Никто из нас не защищен от болезни на 100%. Работающий человек, подхватив грипп, сталкивается с выбором: отболеть несколько дней дома или отправиться на работу, стоя с температурой в переполненном метро, чихая и кашляя на коллег и с трудом соображая, как выполнить поставленную начальством задачу. MedAboutMe выяснял, как болеют гриппом в разных странах мира, включая Россию.
Больничные и здоровье сотрудников
Больничные за рубежом
Анализ данных из 22 стран с самым высоким уровнем жизни (Россия в этот список не вошла) показал, что оплачиваемые больничные есть далеко не во всех «богатых» государствах. В ходе исследования предполагалось, что при гриппе человеку нужно отсидеть дома 5 дней, чтобы оправиться от болезни и при этом не перезаражать коллег.
В результате выяснилось, что в США, Канаде и Японии национальная политика вообще не предусматривает существование больничных. Наиболее сложная ситуация с ними в Америке. Оплата болезней осуществляется работодателями исключительно на добровольных началах. В итоге 40% компаний частного сектора не оплачивают больничные своим работникам вовсе. Но в реальности, к ним еще надо добавить 49 млн человек, занятых в сельскохозяйственном бизнесе, на фрилансе и т.п. Более того, в Америке, даже если компания дает возможность сотруднику поболеть дома и готова за это заплатить, за болезнь может быть назначен штраф. Поэтому в 50% случаев люди предпочитают выходить на работу в любом состоянии. США также единственная страна из этих 22-х, которая даже в случае серьезной болезни (рак) не предоставляет 50-дневный оплачиваемый больничный своим работающим гражданам.
В последние годы ситуация с больничными в США начала меняться к лучшему. Например, существует такой порядок: за каждые 30 (или 40) часов работы в неделю человек имеет право получить час больничного. Это позволяет сотруднику за год «заработать» 5 дней на болезнь. А с 1 января будущего года компании, работающие по контракту с государством, будут обязаны предоставлять своим сотрудникам больничный на 7 оплачиваемых дней в год.
В Канаде, Франции, Ирландии, Италии, Японии, Испании и Великобритании сотрудникам оплачивается 2 дня или менее. Из остальных стран 11 гарантируют своим заболевшим гражданам среднюю оплату пропущенных по болезни 5 дней. Причем в 6 странах низкооплачиваемые работники получат большую компенсацию, чем сотрудники с средней заработной платой.
Практика показывает, что при неоплачиваемых больничных в подавляющем большинстве случаев люди продолжают ходить на работу. И это повышает риски для их коллег. В тех же США, по данным CDC, ежегодно 20 млн американцев идут на работу с гриппом. Это приводит к 200 тысячам госпитализаций и 36 тысячам случаев смерти от гриппа и его осложнений каждый год. Чиновники настойчиво рекомендуют гражданам, заболевшим гриппом, сидеть дома и не пускать больных детей в сады и школы. Но и в последнем случае решающим фактором является возможность одного из родителей взять больничный. При этом доказано, что дети легче переносят болезнь и быстрее восстанавливаются, когда родитель может находиться с ними рядом.
Чем ниже заработная плата, тем меньше шансов на оплату больничных. В США только 23% из самых низкооплачиваемых 10% работников страны имеют возможность отсидеться дома с гриппом и лишь незначительно потерять в зарплате. В группе, получающей максимальную зарплату («верхние» 10%) на оплачиваемый больничный уходят 83% сотрудников.
Эксперты говорят о двойном негативном эффекте политики «неоплачиваемых больничных»:
- в краткосрочном периоде человек либо ухудшает свое здоровье , а также здоровье близких и коллег, либо теряет оплату за пропущенную рабочую неделю;
- в долгосрочном периоде отказ от качественного лечения дома может привести к развитию других заболеваний или потере работы из-за ухода на больничный. По данным опроса в США, 11% его участников сообщили, что потеряли работу, когда заболели, и 11% рассказали, что аналогичная история произошла с их близкими.
Больничные в России
Ежегодно гриппом или иными ОРВИ болеют 40 млн россиян. Только 8% при этом сразу берут больничный и остаются дома. 18% вообще никогда не болеют у себя в постели, даже если очень плохо себя чувствуют. В целом же, 82% наших заболевших соотечественников едут на работу. Причем едут они даже в том случае, когда имеют право на оплачиваемый больничный. Основные причины этого:
- Страх перед «завалом на работе»: 20% считают, что так или иначе, но работать придется в любом случае.
- Страх потерять в зарплате (37% россиян). В России при расчете оплаты больничного не учитывают, например, надбавки, зато учитывают стаж работы (чем он меньше, тем меньше компенсация). Это значит, что заболевший врач за время, что он проболел дома, получит деньги, исходя из голого оклада, который может составлять половину, а то и меньше, от его реальной зарплаты. А сотрудник, проработавший менее 5 лет, получит за дни болезни только 60% своего среднего заработка.
- 22% не хотят тратить время в очередях в поликлинике.
- 10% опасаются вызвать неодобрение начальства и коллег.
- 5% боятся увольнения.
Только если состояние здоровья не стабилизируется в ближайшее время, 63% заболевших работающих россиян берут больничный.
Переносить болезнь на ногах — национальная черта. Надо отметить, что лишь 27% офисных сотрудников негативно относится к больным коллегам. 17% уверены, что такой героизм достоин поощрения, а 37% утверждают, что им все равно, в каком состоянии их сосед по офису.
В России в некоторых коммерческих компаниях можно договориться поработать во время болезни из дома. Треть (37%) сотрудников получает добро на 1-2 дня и без справки, 5% имеют шансы договориться на целую рабочую неделю. Еще 5% могут работать из дома столько, сколько потребуется. Но у 53% российских работников возможности поболеть и одновременно поработать удаленно нет.
Медицинские маски и эпидемии
Масочный режим за рубежом
Отношение людей к медицинским маскам очень сильно зависит от обстоятельств. Например, в Китае жители мегаполисов носят маски вне состояния здоровья. И делают они это не потому, что боятся заразиться гриппом или не хотят заражать других. Просто в крупных городах Китая обычным явлением является смог, причем такой, что в Пекине несколько раз в год объявляют красный уровень опасности. Поэтому маски у китайцев — привычный «элемент одежды».
В Японии маски тоже давно стали частью национальной культуры. Японцы носят маски, когда болеют, чтобы не заразить коллег. Они также надевают специальные сезонные маски, чтобы защитить себя от аллергии — такие маски представляют собой многоразовые хлопковые повязки с внутренним мешочком, набитым марлей. Конечно, немалую роль в троекратном росте популярности масок за последние 10 лет сыграли эпидемии гриппа 2009 и 2011 гг., а также землетрясения и авария на Фукусиме. Но, кроме того, постепенно маски стали использоваться для создания личного пространства или для того, чтобы скрыть лицо без косметики.
Масочный режим в России
Во время эпидемий в любой стране мира медицинские маски становятся особенно популярными у населения. Не зная правил их ношения, покупая наугад, люди в большинстве своем не достигают желаемого уровня защиты. Зато всегда найдется тот, кто начнет призывать к кардинальным мерам. Год назад один из российских депутатов предложил обязать под угрозой штрафа носить маски всех пациентов с ОРВИ и гриппом, если они окажутся в общественном месте: в транспорте, на работе, в школе и т.п. Причем, если больной без маски проник на работу, то штрафовать предлагалось уже его начальство. Депутат просчитал, что для физлица будет достаточно штрафа в 100-500 рублей, а для юрлица, допустившего распространение инфекции — от 10 до 20 тысяч рублей или приостановки деятельности на 3 месяца. Как контролировать заразных граждан, норовящих доехать до работы с гриппом — депутат не объяснил.
В России, как и в случае с вакцинацией, существует ряд профессий, для которых во время эпидсезона обязательным является ношение масок и их смена каждые 3-4 часа — это образовательные и медицинские учреждения, общественный транспорт, торговые предприятия, организации общественного питания, аптеки, розничная торговля и культурно-досуговые предприятия. Масочный режим в таких организациях вводится по распоряжению сверху и обсуждению не подлежит, вплоть до увольнения. Аналогичным образом поступает и начальство некоторых российских компаний. Впрочем, многие руководители не видят значительных выгод от упаковывания всех сотрудников в медицинские маски — что правильно: марлевая повязка, особенно так, как ее использует большинство, не защищает здорового человека от инфекции.
Профилактика гриппа в офисе
Для работодателей вакцинация от гриппа, в зависимости от деятельности и статуса учреждения, может быть:
- добровольной;
- обязательной.
В большинстве стран мира существуют должности, при работе на которых вакцинация сотрудника от гриппа в эпидемический сезон является обязательным условием. В России в перечень таких специалистов входят сотрудники оздоровительных (поликлиники, больницы и т.п.), образовательных (сады, школы и т.п.) учреждений, транспорта и коммунальной сферы. При отказе от вакцинации руководство может, в соответствии с законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отстранить сотрудника от работы, пока не будет объявлено об окончании эпидемии. Известны случаи, когда работников вместо отстранения лишали премии. Непривитым соискателям, пришедшим в это время устраиваться на работу, связанную с высоким риском заболевания, может быть отказано в трудоустройстве. Контроль за вакцинацией сотрудников таких учреждений осуществляет Роспотребнадзор.
В целом же можно сказать, что в остальных случаях необходимость вакцинации решается руководством компании. В России уже не первый год многие медицинские организации предлагают программы вакцинации сотрудников офисов. И 39% крупных компаний проводят их. Стоимость зависит от количества вакцинируемых граждан и конкретной вакцины. Например, прививочная кампания для команды от 1 до 20 человек российским Грипполом Плюс обойдется в 400 рублей на рабочую единицу (а французским Ваксигриппом — уже в 560 р.). Если же речь идет о количестве сотрудников от 200 до 500 человек, то тот же Гриппол обойдется в 340 рублей за дозу (или в 470 р. за дозу Ваксигриппа).
Исходя из этих цифр, становится понятно, что небольшим частным компаниям расходовать средства на вакцинацию невыгодно. Нередко прививка от гриппа преподносится сотрудникам крупных организаций, как бонус. И в этом случае руководство, оплатившее вакцинацию сотрудников, может внутренним распоряжением сделать ее обязательной. Как показывает практика, желающие отказаться могут это сделать на основании действующих российских законов. Как правило, для адекватного руководства это не является поводом для увольнения. Наконец, в некоторых компаниях сотрудники могут сделать себе прививку от гриппа на стороне, а организация оплатит им понесенные расходы.
[cite title="Выводы"]Когда работающий человек заболевает гриппом, у него есть несколько вариантов дальнейшего поведения:
- Сесть дома и болеть. Плюсы: нет инфекционной угрозы для коллег, да и выздоровление идет быстрее. Минусы: человек отсутствует на работе — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Выйти на работу и болеть там. Плюсы: работа не страдает. Минусы: высок риск заражения коллег, хронизации заболевания и развития осложнений.
- Взять работу на дом. Идеальный вариант, но применим не ко всем профессиям и поддерживается не во всех компаниях.
Практика показывает, что чем больше расходы на профилактику и защиту заболевших сотрудников, тем выше финансовые выгоды для компании. Но эти выгоды рассчитываются в долгосрочном периоде, а за больничный надо платить уже сейчас. В итоге, при нестабильной экономической ситуации (как сейчас в России) небольшим компаниям невыгодно заботиться о своих работниках.
В итоге, давно доказано, что в компаниях, предоставляющих сотруднику возможность отболеть дома без потери в деньгах, ниже показатели текучести кадров и прогулов, меньше расходы на набор сотрудников и их обучение, и даже выше производительность. Это логично, учитывая, что больной человек просто не в состоянии работать на полную мощность и чаще допускает ошибки. Но пока попытки экономистов убедить работодателей в финансовой выгоде оплачиваемых больничных безуспешны.