыша не перевозбуждать, принудительно ограничивая его двигательную активность, то это поможет справиться с проблемой. Однако данная особенность психики связана с физиологией ребёнка: он обязательно должен реализовать свою потребность в движении.

  • Разрешение двигательной активности в любое время.

Противоположная ошибка, когда окружающие взрослые дают полную свободу проявлениям гиперактивности, что лишь навредит ребёнку в будущем. Он должен со временем научиться себя контролировать и справляться с хаотичными порывами.

Детская психология говорит о гиперактивности не как о приговоре, а как о проблеме, которую можно и нужно решать. И окружающие взрослые должны помочь ребёнку правильно организовать повседневный режим, контролировать свое поведение, в результате чего вырастет очень активная и энергичная личность, способная достичь любых поставленных целей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 03.07.2019 13:52, обновлено 17.04.2020 18:09
Рейтинг статьи:
3,3

Читайте также

Творчество для детей и родителей – с чего начать?
Творчество – увлекательный процесс не только для детей, но и для родителей. Как развивать его в семье?
Особенности фантазии у детей
О чем говорят фантазии детей: страхи, творчество, вредные привычки?
Йога для детей: польза и противопоказания
Детская йога пользуется популярностью среди родителей и маленьких участников. Какую она имеет пользу и противопоказания?
Дети играют в странные игры: что делать родителям?
Что делать, если игровые сюжеты детей кажутся странными? А может, все не так страшно?
Жизнь по ту сторону витрины
Как меркантильные интересы взрослых и желание пользоваться популярностью ребенка влияют на психологию детей?
Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.