Гиперактивные дети: особенности развития и поведения в школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребёнок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребёнком и можно ли найти к нему подход?

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Стоит отметить, что при нормальном развитии ребёнка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».

Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребёнок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.

  1. Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
  2. Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
  3. Найдется ребёнок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.

Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребёнка.

Основные проявления гиперактивности у детей

К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.

Отследить последовательное развитие ребёнка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.

  • Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
  • Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
  • Говорит громко и быстро.
  • Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
  1. игнорирует знаки препинания;
  2. пропускает последние буквы в словах;
  3. упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
  4. в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
  • Суетится, делает много лишних движений.
  • Все время роняет и теряет предметы.
  • Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
  • Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
  • Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.

Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребёнка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребёнка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.

Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребёнок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Хотя гиперактивный ребёнок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, необходимо:

  • обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
  • организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
  • запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
  • включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
  • развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
  • учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
  • научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.

К сожалению, довольно часто учителя и родители, не понимая гиперактивных детей, совершают типичные для такой ситуации ошибки.

  • Наказание за излишнюю активность.

Очень частое явление в попытке заставить ребёнка «не вертеться» и сосредоточиться на задании. Как правило, постоянные замечания и одергивания не дают нужного результата, а лишь переключают его внимание с одной активности на другую.

  • Лишение двигательной активности.

Существует ошибочное мнение, что если гиперактивного малыша не перевозбуждать, принудительно ограничивая его двигательную активность, то это поможет справиться с проблемой. Однако данная особенность психики связана с физиологией ребёнка: он обязательно должен реализовать свою потребность в движении.

  • Разрешение двигательной активности в любое время.

Противоположная ошибка, когда окружающие взрослые дают полную свободу проявлениям гиперактивности, что лишь навредит ребёнку в будущем. Он должен со временем научиться себя контролировать и справляться с хаотичными порывами.

Детская психология говорит о гиперактивности не как о приговоре, а как о проблеме, которую можно и нужно решать. И окружающие взрослые должны помочь ребёнку правильно организовать повседневный режим, контролировать свое поведение, в результате чего вырастет очень активная и энергичная личность, способная достичь любых поставленных целей.

Читайте также

Как научить активных детей концентрации и усидчивости?
Как развить у детей усидчивость? Методы развития внимательности и концентрации.
Гиперактивность детей – мифы и реальность
Все, что нужно знать родителям о гиперактивности.
Йога для детей: польза и противопоказания
Детская йога пользуется популярностью среди родителей и маленьких участников. Какую она имеет пользу и противопоказания?
Психология развития ребёнка с СДВГ
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требуют особого отношения. Можно ли справиться без медикаментов и к какому специалисту обращаться?
Как справляться с гиперактивным ребенком?
Эффективные рекомендации родителям гиперактивных детей.
Рассеянное внимание у детей: причины и помощь
Рассеянное внимание – причина низкой успеваемости в школе. Как повысить уровень внимательности у ребенка?
Опубликовано 03.07.2019 13:52, обновлено 17.04.2020 18:09
Рейтинг статьи:
3,3

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Профилактика дачных травм

Как избежать травм на даче: советы дачникам. Самые частые травмы.

Здоровье дачника: что взять с собой на дачу

Многие жители городов на летний период переезжают на свои дачные участки. Несмотря на то, что дачники в основном это люди со стажем, немногие из них предусматривают сразу все необходимые вещи, которые могут понадобиться даже на первое время.

Малыш едет на дачу

Очень многие современные родители стараются почаще вывозить городских детей отдохнуть на даче. Это не только приятно, но и полезно для малыша.

11 продуктов против солнечных ожогов

На любой кухне наверняка найдется хотя бы один продукт, который способен успокоить боль, жжение и избавить от прочих неприятностей после затянувшегося свидания с солнцем.

Как летом избежать солнечных ожогов?

Солнечные ожоги – извечная летняя проблема. Можно ли избежать сожженных плеч и получить при этом красивый и ровный загар?

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки