Конфликт — довольно частое явление среди людей. Обычно он вызывает отрицательные эмоции и неприятные чувства. Вряд ли кому-то удавалось избежать конфликтов вообще. Единственное, что может сделать человек — это научиться конструктивно разрешать его.
Что такое конфликт? В психологии это понятие звучит как столкновение взглядов, интересов и мнений двух и более сторон с видимыми или скрытыми противоречиями. Конфликты могут быть личностными и общественными, возникать в семье, на работе, среди друзей, детей и родителей и даже незнакомых людей. Причиной для него всегда выступает несогласие одной из сторон с другой, противоречия, нарушения установленных правил.
Специалисты изучают конфликты с разных сторон. Говоря об этом, можно с уверенностью утверждать, что их усугублению способствует поведение человека или людей в конфликтной ситуации. Обычно люди проявляют гнев, ярость, другие агрессивные реакции. Все это может сопровождаться громким или повышенным тоном, активной жестикуляцией, иногда конфликты заканчиваются физической расправой. Если рассматривать конфликтную ситуацию в обратном порядке, станет заметно, что любой печальной и разрушительной развязки можно было избежать, если бы люди контролировали свою речь и эмоции.
Возможно ли сделать это во время разгоревшейся ссоры, когда уровень внутреннего контроля резко снижается, а желание доказать свою правоту или защитить себя выходит на первый план? Как правильно и конструктивно, без ущерба для себя и психики партнера выражать гневные чувства?
Психология человека и привычка быть эмоциональным
Говорят, что у человека, который во время разногласий начинает громко кричать, отстаивать свое мнение, существуют привычки быть излишне эмоциональным. Так ли это на самом деле? Действительно ли яркое проявление эмоций является просто привычкой и от нее можно избавиться?
Еще древние ученые доказали, что психика всех людей отличается друг от друга по типу высшей нервной деятельности. Эти типы считаются темпераментом и носят названия флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика. Каждый из них обладает набором определенных качеств, который отличает его от других.
- Холерик — вспыльчивый, подвижный, общительный;
- сангвиник — активный, поверхностный, жизнерадостный;
- флегматик — малоподвижный, терпеливый, надежный;
- меланхолик — мнительный, ранимый, тревожный.
Изучая привычку быть эмоциональным, можно сказать, что больше всего она присуща тем людям, которые относятся к холерическому и меланхолическому типам характера. Именно они обладают слабой эмоциональной выдержкой, и во время конфликта их психика незамедлительно выдает реакцию — бурные эмоции. В случае с холериками это гнев и агрессия, а у меланхоликов — плач и депрессивные эмоции.
Вот почему просьбы близким людям о том, чтобы они старались сдерживать свои эмоции во время конфликтов, часто не приносят желаемого результата. Человеку сложно перестроиться там, где постаралась природа — быть эмоциональным во многих случаях обусловлено врожденными особенностями характера.
Несмотря на это, в практической психологии существуют упражнения, которые позволяют научиться сдерживать гневные эмоции и проявлять чувства во время конфликта правильно. Прежде чем описать их, следует разобраться в том, почему агрессия во время конфликта может проявляться с интенсивностью, которая подчас не соответствует проблеме.
Что скрывают агрессивные эмоции?
Многим знакома ситуация, когда, казалось, ничего страшного не произошло, а человек ведет себя агрессивно — доказывает правоту, защищается, кричит. Немногие знают, что причиной такого поведения часто выступает страх. Человек кричит, когда он боится. Подсознательно, ему кажется, что повысив голос или напугав окружающих своей агрессией, он защитит то, что дорого ему — принципы, равновесие, безопасность, правду. Поэтому часто в конфликтах, которые обычно завязываются на противоречиях и противоположных мнениях, люди кричат, чтобы защитить свое право на обладание, свободу выбора, действий, мыслей, возможность быть собой.
Как отказаться от привычки реагировать агрессивно на все, что противоречит упорядоченному образу жизни, или заставляет идти против себя?
Проанализируйте свои реакции. Что из случившегося вызывает сильную агрессию и желание защищаться? Это могут быть ситуации критики личности, указания к действиям, разбор ошибок и другие. Проведите параллель со своим детством. На какие детские ситуации это похоже? Что вы чувствовали тогда? Какие чувства возникают сейчас? Угроза чему ощущается ярче всего? Индивидуальности? Безопасности? Возможности быть собой? Самооценке? Ответы на вопросы помогут лучше понять себя и причины агрессивных реакций.
Психика человека и отношения: как быть с чувствами?
Поведение окружающих — друзей, коллег, родственников — когда они вмешиваются в личную жизнь, критикуют, учат, как правильно жить, вызывает у многих людей желание нагрубить, яростно защищать свое право на личную жизнь, выбор и совершение ошибок. На самом деле это нормальная реакция человека. Только часто такое поведение приводит к конфликту и портит отношения с окружающими.
Чтобы избежать ссоры, можно молчать и переживать бурю эмоций внутри. Такие действия уберегут от конфликта, помогут сохранить дружеские отношения с людьми. Однако чувства гнева и обиды никуда не денутся — они останутся внутри и позже выльются в раздражение и обиды, и конфликта будет не избежать.
Как быть, когда возникает необходимость отстоять право на личное мнение, защитить свои потребности и желания и сохранить при этом дружеское общение с другими, не вступая в конфликт?
Как правильно конфликтовать
Прежде чем бросаться в атаку на защиту своих прав, дайте себе несколько минут. Не бросайтесь в обвинения и осуждение другого. Подумайте, чего вы хотите от разрешения конфликта? Чего боитесь, защищая себя? Во время конфликта полезно бывает говорить не о другом, а о себе. Фразы «ты виноват…» и «все из-за тебя» поменяйте на «я чувствую себя обманутым», «мне больно, страшно когда…» и так далее.
Заведите привычку во время ссоры или разногласий говорить о своих чувствах — так отрицательные эмоции найдут выход, партнер не будет оскорблен или разозлен, и шансы, что найдется общий выход, и каждый из участников конфликта осознает свою неправоту, увеличатся в несколько раз.