Если на семейном совете родители решили, что ребёнок идет с сентября в сад — или малыш уже имел опыт пребывания в детском саду в прошлом году, но мама и папа видят лишь его непрестанные болезни после посещения группы — самое время грамотно подготовиться, менять уклад и психологические установки. В этом нам помогут советы педагогов, педиатров и нейропсихологов.
Сгладить контраст между домом и садом
Многие слышали рекомендацию сдвигать постепенно время отхода ко сну и пробуждения до садиковского или школьного режима, чтобы ребёнок легче просыпался утром. Однако успешная подготовка касается не только режимных мероприятий — она включает и психологические аспекты. Если ребёнку позволяли «делать, что ему вздумается», не убирать за собой игрушки — самое время начать быть более строгим родителем и отслеживать подобные «мелочи». В саду не забалуешь — многие воспитатели придерживаются разумной строгости. Неудивительно, что у деток из многодетных семей подобные проблемы встречаются реже — дома царит более дисциплинированная атмосфера.
Утренний веселый ритуал — залог хорошего настроения
Утренняя спешка подчас упраздняет все приятности, которые так любят все детки — поваляться немного в кровати, пообниматься с родителями, немного пошалить с подушками и т. д. В итоге, когда родители с вечера объявляют о том, что завтра отведут ребёнка в сад, для малыша это будет означать ранний безрадостный подъем, возможно нервную и дерганную маму, которая тянет его, сонного, на кухню и поторапливает одеваться. Конечно, он будет говорить, что не хочет в сад.
Психосоматика у деток является первостепенным механизмом регуляции здоровья — если малыш испытывает резко отрицательные эмоции (иногда внешне это не сильно проявляется, нужно приглядется и обращать внимание на мелочи), он может затемпературить и захворать без всякой инфекционной причины. Некоторые специалисты образно выражаются, что ребёнок «загоняет» себя в болезнь.
Что делать? Вспомнить все, что ребёнок предпочитает делать по утрам и позволить ему делать это — даже если для этого нужно встать пораньше, ребёнок с удовольствием встанет не «в сад», а «поиграть в радиоуправляемую машинку», «приготовить мишке блинчики на игрушечной кухне» и так далее, в зависимости от предпочтений малыша.
[ending]Руководитель детской театральной студии Евгения Комарова советует: «Откажитесь от хмурого выражения лица (даже если утро — явно не ваше любимое время суток), разговаривайте с искренним энтузиазмом (примените базовые навыки актерского мастерства). Все детки дошкольного возраста охотно вовлекаются в игру — подключите фантазию, попросите ребёнка чистить зубы как робот, собираться с первой космической скоростью (пусть он изобразит ракету), вспомните и любимых персонажей — динозавров, мишек, мышек, кого угодно. Вносите изюминку в каждое утро и пусть каждое утро будет наполнено позитивными эмоциями».
Поход в сад как приключение
Не акцентируйте внимание на том, что вам необходимо проехать на автобусе или долго идти — ребёнок гораздо лучше перенесет скучное одевание и нудную, с его точки зрения, дорогу, если вы пойдете «смотреть, как встает солнце и ловить туман», «узнать, где же спят автобусы — как думаешь, что ему снится?».
Лужи, ветер, осенняя слякоть? Что может быть лучше попрыгать по лужам в резиновых сапожках как свинка Пеппа? Тем более, надо успеть донести любимой воспитательнице букетик хризантем из собственного сада, чтобы раньше всех ее порадовать! Дети любят быть первыми — напомните ему, что он сможет покататься раньше всех в группе на любимой машинке.
Непременно наступит день, когда ребёнок никак не захочет идти в сад,
прежние приемы не сработают и ничего не будет радовать. На помощь опять придет родительская сметка!
Евгения, мама сынишки четырех лет, доверительно сообщила малышу, что «вредная Баба Яга летит в его сад, чтобы съесть всю-всю кашу деток из его группы». Сын с удовольствием отправился в погоню за «злодейкой»! История так понравилась, что периодически использовалась и впоследствии — оказалось, что Бабка Ежка теперь испугалась мальчика, и ей самой захотелось варить кашку по утрам. Теперь она будет «работать» в саду каждый день, а мальчику нужно будет за ней присматривать, чтобы она не «отлынивала».
Психологические приемы
Некоторые родители дают ребёнку в сад не игрушку, а какую-то мелочь (чтоб поместилась в кармане), связанную с домом. Этот момент можно обсудить с воспитателем. Объясните ребёнку, что если ему вдруг станет грустно и он соскучится по маме — пусть достанет из кармашка фотографию (например) и вспомнит, что его любят и ждут дома, мама обязательно придет.
Игрушка — заместитель
Можно наделить игрушку функцией заместителя мамы — пусть ребёнок расскажет мишке, что особенно его тревожит или кто его обидел, а мама сразу об этом узнает от него. Но это не значит, что она непременно тут же придет — как только сможет освободиться!
«Хочу» и «надо»
Напомните, что у мамы есть важная обязанность (следует в двух словах рассказать про работу), которую она должна выполнить — это приучит ребёнка к мысли, что взрослые больше подчиняются понятию «надо», а не понятию «хочу». И если малыш будет выполнять то, что «надо», а не «хочется», он автоматически становится «как взрослый». Разумеется, подобные психологические установки лучше методично доносить, когда ребёнок весел и спокоен, в разгар истерики он вряд ли вас расслышит. Поэтому стоит проговаривать такие мысли глубоко заранее.
«Будь спокоен ради нас»
Если малыш рассказывает, что ему было грустно — попросите его быть спокойным ради мамы или папы. Поясните ему, что вас очень расстраивают такие известия, и вам будет очень приятно слышать и видеть, что малыш здоров, весел и рассказывает интересные события из садика.
[ending]Японский нейропсихолог Кикунори Синохара утверждает, что любое занятие или действие малыша должно быть закреплено ярлычком «удовольствие». Похвала, осознание того, что он «молодец», в значительной степени закрепляют родительские указания.
Хвалим и ждем
Если ребёнок перестал ныть и собрался утром с удовольствием — хвалим. Если ребёнок демонстрирует желание пойти в сад — хвалим. Если прикладывает усилия — хвалим. Это железные правила.
Кикунори Синохара утверждает, что таким образом формируется внутренняя мотивация, а появление внутреннего стимула — это уже верный путь к достижению позитивного результата в любом деле.
«Внимание — любовь»
Забираете ребёнка из садика? Не торопитесь окунуться в домашнюю суету. Сходите в кафе, на батуты или карусели. Если есть возможность, делайте выходной от садика раз или два в неделю и проводите так, как вам хочется.
Бодрое утро: на зарядку становись!
Лето — отличное время для умеренного закаливания ребёнка. Заведите привычку если не каждый день, то через день выполнять с ребёнком веселую гимнастику до завтрака — кувыркаться как панды, ползать по-пластунски как крокодил, ходить на руках и ногах как обезьянки за бананами. После ополосните его в бодрящем прохладном душе-водопаде и увидите, как у ребёнка загорятся глаза — от такого позитивного начала дня мало кто откажется. Совместные занятия сближают, у ребёнка будут приобретаться осанка, пресс, а уж хорошее настроение обеспечено. С наступлением холодов такие упражнения будут только кстати.
Что думают насчет «несадиковских» детей доктора?
«До трех лет не болели — в саду болеем по месяцу, а ходим только неделю»? Знакомая история? Любимый педиатр многих современных мам, доктор Комаровский утверждает, что в такой ситуации виноваты «несадиковские родители».
Если ребёнок заболел, его надо долечить. Причем не горстями таблеток извне — следует чаще проветривать помещение и мыть ручки. Закапать нос, отпоить. Даже если вы отвели в сад и ребёнок опять засопливил, в этом нет ничего сверхдраматичного — так формируется иммунитет, через «болезнь». Если не водить ребёнка в сад, с этим явлением можно столкнуться уже в первом классе — а вот здесь пропуски занятий будут гораздо критичнее. По возможности нужно избегать противовирусных и иммуномодулирующих средств — необходимо дать ребёнку возможность выздороветь естественным образом.
Практические выводы для родителей: комплексный подход решает!
Итак, стоит проанализировать и пересмотреть свой семейный уклад, немножко подкорректировать шероховатости — и ваш ребёнок с удовольствием вольется в детский коллектив, дальше адаптация в детском саду уже во многом будет зависеть от воспитателя.
- Приготовьте ребёнка в сад заранее. Режим, дисциплина, ответственность.
- Встречайте утро бодро и весело! Долой скуку.
- Минуйте парниковые условия. Осенью во многих городах России существуют температурные «ножницы», когда на улице или дома уже холодно, а отопление еще не включили — не кутайте его летом на сон, например. Закаляйте.
- Заинтересуйте ребёнка садиком — это не сложно. Ведь в современных детских садах действительно проводят интересные занятия, водят в бассейн. А про новых друзей и говорить не приходится.
- Понаблюдайте за малышом, комфортно ли ему в саду. Говорите с ним и воспитателями — как складываются отношения с другими малышами, как он ест и спит. Решайте проблемы по мере поступления, не отпускайте на самотек и проблема «несадиковского малыша» исчезнет сама по себе!