Психология конфликтов — это область, которой интересуются многие люди. Их интерес продиктован, прежде всего, желанием снизить накал чувств во время трудного общения или научиться избегать ссор. Возможно ли никогда не ссориться с близкими людьми? Какую пользу приносят конфликты в общении? Как меняется психология человека, когда он приобретает новые навыки в общении? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации о том, как правильно находиться в конфликтах и проживать их, можно найти в данной статье. Психология конфликтного поведения: привычка ссориться Каждый конфликт, независимо от того между кем он происходит — близкими членами семьи, малознакомыми людьми, соседями или друзьями — имеет причины. Иногда людям кажется, что повода для конфликта нет, однако отношения портятся, и тогда они думают, что это происходит на пустом месте. Подобная оценка ситуации является заблуждением. Для того чтобы произошел конфликт в отношениях, должны сложиться определенные условия. Вот некоторые из них, которые приводят к возникновению сильных чувств и делают общение конфликтным: Противоречие взглядов. Например, муж и жена по-разному относятся к воспитанию ребенка. В системе ценностей мужчины есть убеждение о том, что детей нужно воспитывать строго, не потакая их капризам. У жены имеются другие представления на этот счет — она считает, что главное в воспитании детей — это понимание и близкое общение. Так, супруги не могут договориться друг с другом, их взгляды на отношения в семье и воспитание противоречивы и они часто ссорятся по этому поводу. Различия в желаниях и потребностях людей. Это проявляется в следующих примерах: ребенок хочет гулять, а родитель торопится увести его с детской площадки и вернуться домой; мужчина очень много работает, устает и вечером хочет побыть в одиночестве, наедине с собой, а женщина соскучилась, испытывает потребность во внимании и близком общении. Так, люди — взрослые и дети — заявляя о своих желаниях, могут столкнуться с тем, что другой близкий человек хочет противоположного и тогда это выглядит как отказ. Во многих ситуациях это больно ранит, может вызвать подозрения в холодности и равнодушии, рождает мысли о ревности, и вызывает желание сопротивляться. Отсутствие согласия. Когда люди не соглашаются друг с другом или в своей системе ценностей имеют разные способы достижения одной и той же цели, между ними легко может произойти конфликт. Например, сотрудник привык выполнять свою работу определенным методом, и руководство это устраивало, однако руководитель сменился и требует использовать в деятельности другие подходы. Это может вызывать протест со стороны подчиненных и на рабочем месте появляется причина для ссоры. Учитывая все приведенные условия, становится понятным, что психология развития конфликта имеет под собой конкретные причины и привычка человека ссориться здесь совсем не при чем. Конфликты в общении: вред и польза Говоря о психологии отношений, многие специалисты считают, что конфликты приносят не только вред — когда люди ссорятся, испытывают много отрицательных чувств — но еще и пользу. Отрицательные последствия конфликтов: Люди обижаются друг на друга, перестают общаться, чувствуют боль, грусть, гнев, раздражение или разочарование. Иногда, когда конфликты являются сильными и продолжительными, эмоциональное состояние человека может значительно ухудшиться — он получает стресс или у него развивается депрессия. Отношения с близкими людьми, коллегами, друзьями портятся. Люди начинают сторониться общения друг с другом. Утрата доверия и уважения. Совершение ошибок, опрометчивых поступков. В конфликтах, также, есть положительные стороны. Вот основные из них: Ссориться — это пытаться достучаться до другого человека, донести ему важность своих мыслей, а также, понять то, о чем он думает и что чувствует. Если люди могут делать это безопасным образом — не обижая друг друга во время конфликтов — у них появляется возможность стать ближе, прийти к взаимопониманию, узнать друг друга лучше. Привычка терпеть и не конфликтовать «Потому что не хочется ругаться», знакома многим людям. Это приводит к накоплению негативных чувств, и как следствие, неконтролируемым вспышкам раздражения и даже ярости. Конфликт помогает освободиться от сдерживаемых эмоций — это необходимо для здоровья психики. Во время конфликта каждый человек пытается отстоять свою точку зрения, заявить миру и людям о своих потребностях — это необходимо для него, чтобы он чувствовал себя счастливым. Во время конфликта снимается эмоциональное напряжение. Люди начинают понимать и видеть точку зрения другого человека, обмениваются опытом. Происходит переоценка жизненно важных ценностей, способность замечать не только себя, но и другого человека. Эффективное общение во время конфликтов Полезно уметь позволять другому выражать чувства и эмоции. Стоит научиться не принимать, в это время, все на свой счет, держать в голове установку о том, что гневное поведение другого человека является способом выражения его чувств, но не желанием обидеть или уничтожить. В конфликтах полезно задавать вопросы. Если присутствуют обвинения, то следует спокойно попросить оппонента логически обосновать их. Использовать партнерскую форму общения во время конфликта — предложить озвучить общую цель, и способы, которыми она будет достигаться. Впоследствии разговора их можно менять, чтобы прийти к общему мнению. Эмоции — сфера, которой нужно уметь управлять. В конфликте важны желания всех участников, поэтому, полезно спрашивать человека — что ты хочешь, а также, говорить ему о своих желаниях. Не стоит во время ссор занимать доминирующую позицию или находиться в подчинении. Лучше всего, если общение будет происходить на равных. Стоит отказаться от желания навязать свою точку зрения — уважение к чувствам и представлениям другого человека сделает конфликт менее болезненным. Если эмоции полностью захлестнули, и контроль над собой утрачен, то лучше всего остановиться, дистанцироваться и привести чувства в порядок — это значит, нужно прекратить ссориться, побыть немного наедине с собой. Психология человека проявляется в конфликтных ситуациях. Если каждый будет стараться работать над собой, то это приведет к снижению напряжения и уменьшению числа конфликтов. Пройдите тестУмеете ли вы управлять гневом? Склонны ли вы выплескивать свои эмоции на окружающих? Пройдите тест и выясните это. Использованы фотоматериалы Shutterstock