Рано или поздно перед взрослыми встает проблема обучения детей чтению. Это является актуальным даже в наш век высоких технологий, когда малыши осваивают гаджеты чуть ли не раньше, чем сделают свой первый шаг. Однако для пользования смартфоном, компьютером или планшетом все равно необходимы навыки чтения.
При раннем развитии ребёнка он проявляет естественную любознательность ко всему вокруг. Это касается и букв. Если использовать это стремление малышей к исследованию окружающего мира, то процесс получения новых навыков (включая чтение) идет гораздо проще и без возможных стрессов.
Лучший способ развития ребёнка — игровой формат обучения
Ребёнок усваивает новые знания и навыки гораздо успешнее, если это происходит в естественной для него форме, без давления со стороны родителей. А что может быть для малыша более привычным, чем игра? Это делает процесс обучения чтению легким, веселым, комфортным для ребёнка.
В наши дни в книжных магазинах и в торговых точках по продаже игрушек представлен огромный ассортимент разнообразных развивающих товаров. Многие из них ориентированы как раз на обучение детей чтению в разных возрастных группах.
Более того, очень простые и учитывающие индивидуальные особенности конкретного ребёнка пособия можно изготовить самостоятельно. Оптимально будет, если вы займетесь этим вместе со своим малышом. Совместные занятия всегда сближают и усиливают родственные связи.
Сам по себе процесс изготовления таких учебных пособий уже становится обучением. Вырезая вместе с мамой буквы или слова из цветной бумаги, дети невольно их запоминают. Это происходит ненавязчиво и без давления.
При всем разнообразии игровых форм обучения методика в них используется схожая. Конкретные буквы, слоги или слова соотносятся с изображениями на картинках в зависимости от того, каков возраст детей и на каком этапе обучения они находятся.
Самое простое решение для привлечения внимания малышей — это вырезанные картинки из старых журналов со знакомыми и понятными для них изображениями. Это могут быть звери, растения, предметы быта, персонажи сказок. Кроме того, родители могут сами нарисовать такие картинки вместе со своими детьми. Для целей обучения не нужны идеальные изображения высокохудожественного исполнения — достаточно простых схематичных рисунков.
Вырезанные картинки или рисунки нужно наклеить на однотонные картонки чуть большего размера. На свободном месте необходимо написать букву, которая обозначает изображенный объект. Например, К — если там кошка, М — мама, С — солнышко и т. д. На втором комплекте картонок должны быть только буквы, без изображений. Для развития ребёнка предлагается простая игра — подобрать подходящие картонки из двух комплектов, с изображениями и без. Так малыш сможет не только запомнить очертания конкретных букв, но и связать их с определенными образами.
Когда родители должны перейти к следующему этапу обучения
Гармоничное развитие ребёнка обычно позволяет без проблем переходить от одного этапа обучения к следующему. Тут нам снова пригодятся уже знакомые картонки с картинками. Но теперь следует указать на них не одну букву, а название объекта целиком. Это будет кошка, мама, солнышко и т.д. Для начала будет хорошо, если малыш сможет с уверенностью соотносить слово с изображением.
Если он это уже усвоил, можно усложнить задание и добавить в него картонки с буквами из начального урока. Покажите ребёнку, из каких букв состоит слово, обозначающее объект на картинке. Например, на картонке есть изображение кота и написано слово «кот». Положите перед малышом также три картонки с отдельными буквами: К-О-Т. Так он увидит те буквы, которые составляют слово целиком.
После того, как дети освоят данное упражнение, можно сделать его чуть сложнее. Выложите картинку с изображением и большое количество картонок с отдельными буквами. Пусть малыш сам выберет среди них те, что нужны. Затем можно предложить уже 2-3 картинки с разными объектами и словами. Теперь малышу из общей массы букв надо выбрать те, что составляют уже несколько слов. Тем самым родители в простой и доступной форме могут тренировать у своих детей навыки не только чтения, но и мыслительного анализа.
Заинтересует малышей и так называемое словесное домино. Для этой игры используют все те же картонки с изображениями и надписями. Логика игры строится на правилах обычного домино: нужно выстроить цепочку, но только не из костяшек с точечками, а из картонок с картинками.
Предложите детям выкладывать карточки в следующей последовательности: слово на следующей карточке должно начинаться с той буквы, которой заканчивается название объекта на предыдущей карточке. Например, роза — арбуз — зайчик — кот. Так ребёнок и повторяет буквы, и учит слова.
Какие методики применять к детям
Родителям, которые еще только готовятся приступить к обучению чтению своих малышей, нужно усвоить некоторые важные правила. Они повысят результативность их усилий.
- Занятия должны быть регулярными и систематическими. Только так можно рассчитывать на гармоничное развитие ребёнка и закрепление полученных навыков.
- Взрослым следует проявлять максимальное терпение и мягкость. Ведь все дети разные, у них разная быстрота реагирования, навыки запоминания, умение концентрироваться. Нельзя давить на ребёнка, если у него что-то не получается, и тем более нельзя на него кричать или раздражаться. Так вы можете отбить у него всякий интерес к чтению.
- Уделите особое внимание переходу от запоминания букв к чтению целых слов. Частое явление — соединение в слово букв именно так, как малыш их запоминал. Например, он знает такие названия букв, как «дэ», «о», «эм». Поэтому слово «дом» именно так и прочитает — «дэоэм». Для того чтобы он понял принцип формирования слова из букв, может потребоваться немало времени.
- Не поскупитесь на покупку качественных книг, специально предназначенных для обучения малышей чтению. Их разрабатывают профессионалы, которые учитывают все аспекты данного процесса. Такие книги обычно яркие и красочные, в них используется игровой формат, а в предлагаемых текстах нет сложных для восприятия и произношения сочетаний букв.
Прекрасным стимулом для обучения чтению являются любимые сказки и истории ребёнка. Предлагайте почитать их вместе, позвольте малышу найти в тексте знакомы буквы или слова. Часто он поначалу просто имитирует чтение, пересказывая по памяти запомнившуюся сказку. Но постепенно он научится читать ее на самом деле.