Для многих взрослых становится шокирующим открытием тот факт, что их дети могут проявлять жестокость по отношению к животным. И это происходит очень естественно, как бы походя, без видимой вспышки злости или агрессии. Ребёнок может растоптать дождевого червя, который выполз на тротуар, и тут же весело побежать в песочницу к друзьям, даже не заметив своей жестокости.
Родители становятся свидетелями того, как их милый малыш таскает за хвост маленького котенка, разгоняет пинками стайку приземлившихся голубей или бросает камни в бродячую собаку. Порой взрослые просто приходят в ужас от такого зрелища и даже начинают подозревать, что в их семье растет будущий садист.
На самом деле подобное поведение — скорее всего, лишь проявление очередного естественного этапа в развитии ребёнка. Для него животные и птицы — точно такой же объект исследования, как, например, кубик или мячик. Если можно ударить по мячику, то почему нельзя ударить по котенку? Маленький ребёнок в силу своего возраста не понимает различия между ними. Задача взрослых — научить его этому пониманию.
С чего лучше начать родителям
Надо осознавать, что врожденного уважения к живым существам у детей просто нет. Это очень важный навык, которому обязательно придется учиться. Нельзя рассчитывать на то, что все само собой образуется — дескать, малыш сам рано или поздно поймет, какой милый и слабый этот пушистый котенок, и перестанет его таскать за хвост или усы.
При виде жестокого отношения ребёнка к домашним питомцам родители не должны впадать в панику, но в то же время они и не должны игнорировать такие проявления. Если постоянно оставлять без реакции подобное поведение, оно может закрепиться как обычная привычка. После этого привить навык бережного отношения к животным будет намного сложнее.
Дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим возможно воспитать только в том случае, если ребёнок осознает, что они такие же живые существа, как он сам. Это должны быть очень простые и понятные малышу примеры. Скажем, ласково погладьте малыша по спинке, а потом погладьте по спинке кошку. И объясните малышу: «Вот видишь — я глажу тебя по спинке, и тебе это нравится. А теперь я глажу кошку по спинке, и ей тоже нравится — она мурлычет». Предложите малышу самому погладить кошку и послушать, как она мурчит.
Любое, не только жестокое, но и просто неаккуратное обращение детей с животными должно незамедлительно пресекаться. Если вы смеетесь над возмущенной реакцией домашнего пса, которого дергают за хвост, малыш посчитает, что делает что-то хорошее и радует маму. Смех взрослых он воспримет как поощрение.
Пресекать следует любые, даже неосознанные, попытки ребёнка навредить живому существу. Если он топчет муравьев — расскажите ему о том, какие они трудолюбивые и сплоченные в своей семье. Если ловит бабочек и отрывает им крылышки — найдите в интернете или библиотеке издания про бабочек, расскажите об их красоте и пользе.
В результате таких рассказов развитие ребёнка будет более гармоничным. У него не только будут формироваться навыки сострадания, он получит еще и дополнительную информацию о мире, который его окружает.
Учите ребёнка разбираться в животных, показывайте ему цветные картинки, придумывайте игры соответствующей направленности. Читайте больше книжек про животных, подбирайте подходящие мультфильмы.
Что дает для развития ребёнка общение с животными
Если при помощи книг, рассказов и мультфильмов родителям удалось пробудить интерес ребёнка к животным, можно переходить к следующему этапу формирования нужных навыков. Необходимо организовать прямой контакт с животными под присмотром взрослых.
Хорошо, если у кого-то из родственников или знакомых есть домашние животные с мягким неагрессивным характером. Постарайтесь периодически бывать там с детьми, чтобы показать им, как владельцы любят своих питомцев, заботятся о них, уважают их чувства. И как переживают, если они болеют, или если кто-то обижает их любимцев. Ребёнок должен увидеть все это своими глазами, осознать и принять. Только после этого можно думать о том, чтобы завести для него собственного питомца.
Впрочем, уважительное и заботливое отношение к живым существам можно воспитать, даже в том случае, если ни у кого из близких нет домашних любимцев. Вы можете сами стать живым примером для своего ребёнка. Достаточно, например, где-то под окнами сделать кормушку для птиц и заполнять ее кормом вместе с ребёнком. Тогда он сам увидит конкретный результат бережного отношения к живым существам.
Но развитие ребёнка должно продвинуться к следующему этапу. Мало привить интерес к животному миру и научить заботе. Взрослые должны привить навыки именно уважительного отношения. Дети должны понимать: всегда нужно учитывать желания самого животного. Нельзя навязывать свою ласку, когда кошка или собака устали, хотят перекусить, заняться какими-то своими кошачьими или собачьими делами.
Какие знания об окружающем мире нужно передать детям
У каждого явления есть две стороны. Ответственным родителям недостаточно приучить своего ребёнка только к бережному отношению к животным. Малышу нужно привить еще и навыки осторожного общения с представителями животного мира.
Результат неосмотрительного обращения с животными может иметь довольно неприятные последствия для психического развития ребёнка.
Если малыш пытается играть со своенравным котом или лезет гладить пса, которого кормят — это может вызвать вполне закономерную агрессивную реакцию со стороны животного. Оно может поцарапать малыша, зарычать на него или укусить.
Получив такой неожиданный болезненный удар в ответ на свое хорошее отношение к коту или собаке, ребёнок рискует приобрести тяжелые фобии на всю оставшуюся жизнь. А те, в свою очередь, могут породить ненависть или агрессию по отношению ко всем животным в более взрослом возрасте.
Чтобы этого избежать, дети должны получать разносторонние навыки. Они должны понимать, как себя вести в разных ситуациях при общении с животными. Родители простым и доступным языком должны объяснить малышам основные правила поведения:
Нельзя лезть с ласками к незнакомым животным, будь они бродячие или домашние. Их реакция может быть непредсказуемой.
Опасно дразнить животных (например, отбирать еду или любимую игрушку, не давать спать и т. д.).
Следует избегать животных, которые выясняют отношения друг с другом или находятся в стадии ухаживания и создания пары.
Когда ребёнок наконец осознает, что звери, птицы, насекомые — это такие же живые существа, как и он сам, то начнет относиться к ним по-другому. Малыш станет заботлив, аккуратен и в то же время будет проявлять разумную осторожность.